Доктрина

Контакты    В закладки

Молитва за Пророка ﷺ

Шейх Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ особенно внимательно подходил к объяснению пользы чтения молитвы за Пророка (с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣). Он признавал её наилучшей из сверх положенных (нафил) практик [2]. Далее он пояснял: «Если кто-то проявляет упорство в молитве за Пророка (с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣), то даже если на него будут возложены грехи всего человечества от начала сотворения мира и до конца существования, сложенные до бесконечности, Аллах (س) простит ему эти прегрешения в океане Его всепрощения и милосердия» [3].

Особое значение, уделяемое Шейхом Ах̣мадом Тид͜жа̄нӣ молитве о благословении Пророка , не было утеряно последующими тиджанийскими учёными. Мух̣аммад ал-‘Арабӣ бин Сā’их̣ позиционирует эту практику в качестве первопричины того, почему Тид͜жа̄ния именуется Путём Мух̣аммада Т̣арӣк̣а Мух̣аммадия: «Ось, вокруг которой вращаются способы достижения реализации (сулӯк) на нашем Мух̣аммадовом пути — в ордене Тид͜жа̄ния — это многочисленные повторения молитвы о ниспослании Посланнику Аллаха мира и благословения Всевышнего, и одновременно с этим искания его благородного присутствия» [4].

Согласно словам Ибн Са’иха, молитва о благословении Пророка дарует ищущему последователю Тид͜жа̄ниййи возможность фактически находиться в присутствии Пророка . Во-первых, человек, выполняющий молитву за Пророка (с̣алāт ал-Фа̄тих̣), пребывает в мыслях о нём, визуализируя его перед своими глазами во время моления. В дальнейшем Пророк начинает постоянно являться ему, как во сне, так и наяву — «в оке его сердца». В итоге молящийся лицезреет Пророка наяву физическими глазами. Последняя категория делится на две группы: те, кто созерцает дух (рӯх̣) Пророка , и те, кто видят „подлинную сущность“ (з̱āт) его индивидуальности, как если бы они находились рядом с ним в течение его жизни» [5].

Другими словами, молитва за Пророка (с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣) в братстве Тид͜жа̄ния Мух̣аммадия представляет собой связующее звено между молящимися и реальным присутствием пророка Мух̣аммада .

Arabic text of Salat al-Fatih, the most efficacious salutation on the Prophet MuhammadОсновываясь на знаниях, полученных напрямую от Пророка , Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ с особым энтузиазмом перечислял достоинства молитвы за Пророка — достоинства с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ (молитва «Открывающий»). Явившаяся Мух̣аммаду ал-Бакрӣ (ум. 1545) в виде световой рукописи во время его уединения внутри Ка‘абы, где он пребывал в поисках наилучшего способа прославления Пророка , эта молитва реализовала в себе «суммарный эквивалент декламации всех молитв, восхваляющих Господа (тасбӣх̣), когда-либо произнесённых во Вселенной, всех суфийских поминаний Всевышнего — зикров (аз̱ка̄р), всех молитвословий (ду‘a), коротких либо длинных…» [6] Текст молитвы ал-Фа̄тих̣ приведён ниже:

«О Аллах! Благослови нашего господина Мух̣аммада, отворившего то, что было замкнуто, и запечатавшего минувшее; сподвижника Истины во Истине, проводника к Твоему прямому пути, а также его семью! И да будет эта молитва достойна его безмерного положения и величия!» [7]

Думается, что ценность этой молитвы основана на её Божественном происхождении и на том, что она описывает Мух̣аммадову реальность (х̮ак̣ӣк̣а мух̣аммадия) — тот свет, при помощи которого Бог «отворил» или создал творение из небытия [8].

Некоторые салафитские реформаторы иногда комментируют вне контекста, что любовь тиджанийцев к молитве ал-Фа̄тих̣ превосходит декламацию Корана или другие предписанные акты поклонения в Исламе. При этом они чаще всего цитируют отрывок из книги «Драгоценности смыслов» (Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни), где говорится, что одно произнесение этой молитвы о Пророке равносильно прочтению Корана шесть тысяч раз [9].

Довод заключается в том, что Коран, будучи словом Божьим, лучше любой молитвы, сотворённой человеком [10]. Важно контекстуально и тщательно исследовать вышеупомянутое высказывание, касающееся молитвы ал-Фа̄тих̣, с точки зрения самого Шейха Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ относительно Корана, изложенной в книге «Драгоценности смыслов» (Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни).

В целом очевидно, что многие утверждения Шейха, записанные в книге «Драгоценности смыслов» (Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни), касаются детального раскрытия темы изобилия благ Аллаха, связанного с особым воздаянием за чтение определённых молитв или стихов Корана. В частности, в ней он говорит, что каждая буква Корана содержит в себе вознаграждение, равное всем молитвам творения [11].

