Доктрина

Контакты    В закладки

Видение Пророка ﷺ во сне и наяву в исламской традиции

В 1196 / 1784 Шейх Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) был удостоен столь ожидаемым «великим духовным открытием» (фатх̣ ал-кабӣр), или великим просветлением. Проживая в пустыне города-оазиса ’Абӣ Самгӯн, он лицезрел Пророка Мух̣аммада «наяву, не во сне». Чтобы понять исключительную сущность ново-обнародованного пути (т̣арӣк̣а), особое внимание нужно уделить тому, что Пророк поведал ат-Тид͜жа̄нӣ (ر), и это записано в книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни (Драгоценности смыслов):

«Когда Пророк посвящал Шейха (ر) на путь Ах̣мадия и свой образ жизни (сӣра) — ан-набавия ал-мус̣т̣афавия (и Аллах одарил его просветлением из своих рук), то сообщил Ах̣маду ат-Тид͜жа̄нӣ (ر), что он его наставник (мураббӣ) и поручитель (ка̄фил), и что ничего не приходит от Бога без его [пророческого] посредничества. Пророк сказал [ат-Тид͜жа̄нӣ (ر)]: „Нет у тебя долга ни перед кем из шейхов Пути за их покровительство, ибо я — твой посредник (васӣт̣а) и опора в [духовном] осознании, поэтому полностью оставь то, что ты взял из всех тарикатов“. И он [Пророк ] сказал ему [Шейху (ر)]: “Придерживайся этого пути (т̣арӣк̣а) без отречения, или уединения (х̮алва) от людей, пока не прибудешь к обещанной тебе стоянке (мак̣а̄м), ведь ты достигнешь её без тягот, трудностей или чрезмерных усилий. И оставь [или не ищи, итрак] собрание святых“» [1].

С этого времени у Шейха (ر), как сообщается, начались регулярные видения общения с Пророком, и его спутники начали слышать «от него то, что прежде не слышали о знаниях и таинствах» [2]. Время с 1196 / 1784 до прибытия Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) 1213 / 1798 в Фес было отмечено ростом его последователей и укреплением нового ордена — Т̣арӣк̣а Ах̣мадия Мух̣аммадия — как уникального пути, пополнившегося предписанием [систематического упоминания Аллаха] (вирд) в 1200 / 1787 и пониманием адептами, что Шейх (ر) благодаря своим знаниям и знамениям, которые приказал держать в тайне, находился на беспрецедентной духовной стоянке [3].

Для того чтобы понять, как Шейх Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) установил совершенно новый суфийский орден в известной степени на основе опыта видений (даже если многие из его элементов резонировали с традициями Х̮алватии, Шāз̱илии и К̣а̄дирии, в которые он был ранее посвящён), важно изучить контекст сновидений и опыт видений в исламской истории до современного периода (в особенности роль сна, или видения Пророка ). Даже если модернистский Ислам, похоже, унаследовал надменность востоковедов к таким предметам, как видения и сны, представители которого, такие как Грюнбаум, хотели бы убедить нас поверить в суеверность традиционного мусульманского мышления [4], тем не менее востоковеды сыграли значительную роль в формировании исламской идентичности и истории. Лия Кинберг в её беседе о «Книге сновидений» (Китāб ал-Манāм) автора Ибн ’Абӣ ад-Дунйā свидетельствует о «высоком авторитете сновидений в классической эпохе Ислама» [5]. Хотя, разумеется, не любые сновидения имели значение, [6] настоящий сон, как считалось, был выражением незримой реальности. Однажды Пророк  сказал: «Ничего не осталось от пророчества, кроме благих вестей». На вопрос «Что такое благая весть?» он ответил: «Лицезрение (ру’йа)» [, то есть вещие сны, или видение] [7].

Традиционные трактовки (в частности, комментарий ан-Набалусӣ) считают, что душа видящего сон (рӯх̣) уходила, чтобы «увидеть сквозь свет божественного сияния, который Архангел снов хочет ей открыть. Затем она возвращается в своё низменное состояние (нафс), как Солнце, которое покрывается облаками» [8]. Логично заключить, что чем чище нафс, или эго, видящего сон, тем чётче он может прочувствовать и запомнить незримый мир своего сновидения. И поскольку вещий сон открывает незримый мир, который существует на самом деле, по-настоящему чистый человек, с чьего взора во время сна сняты покровы, может наблюдать сокрытое, как если бы он бодрствовал.

Ал-Газа̄лӣ утверждал, что после очищения сердца искателя и полной его поглощённости Богом, «начинаются откровения и видения. Мистики в их бодрствующем состоянии созерцают ангелов, и духи пророков (ع), слышат, как те говорят с ними и наставляют» [9].

То же подчёркивает Ибн ‘Арабӣ: «Человек, которому приходит откровение, пока он бодрствует, видит то, что сновидец видит, пока спит» [10]. Согласно Читтику, в сообщениях Ибн ‘Арабӣ редко бывает ясно, происходит ли видение во время сна или бодрствования [11].

То же можно сказать о Шейхе Ах̣маде ат-Тид͜жа̄нӣ (ر), который также считал, что опыт видения был знаком отличия. Он сказал, что видение целомудренного человека способно зайти настолько далеко, что может указать на конец его собственной судьбы или показать, какая судьба его ждёт. Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни в этой связи сообщает, что у Шейха (ر) никогда до этого не было видения, и наконец пришло [12]. При этом он описал свой сон во время юности, где для него был возведён трон огромного королевства, и, когда он сидел, то увидел великое множество солдат в своём распоряжении [13]. Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни сравнивает видения Шейха ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) с видениями знаменитого мистика двенадцатого века ’Абӯ Мадйана, который предсказал ему достижение стоянки К̣ут̣бания — высшего уровня святости, подобно пророку Мӯсе (Моисею) (ع), который говорил с ним о величайшем имени Бога [14].

Но лучшее видение, на которое может надеяться праведный мусульманин, и что в первую очередь нас интересует в случае Шейха ат-Тид͜жа̄нӣ (ر), это непосредственное видение пророка Мух̣аммада . Существует множество хадисов, подтверждающих обоснованность видения Пророка  во сне. Один из них гласит: «Наблюдать меня во сне подобно наблюдению меня в реальности, потому что Сатана не принимает мою форму и не выдаёт себя за меня. Тот, кому я снился, действительно видел меня. И тот, кто увидел меня во сне, не пойдёт в ад» [15]. Другой х̣адӣс̱ утверждает: «Кто видел меня во сне, тот увидит меня и в бодрствовании, а Сатана не может принять мою форму» [16].

Мы не обеспокоены богословскими спорами вокруг обоснованности видения Пророка  в бодрствующем состоянии, и, действительно кажется, что опыт видений был вполне признан в исламских обществах, предшествующих современным, поэтому провидцев редко беспокоили, прося доказательства правомерности их видений, и выяснением различий между видениями в бодрствовании или во сне. Но важно отметить, что Тид͜жа̄нӣ (ر) убедительно защищал правомерность своего опыта видений, тогда как сегодня в мусульманском мире многие, возможно, предпочтут более материальные или «рациональные» отношения с их традицией.

В документе, подготовленном Тид͜жа̄нӣ (ر) в 2002 году в обители (за̄вӣйа) города Гелиополя (что к северо-востоку от Каира), говорится, что уход пророков (ع) из этого мира не означает, что они мертвы; они находятся в области Прешейка (барзах̮), или между мирами [17] По данным этого документа, один х̣адӣс̱ сообщает об указании Пророка  на то, что Бог запретил земле поглощать тела пророков (ع) [18]. Как Пророк Мух̣аммад увидел Мӯсу (Моисея) (ع), стоящего в молитве у его могилы, и ‘Ӣсу (Иисуса) (ع), совершающего ритуальный обход вокруг Ка‘абы, также и праведные слуги Бога могут узреть Пророка после его ухода из этого мира [19]. Человек, черпающий знания из видения Пророка наяву, является лишь примером способности Бога давать знания своему слуге напрямую, как об этом сказано в Коране: «Бойся Аллаха, и он тебя научит» [20].