Определённым сурам, таким как «Открывающая [Книгу]» — ал-Фāтих̣а, Предопределение — ал-К̣адр и «Очищение веры» — ал-’Их̮ла̄с̣, Шейх Тид͜жа̄нӣ придаёт особое значение, зачастую цитируя хадисы [12]. Например, хадис о том, что чтение суры ал-’Их̮ла̄с̣ 100 000 раз защитит человека от огня ада [13]. Хотя Шейх часто цитирует известный хадис, здесь он подчёркивает, что знание о великой пользе некоторых стихов Корана получено им напрямую от Пророка в его видениях наяву. И, не ограничиваясь рассказами о получении благ от чтения Корана, он детально повествует и о благах повторения мусульманского свидетельства веры (шаха̄да), повседневных обязательных молитв, ночной молитвы, зикра, посте и благотворительности [14].

Несмотря на великую ценность молитвы «Открывающий» (с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣), ШейхАх̣мад Тид͜жа̄нӣ поясняет, что она не заменяет чтение Корана. Совершение молитвы за Пророка (с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣) является сверх обязательным действием, тогда как чтение Корана — обязательным. Оставить чтение Корана, являющегося фундаментом шариата, означает навлечь на себя гнев Аллаха, тогда как произнесение молитвы «Открывающий» (с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣) можно совершать или оставлять по желанию [15].

Далее Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ по контексту описывает преимущества произнесения величайшего имени Аллаха. Произнесение этого имени один раз приравнивается к произнесению «Открывающей» суры Корана (ал-Фāтих̣а), чтению всего Корана целиком или произнесению молитвы ал-Фа̄тих̣ 6000 раз [16]. Под этим подразумевается, как указывали многие последующие тиджанийцы [17], что произнесение слов суры «Открывающая» (ал-Фāтих̣а) или всего Корана целиком в 6 000 раз мощнее, чем молитва ал-Фа̄тих̣.

По словам Шейха Х̣асана Сӣсса, нет ничего благодатнее Корана, но в случае заблудшего раба Божьего иногда бывает лучше для него произнесение молитвы за Пророка , чем чтение Корана. Ибо согласно хадису, Коран в случае неповиновения читающего его словам о прелюбодеянии, воровстве, лжи, клевете и так далее может подвергнуть его проклятию, тогда как не существует хадиса о проклятии, если человек читает с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣.

Напротив, в одном из хадисов говорится, что Аллах ниспошлёт 10 молитв за того, кто произнесёт одну молитву за Пророка  [18]. Аналогичное мнение было на самом деле высказано и самим Шейхом Ах̣мадом Тид͜жа̄нӣ, когда он описывал два типа людей, читающих Коран. Первый — это те, кто поступали в соответствии с прочитанным, а второй — те, кто не поступали так. Для первых лучше Коран, для вторых — молитва за Пророка (с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣) [19].

Обвинение против Тид͜жа̄нӣ в этом отношении демонстрирует широко распространенную тенденцию среди диспутирующих цитировать своих оппонентов вне контекста вместо того, чтобы исследовать идеи и деятельность самих тиджанийских учёных.

Последователи Тид͜жа̄ниййи, где бы они не находились, являются первейшими сторонниками изучения Корана, в том числе и чтения его наизусть, декламации и экзегезы. Сам Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ побуждал своих учеников к прочтению двух частей (хизбов) [20] ежедневно [21]. Рассказывают, что Ибра̄хӣм Рийа̄х̣ӣ, один из соратников Шейха, требовал того же от последователей [22]. Шейх Ибра̄хӣм Нӣа̄сс также просил своих учеников прочитывать два хизба Корана в день, и сам прочитывал вслух Коран целиком дважды в неделю, один раз по памяти и один раз по тексту [23].

Захария Райт

(Перевод с английского)

 

 

[1] Выдержки из книги Захарии Райта. Отредактировано с целью для размещения на сайте, приводится с разрешения издателя: Zachary Wright. On the Path of the Prophet: Shaykh Ahmad Tijani and the Tariqa Muhammadiyya [На пути Пророка: Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ и Т̣арӣк̣а Мух̣аммадия]. Atlanta: African American Islamic Institute, 2005. P. 104-108.

[2] Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ ва булӯг ал-ама̄нӣ фӣ файд̣ Сӣдӣ ’Абӣ ал-‘Абба̄с ат-Тид͜жāнӣ [Драгоценности смыслов и постижений духовных излияний Сӣдӣ ’Абӣ ал-’Абба̄са ат-Тид͜жа̄нӣ] / Сост. Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда. Байрӯт-Лубна̄н: Да̄р ал-кутуб ал-‘аламия, 1997. С. 64. Аналогично хадису, переданному Ибн Мас‘ӯдом и ат-Тирмиз̱ӣ: «Ближайшими мне людьми в Судный День (йаӯм ал-к̣ийāма) будут те, кто произносил больше всего молитв за меня». То же передается ’Убаййем ибн Ка‘бом и также содержится у ат-Тирмиз̱ӣ, что Пророк побуждает ’Убаййа проводить всё своё время, свободное от поклонения, в чтении молитв за него. См. Ал-К̣āд̣ӣ ‘Ийāд̣ ибн Мӯсā. Аш-Шифа̄ [Исцеление] / пер. ‘А’иша Бӯлӣ, Мух̣аммад Расӯл’алла̄х. (Granada: Medinah Press, 1991.) С. 259-260.