Видение Пророка  занимает центральную позицию в исламской истории с самого начала. Учёный начала мусульманской истории, Ибн Сӣрӣн (ум. 728), посвятил целую главу своей книги Тафсӣр ал-Ах̣лāм ал-Кабӣр (Большой толкователь снов) теме видения Пророка во сне [21]. Кита̄б ал-Манāм (Книга сновидений) багдадского учёного Ибн ’Абӣ ад-Дунйā (ум. 281 / 892) содержит сорок семь рассказов о сновидениях Пророка [22]. Знаменитый суфийский поэт ‘Абд ар-Рах̣ма̄н ад-Д͜жа̄мӣ (ум. 1492) даже написал поэму, которая могла бы вызвать видение Пророка во сне [23]. Книга Д͜жалāл ад-Дӣна ас-Суйӯт̣ӣ (ум. 1505) Танвиӣр ал-Х̣алак фӣ ’имка̄н ру’йат ан-набӣ ва-л-малак (Освещение Тьмы и Возможность Видеть Пророка и Ангелов) не только обсуждает видение Пророка во сне, но и объясняет возможность беседы с ним и в бодрствующем состоянии [24]. Книга под названием «История последователей Увайса» (1600) Ах̣мада Узгена из Киргизии (Центральная Азия) содержит много ссылок на сновидение и видение Пророка во сне [25].

Опыт видений контакта с Пророком выполнял множество функций: решение богословских или нормативных вопросов, признание учёного или его работ, облачение политической власти, получение знаний о будущем или же комментарии по вопросам современности. Тенденция Пророка являться праведным мусульманам во времена трудностей подтверждается Гольдциером в его исследовании сновидения Пророка исламской истории: «Нередко в Исламской литературе можно найти как сомнения в вопросах богословия, так и противоречия в практике, которые разрешаются советом Пророка , являющегося во сне. Решение распространяется как на отдельных людей, так и затрагивает интересы общества в целом» [26].

Здесь нет места для цитирования всех уместных примеров, однако стоит вспомнить некоторые, особо выдающиеся из них. Например, случай ‘Умара ибн ал-Х̮ат̣т̣а̄ба, которого во сне Пророк наставил не целовать свою жену во время поста [27]. Примечателен пример ‘Ус̱мāна ибн ‘Аффāна, которому во сне Пророк предсказал его собственное убийство накануне того самого вечера, когда тот был убит [28]. ‘Умар ибн ‘Абд ал-‘Азӣз (умаиадский халиф, ум. 102 / 720) видел во сне Божий суд в присутствии Пророка между ‘Алӣ (ع) и Му‘а̄вией ибн ’Абӣ Суфйа̄ном, а позже — Пророка вместе с ‘Ӣсой (Иисусом) (ع), ’Абӯ Бакром и ‘Умаром, что поддерживает его политику толерантности по отношению к христианам [29].

Действительно, казалось бы, спорные вопросы исламской истории часто были решены наставлениями Пророка в сновидениях. Андалузский завоеватель Т̣āрик̣ ибн Зийа̄д во сне видел Пророка и его сподвижников, входящих в Андалусию до своего собственного судьбоносного вторжения в эту страну в 93 / 711 [30]. ’Абӯ ал-Х̣асан ‘Алӣ ал-’Аш‘ари (ум. 324 / 936) основал аш‘аритскую школу богословия в противовес главенствующей му‘тазилитской школе в ответ на неоднократные призывы Пророка в его сновидениях [31].

Пророк также являлся для разрешения и незначительных споров о нормах, например, о количестве молитвенных циклов, обязательных в часы утреннего богослужения (с̣алāт ад̣-д̣ух̣а̄) [32]. Значимое сочинение Ибн ас-Субкӣ четырнадцатого века, содержащее биографии выдающихся учёных. Мух̣аммад аш-Шāфи’ӣ часто подробно описывает, как Пророк являлся, чтобы разъяснить малопонятный термин ид͜жтихāд (толкование норм) или решить проблему практического характера [33]. Также это позволило некоторым направлениям суфизма завоевать авторитет отчасти посредством видений Пророка во сне, например, были развиты такие аспекты, как состояние «трезвости» (с̣ах̣в) в мистицизме (‘ирфа̄н) [34] или сосредоточение на любви к Пророку [35].

Даже если видение Пророка во сне всегда было значительным событием в истории Ислама, в определённый момент, похоже с шестнадцатого века, внимание к его возникновению повышается, при этом больший интерес вызывает видение Пророка наяву. Существует, безусловно, пример Увайса (ум. 657 н. э.), который, будучи современником Мух̣аммада , стал мусульманином после того, как увидел во сне Пророка , которого в жизни никогда не встречал [36]. Именно после Увайса вошёл в употребление термин «увайсова передача», означающий получение наставлений от Пророка или святого (валӣ) посредством видения. Также и другие ранние мусульманские деятели, такие как Има̄м Шāфи’ӣ (ум. IX в. н. э.), якобы тоже видели Пророка в бодрствующем состоянии [37].

Также видение Пророка было весьма частым событием в cуфизме на протяжении веков и до Шейха ат-Тид͜жа̄нӣ (ر). ’Абӯ Мадйан, Ах̣мад Рифā‘ӣ, ‘Абд ал-К̣а̄дир ад-Д͜жӣла̄нӣ, Ибн ал-‘Арабӣ и первый х̮алӣфа аш-Шāз̱илии — ’Абӯ ал-‘Аббāс ал-Мурсӣ (ум. 1281) — все сообщали о видениях Пророка наяву.

Ад-Д͜жӣла̄нӣ указал на феномен наставления Пророком истинных учителей, и это выглядело довольно схожим с более поздними описаниями ордена Мух̣аммадия: «Живой наставник должен иметь взаимосвязь с нашим учителем, Пророком Аллаха , если он настоящий последователь Пророка . В своём учительстве он получает водительство Пророка , который учит его быть истинным слугой Аллаха». Ад-Д͜жӣла̄нӣ позже уточняет, что такое водительство достигается путём прямой связи с «духом» Пророка [38].

Следующее высказывание Ал-Мурсӣ: «Воистину, если бы Посланник Аллаха был скрыт от меня даже на мгновение ока, я бы не считал себя мусульманином», часто цитируется самим Тид͜жа̄нӣ (ر) в качестве явления, позже испытанного Шейхом (ر).

Знаменитый Таз̱кират ал-авлийā’ (Рассказы о святых) ‘Ат̣т̣āра (ум. 1221) свидетельствует о целом классе «увайсовых» суфиев, которые обучались напрямую от Пророка  и поэтому не испытывали надобности в другом наставнике [39]. Известный учёный хадисовед Д͜жалāл ад-Дӣн ас-Суйӯт̣ӣ (ум. 1505), как сообщается, неоднократно встречался с Пророком , чтобы спросить его о правомерности различных хадисов, но просил своих последователей скрывать данный факт вплоть до его смерти. [40].

Некоторые могут поспорить, что приведенные выше высказывания известных суфиев не обязательно означают видение Пророка наяву, но близость с Пророком и непосредственный характер их общения с ним невозможно объяснить обычным сном. В любом случае, в суфизме редко проводится различие между бодрствованием и сном, между духом Пророка (рӯх̣) и им самим (з̱а̄т), и поэтому нет оснований отвергать заявление Тид͜жа̄нӣ (ر) о том, что видение Пророка в бодрствующем состоянии было засвидетельствовано величайшими суфиями и до Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر). Но даже если сообщения о видениях Пророка присутствовали и в ранней истории Ислама, трудно оспорить довод Джулиана Болдика касательно того, что количество таких сообщений с шестнадцатого века начало увеличиваться.

Позиция последователей Увайса на самом деле, как мы заметили, неотличима от позиции любого мусульманина по отношению к Мух̣аммаду : как и сам Увайс, отдельно взятый верующий не встречал Пророка  во плоти, но жаждет узнать его и учиться у него. Учитывая политический и экономический упадок Ислама с шестнадцатого века и далее, закономерно, что феномен Увайса становится значимее с тех пор [41].