[3] Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ [Драгоценности смыслов]. Цит. по: Jean-Louis Triaud. La Tijâniyya, voie infaillible ou « voie soufie inventée » // La Tijâniyya : une confrérie musulmane à la conquête de l'Afrique / Jean-Louis Triaud et David Robinson, éds. Paris : Karthala, 2000. P. 180. — Пер. с фр.

[4] Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣. Бугйат ал-Мустафӣд. Байрӯт: Дāр ал-кутӯб, 2002. С. 79.

[5] Ас-Сā’их̣. Бугйат ал-Мустафӣд. С. 80.

[6] Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ [Драгоценности смыслов]. С. 57.

[7] Как уже было отмечено Тид͜жа̄нӣ, текст этой молитвы очень похож на молитву за Пророка, написанную ‘Алӣ ибн ’Абӣ Т̣а̄либом. См. Sheikh Abubakar Abayawo. Toriqat Tijaniyat: the way of Allah and His Messenger from the Holy Qur’an and the traditions of the Prophet (S.A.W.) (г. Илорин, Нигерия, без даты). С. 42-43. Цит. по: Ибн Кас̱ӣр. Тафсир. Т. 3. С. 510.

[8] См. Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ [Драгоценности смыслов]. С. 60. Также см. Ах̣мад Сукайрид͜ж. Ад-д͜жами‘ ал-‘ирфа̄ния ал-вафия би шурӯт̣ фад̣а̄’ил ахл ат-т̣арӣк̣а ат-Тид͜жāния [Полный свод духовно-мистических положений и великой добродетели последователей ордена Тиджания]. Т. 1. С. 41.

[9] Там же. С. 57.

[10] См. Jean-Louis Triaud. La Tijâniyya, voie infaillible ou «voie soufie inventée» // La Tijâniyya : une confrérie musulmane à la conquête de l'Afrique / Jean-Louis Triaud et David Robinson, éds. Paris : Karthala, 2000. P. 180.

[11] См. Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ [Драгоценности смыслов]. С. 62.

[12] Там же. С. 62-63.

[13] Там же. С. 143.

[14] Там же. С. 62-63, 41-42.

[15] Там же. С. 59.

[16] Там же. С. 32.

[17] Из интервью с ‘Абд ал-‘Азӣзом бин ‘Абдалла̄хом в октябре 2002 (г. Рабат, Марокко).

[18] Из интервью с Шейхом Х̣асаном Сӣссом в ноябре 2002 и феврале 2003 (г. Каолак, Сенегал).

[19] Ах̣мад Сукайрид͜ж. Ад-Д͜жами‘... Т. 1. С. 50-51.

[20] Х̣изб — 1/30 часть Корана.

[21] См. Мух̣аммад ал-Х̣āфӣз̣ ал-Мис̣рӣ. Ал-ифа̄да ал-ах̣мадия лимурӣд ас-са‘а̄да ал-’абдия. [Б. м., б. д.] С. 28. Также обсуждение большого уважения Корана Шейхом Ах̣мадом ат-Тид͜жа̄нӣ см. Шейх​ Ибра̄хӣм Нӣйа̄сс. Ка̄шф ал-’Илба̄с [Открытие неясностей]. [Б. м., б. д.] С. 84-85.

[22] См. Benabdellah [‘Абд ал-‘Азӣз бин ‘Абдалла̄х]. La Tijania... [Тид͜жа̄ния...] P. 45.

[23] См. Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Ния̄сс. Ал-байāн ва ат-тaбийӣн ‘ан ат-Тид͜жа̄ния ва ат-тид͜жа̄нӣйӣн (Shaykh Ibrahim Niasse. Lumières sur la Tijaniyya). Дакар (Сенегал) [, б. д.] — Издание на французском и арабском языках. Также использованы материалы интервью с Шейхом Х̣асаном Сӣссом в августе 1997 (г. Каолак, Сенегал).



Другие тексты раздела


«Умри до того, как ты умрёшь...»
Сущность суфийского пути
Вечный Ислам
Высшая цель человека в контексте суфизма
«Разве Я — не ваш Господь?» Метафизический символизм ритуальной Молитвы согласно учению Шейха ал-Акбара
Сила молитвы за Пророка ﷺ
Молитва за Пророка ﷺ
Буквы и чернила
Эпифаническая Вселенная Единого в мысли Ибн ‘Арабӣ
Объяснение сотворения Пророка ﷺ из Света Аллаха
Суфизм
Центральная точка — роль К̣ӯнавӣ в учении Ибн ‘Арабӣ
Видение Пророка ﷺ во сне и наяву в исламской традиции
Ответы суфиев на вопросы о Высшей реальности
За пределами полемики и плюрализма: Универсальное послание Корана
Исла̄м, ’Ӣма̄н, Их̣са̄н — покорность, вера и совершенство
Наивысший Посредник
Понятие и значение ма‘рифы в суфизме