В то время как мистический опыт не всегда должен объясняться упадком, очевидно, что сообщения о явлении Пророка достигли сильного резонанса во всех частях мусульманского мира. Это видно в случае Ах̣мада ас-Сирхиндӣ (ум. 1624) [42] и Шāха Валӣулла̄ха (написавшего трактат, посвящённый хадису, которому Пророк обучил его в сновидении) [43] в Индии до Магриба. Там видения Мух̣аммада наяву были представлены такими различными источниками, как верховный судья (к̣āд̣ӣ) Марокко ’Абӯ Зайд ‘Абд ар-Рах̣ма̄н ат-Тамана̄рти (в живых 1633) [44] для суфиев джазулийской и насирийской школ, среди прочих [45].

И действительно, мы находим в книге Ал-Ибрӣз, книге об ‘Абд ал-‘Азӣзе ад-Дабāге, содержащей большинство фундаментальных элементов ордена Мух̣аммадия (который сильно повлиял на суфизм восемнадцатого века), что видения Пророка наяву кажутся такой частью научного понимания, в контексте которой автор сочинения Ал-Ибрӣз не считает себя обязанным объяснять склонность ‘Абд ал-‘Азӣза ад-Дабāга оттягивать ответ на заданный ему вопрос, пока у того не будет возможности посоветоваться с Пророком [46].

И даже если модернистская неприязнь к нематериальным явлениям снизила значение неотъемлемой роли сновидений в исламских сообществах, всё же праведные и уважаемые мусульманские лидеры, а также и простые люди по-прежнему сообщают о лицезрении и общении с Пророком . На специальной программе египетского национального телевидения в месяц рамад̣āн в 2002-м году сообщили, что широко известный египетский шейх Мух̣аммад Мутвалӣ аш-Ша‘рāвӣ (ум. 1998), чья еженедельная телевизионная программа захватила внимание миллионов людей во всём мусульманском мире, видел Пророка на своём смертном одре, который поприветствовал его и повторил исламское свидетельство веры.

Сложно рассуждать о причинах очевидного роста частоты случаев видения Пророка. Конечно, можно сказать, что мусульмане, как правило, видели себя в состоянии усиливающегося упадка, но со времён Пророка история переживает подъём, что именно и предсказывает общепризнанный х̣адӣс̱. Поэтому, как утверждает Болдик, тоска праведных мусульман по Пророку скорее всего объясняется возросшей потребностью в наставлении во время безнадёжности. Как бы ни было, это, несомненно, произошло в случае с Шейхом Ах̣мадом ат-Тид͜жа̄нӣ (ر). Он говорил конкретно о трудности познания Бога в его время. Столь необходимое исключение пришло по милости святых и по причине их близости к Пророку , которая проявилась через регулярное общение с ним через видения [47].

Соответственно, представляется ясным, что контакт с Пророком через видения до Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) был далеко не беспрецедентный. Детальное рассмотрение характера предшествующих видений показывает, что специфическое описание его собственного опыта, как например, поиск совета у Пророка или получение от него определённых молитв, или даже то, что одному святому и его последователям Пророк обещал покровительство и даже спасение (по словам Мух̣аммада ад-Д͜жазӯлӣ, основателя ордена Д͜жазӯлия (XV в. н. э.) в Магрибе, а также Мух̣аммада ибн На̄с̣ира, основателя ордена На̄с̣ирия (XVII в. н. э.) [48], составляли часть видений Тид͜жа̄нӣ (ر). Также видения Шейха ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) не выходили за рамки ортодоксального или общепринятого опыта видений, о чём написано в трактовках Има̄ма Нававӣ (XIII в. н. э.), который возражал против использования видения, противоречащего Сунне, в качестве источника духовной практики [49].

Новый представленный опыт Шейха ат-Тид͜жа̄нӣ (ر), лицезреющего Пророка Мух̣аммада , отличался от всех предыдущих, пожалуй, лишь степенью его глубины. Глубоко личные и яркие описания его встречи с Пророком представляют собой трудно-сравнимую степень близости. И, конечно, ни одно подобное видение других святых не имело такого убедительного и продолжительного воздействия на заинтересованных в подобном опыте и такого наследия, которое оставил после себя Шейх Тид͜жа̄нӣ (ر)…

Широко цитируется описание Шейха Тид͜жа̄нӣ (ر) о его общении с Пророком , которое было представлено в книге Ал-Фатх̣ ар-раббāнӣ (Господне открытие): «Среди милостей, которыми Бог удостоил Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) было видение Пророка наяву, настолько непрестанное, что никогда не ускользало от него ни на мгновение ока. И его вопрошание Пророка о совете в больших и малых вопросах, и его просвещение — величайшая из всех благодатей дарованных знающим людям» [50].

Закария Райт (Zachary Wright)

(Перевод с английского)

 

 

[1] Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни ва булӯг ал-ама̄нӣ фӣ файд̣ Сӣдӣ ’Абӣ ал-‘Абба̄с ат-Тид͜жāнӣ [Драгоценности смыслов и постижений духовных излияний Сӣдӣ ’Абӣ ал-’Абба̄са ат-Тид͜жа̄нӣ] / Сост. Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда. Байрӯт-Лубна̄н: Да̄р ал-кутуб ал-‘аламӣйа, 1997. С. 26.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Грюнбаум заявляет: «В результате нашего [западного] научного прогресса мы стали в состоянии позволить себе давно запоздалое отречение...» в отвержении значимости сновидения или видения наяву. «Мы считаем, что символичное, связное ‘пророческое’ значение сновидения указывает в первую очередь на внутренние реалии видящего сны (и на его окружение), а не на внешние, недоступные рациональному или „естественному“ методу (на самом деле, для многих из нас существование таких областей реальности стало довольно сомнительным)» (G. E. Von Grunebaum. Introduction, the Cultural Function of the Dream as illustrated by Classical Islam [Введение в Культурную Роль Сновидения Классическом Исламе] // The Dream and Human Societies [Сновидения и Человеческие Общества] / Ed. by Grunebaum and Caillois. Berkely and Los Angeles: UC Press, 1966. P. 20-21).

[5] Leah Kinberg. Ibn Abi al-Dunya: Morality in the Guise of Dreams, a Critical Edition of Kitab al-Manam [Ибн ’Абӣ ад-Дунйā: Мораль в облике сновидений: критическое издание трактата Ал-Манāм]. Leiden: Brill, 1994. P. 15.

[6] Пророк изложил три различных вида сновидений: вдохновлённых Богом, вдохновлённых Сатаной и исходящих от сознания эго пробуждённого ото сна. См. Yehia Gouda. Dreams and their Meanings in the Old Arab Tradition [Сновидения и их значения в древне-арабской традиции]. New York: Vantage Press, 1991. P. 3-4.

[7] Х̣адӣс̱ от ’Абӯ Хурайры, записанный ал-Бух̮āрӣ, также см. Gouda. Dreams... [Сновидения...] P. 5.

[8] Nabulsi. Taatirul Anam fi Taabir al-Manam (Introduction to the Scented Sleep and What our Dreaming Mind Expresses) [Введение в Благоуханный Сон и Что Выражает наш Спящий Ум] / Yehia Gouda. Dreams... [Сновидения...] P. 4.

[9] Abu Hamid al-Ghazali. Deliverance from Error and the Attachment to the Lord of Might and Majesty. Montgommery Watt, Faith and Practice of al-Ghazali [Избавление от Заблуждения и Привязанности к Владыке Силы и Величия. Монтгомери Уотт, Вера и Опыт ал-Газа̄лӣ]. London: Unwin Brothers, 1953. P. 61.

[10] Мух̣йӣ ад-Дӣн Ибн ал-‘Арабӣ. Ал-Футӯх̣а̄т ал-Маккия [Мекканские откровения]. Цит. по: William Chittick. Imaginal Worlds: Ibn al-‘Arabi and the problem of religious diversity [Воображаемые Миры: Ибн ал-‘Арабӣ и проблема религиозных различий]. Albany: SUNY Press, 1994. P. 84.

[11] Chittick. Imaginal Worlds [Воображаемые Миры]. P. 90.

[12] Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни [Драгоценности смыслов]. С. 27.

[13] Там же.

[14] Там же. С. 27-28.

[15] Х̣адӣс̱ от Бух̮āрӣ, цит. по: Yehia Gouda. Dreams... [Сновидения...] P. 28.

[16] Х̣адӣс̱ Бух̮āрӣ, цит. по: Ithbat jawaz ru’ya sayyidina rasulullah salla Allahu aleihi wa salam fi al-yaqzha ba’da intiqalihi ila al-rafiq al-‘ala [Доказательство позволения видеть нашего учителя, Посланника Аллаха, благословений ему и мира Божьего, в бодрствующем состоянии после его прихода к Высшему Спутнику] — статья, подготовленная для тиджанийской обители в Гелиополе. Cairo, Ramadan, 1422 / 2002. P. 1.

[17] Ithbat... [Доказательство...] P. 3.

[18] Х̣адӣс̱, который сообщили: Ах̣мад, ’Абӯ Дāӯд, Ибн Мāд͜жа. См. Там же. P. 4.

[19] Там же.

[20] Там же. С. 2.

[21] Yehia Gouda. Dreams... [Сновидения...] P. 21.

[22] См. Kinberg. Ibn Abi al-Dunya.

[23] Annemarie Schimmel. And Muhammad is His Messenger: The Veneration of the Prophet in Islamic Piety [И Мух̣аммад — Его Посланник: Почитание Пророка в Исламе]. Chapel Hill: UNC Press, 1985. P. 79.

[24] СадӣАбӯ Х̣абӣб. Х̣айāт Д͜жалāл ад-Дӣн ас-Суйӯт̣ӣ. Дамаск: Дāр ал-Манāхил, 1993. С. 154-156.

[25] Julian Baldick. Imaginary Muslims: the Uwaysi Sufis of Central Asia [Вымышленные Мусульмане: Суфийские последователи Увайса Средней Азии]. London: I.B. Tauris, 1993. P. 1.

[26] Ignaz Goldziher. The Appearance of the Prophet in Dreams [Явление Пророка в Сновидениях] // Journal of the Royal Asiatic Society [Журнал Королевского Азиатского Общества]. 1912. P. 503.

[27] Al-Ghazali. Remembrance of Death and the Afterlife [Памятование о Смерти и Загробной Жизни] / trans. [пер. на англ.] T. J. Winter. Cambridge: Islamic Texts Society, 1989. P. 156.

[28] Toufic Fahd. La Divination Arab [Арабские Прорицания]. Leiden: Brill, 1966. P. 81.

[29] Там же. С. 297-298. По первому сну, Бог решил в пользу ‘Алӣ (ع), но простил Му‘а̄вийу.

[30] Там же. С. 288-289.

[31] Abu al-Qasim Ibn Asakir. The Exposure of the Calumniator’s Lying concerning what has been imputed to the Imam Abu’l-Hasan al-Ash’ari [Разоблачение Клеветника, лжущего относительно приписанному Има̄му ’Абӣ ал-Х̣асану ал-’Аш‘ари] / Richard McCarthy. The Theology of al-Ash’ari [Богословие ал-Аш’ари]. Beirut: Imprimerie Catholique, 1953. P. 152-155.

[32] Из сновидения ’Абӯ Бакра Мух̣аммада ад-Д͜жазā’ирӣ (X в. н. э.), сомнение было разрешено в пользу мнения Има̄ма Ма̄лика. См. Goldziher. The Appearance of the Prophet... [Явление Пророка...] P. 503-504.

[33] Абӯ Нас̣рАбд ал-Ваххāб Ибн ас-Субкӣ. Т̣абак̣āт аш-Шāфи‘ийа ал-Кубрā: в 10 т. Каир: Хиджра, 1992. Также см. интервью с Мух̣аммадом Сирад͜жем (Muhammad Serag, апрель, 2003). Кроме того, Сирад͜ж написал статью по данному вопросу.

[34] Из сновидения ’Абӯ Са‘ӣда ал-Х̮аррāза, которому Пророк советовал не избивать себя во время проведения поминовения [Бога] (з̱икр). См. Al-Ghazali. Remembrance of Death [Памятование о Смерти...] С. 163.

[35] Из сновидения ал-Х̮аррāза (ум. 899), относительно высказываний Рāби‘и ал-‘Адавии о том что её любовь к Аллаху не оставляют места для любви к Пророку , в котором Пророк советовал ему: «Тот, кто любит Бога, сперва должен полюбить меня». См. A. Schimmel. And Muhammad is His Messenger [И Мух̣аммад — Его Посланник]. P. 130.

[36] Baldick. Imaginary Muslims... [Вымышленные Мусульмане...] P. 16-21.

[37] СадӣАбӯ Х̣абӣб. Х̣айāт Д͜жалāл ад-Дӣн ас-Суйӯт̣ӣ. С. 155.

[38] Abd al-Qadir al-Jilani. The Secret of Secrets [Тайна Тайн] (trans. Тайна Тайн / trans. [пер. на англ.] Tosun al-Helveti. Cambridge: Islamic Texts Society, 1992. P. 113.

[39] Baldick. Imaginary Muslims... [Вымышленные Мусульмане...] P. 25.

[40] Са‘дӣ ’Абӯ Х̣абӣб. Х̣айāт Д͜жалāл ад-Дӣн ас-Суйӯт̣ӣ. С. 154-156.

[41] Baldick. Imaginary Muslims... [Вымышленные Мусульмане...] P. 226-227.

[42] Там же. С. 26.

[43] A. Schimmel. And Muhammad is His Messenger [И Мух̣аммад — Его Посланник]. №. 58. P. 281.

[44] Jonathan Katz. Visionary experience. Autobiography and Sainthood in North African Islam [Визионерский опыт. Автобиография и святость в Северно-Африканском Исламе] // Princeton Papers in Near Eastern Studies [Принстонская Газета Ближневосточных Исследований]. V. 1. 1992. P. 99.

[45] Katz. Dreams, Sufism and Sainthood: the Visionary Career of Muhammad al-Zawawi [Сновидения. Суфизм и Святость: Визионерская карьера Мух̣аммада аз-Завāвӣ]. Leiden: Brill, 1996. С. 100, 102, 226-227.

[46] Ах̣мад ибн Мубāрак ас-Сид͜жилмāсӣ ал-Ламат̣ӣ. Ал-Ибрӣз мин Калāм Сӣдӣ ‘Абд ал-‘Азӣз ад-Дабāг. Бейрут: Дāр ал-Кутуб, 1998. С. 57.

[47] Китāб ад-Д͜жа̄мӣ. Кн. 1. С. 71.

[48] Katz. Dreams... [Сновидения...] P. 226-227.

[49] Goldziher. The Appearance of the Prophet in Dreams [Явление Пророка в Сновидениях]. P. 506. Ученики Тид͜жа̄нӣ (ر) признают границы визионерского опыта. Шейх Х̣асан Сӣс утверждает, что видение недействительно, если противоречит нормам шариата (см. интервью в Медине Каолак, Сенегал, ноябрь 2002).

[50] Ahmad al-Shinqiti. Al-Fath al-Rabbani / trans. [пер. на англ.] Constance Padwick // Muslim Devotions: a study of prayer manuals in common use [Поклонения Мусульман: изучение пособия общего пользования по молитвам]. London: SPCK, 1961. P. 150.

[51] Выдержки из книги Закарии Райта «На Пути Пророка: Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ и Т̣арӣк̣а Мух̣аммадия» (Zachary Wright. On the Path of the Prophet: Shaykh Ahmad Tijani and the TariqaMuhammadiyya. Atlanta, 2005. P. 45-61). Опубликовано с разрешения издателя.



Другие тексты раздела


«Умри до того, как ты умрёшь...»
Сущность суфийского пути
Вечный Ислам
Высшая цель человека в контексте суфизма
«Разве Я — не ваш Господь?» Метафизический символизм ритуальной Молитвы согласно учению Шейха ал-Акбара
Сила молитвы за Пророка ﷺ
Молитва за Пророка ﷺ
Буквы и чернила
Эпифаническая Вселенная Единого в мысли Ибн ‘Арабӣ
Объяснение сотворения Пророка ﷺ из Света Аллаха
Суфизм
Центральная точка — роль К̣ӯнавӣ в учении Ибн ‘Арабӣ
Видение Пророка ﷺ во сне и наяву в исламской традиции
Ответы суфиев на вопросы о Высшей реальности
За пределами полемики и плюрализма: Универсальное послание Корана
Исла̄м, ’Ӣма̄н, Их̣са̄н — покорность, вера и совершенство
Наивысший Посредник
Понятие и значение ма‘рифы в суфизме