Сущность суфийского пути
Пророк ﷺ [1] сказал: «Учёные являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхамов, но оставляют в наследство одно только знание. И тому, кто приобрёл знание, достался великий удел» [2]. Нет никаких сомнений, что частью знаний, доставшихся от пророков в качестве наследства, является то, как избавить душу или внутренний мир человека от слоёв тьмы. Это такое знание, которое очищает от мутности материи и направляет в духовный мир к абстрактности высшего Царствия Божия. После этого душа станет чистой, и ничто не в состоянии повлиять на неё.
Чистота внутреннего мира человека воспитает в нём несгибаемость воли, и тогда раскрывающаяся тайна вдохнёт в него жизнь. Это сам Господь помогает такой душе посредством божественного света, раскрывая проницательность и способности человека настолько, что он видит, слышит, решает, движется, знает, принимает и даёт, находясь под божественной защитой Всевышнего Аллаха. На этой стадии близости Бог выбирает душу, которую очищает, любит и постепенно приближает к Себе. И это станция избранной любви и возвышенной близости!
Те, кто унаследовал эти знания, становятся врачами и целителями душ или внутреннего мира, наученные Богом лечить заболевания и обученные средствам правовой защиты. Такова одна из милостей, данная сообществу мусульман. Пророк ﷺ сказал: «Некоторые из моих последователей станут победителями на праведном пути, пока не наступит Божественный порядок (Судный день)». Нам заповедано очиститься, смириться и совершенствоваться. Ведь Всевышний Господь сказал: «И землёй, и тем, что её распростёрло, и всякой душой, и тем, что её утроило и внушило ей распущенность и богобоязненность! Получил прибыль тот, кто её очистил; понёс убыток тот, кто её утаил» [3].
Кроме того, Пророк ﷺ обратил наше внимание на преимущества доброго общения, благоприятно воздействующего на самоочищение. Он поведал о человеке, который покаялся после убийства ста человек и спросил совета у человека знания, который предложил ему пойти в такие земли, где живут люди, поклоняющиеся Богу. Мудрец просил преступника присоединиться к ним в поклонении Богу и не возвращаться на родину, потому что там злая земля. Оступившийся человек начал путешествие и умер на полпути к месту назначения. Между ангелами милосердия и ангелами мучения возник спор: ангелы милосердия сказали, что он, покаявшись, дошёл до места обращения его сердца к Богу, тогда как ангелы мучения заявили, что он никогда не совершал добрых дел. Стали мерить расстояние, которое он прошёл, и Бог сделал так, что человек был найден ближе к земле верующих. Таким образом, его забрали ангелы милосердия.
Пророк ﷺ также сказал нам: «Праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он может дать вам что-то в качестве подарка, либо вы можете купить что-то у него, или, по крайней мере, ощутить исходящий от него аромат. Что же касается другого, то есть кузнеца, он может опалить вашу одежду огнём или, в лучшем случае, вы уловите неприятный запах от него» [4].
Существуют различные степени общения, самая высокая из них — духовное общение одной души с другой. По мере того как души сливаются в мирах чистоты и святости, они встречаются на пути к Богу, любят друг друга ради Него духом Бога и в деле Божьем и в Его послушании. Это и есть дух и сущность Сунны Пророка ﷺ, это путь к Всевышнему Богу, которым, верно руководствуясь, шли все Божии люди. Это путь, который приняли все мудрецы без исключения, независимо от различий в их скорости: некоторые из них двигались быстро, другие медленно, одни были поражены Красотой, другие Величием, некоторые же и тем, и другим. Это разные формы или состояния, которые происходят из одного и того же источника и управления: путешествие к Богу и спасение бегством к Нему от всего остального, стремление к совершенствованию служения Его Величеству и к исполнению божественных прав Его Светлости. Это краткое изложение сущности каждого суфийского ордена (т̣арӣк̣а) на пути к Всевышнему Богу, в том числе братства Тид͜жа̄ния. Принадлежность к тарикату недействительна и напрасна только для того, кто не ставит перед собой должной цели.
Не стоит обманываться, позволяя себе предаваться темноте неповиновения, отступая от Бога и праведников. Каждый обязан вылечить себя при помощи общества правдивых и идущих верным путём людей. Среди них, несомненно, самые достойные люди — целители душ, те, кого избрал Господь как пользу для человечества, владеющие соответствующими умениями и знаниями. Те, кто не верят в избранников [Бога] (авлийā’), в то, что Аллах их наделил специальными знаниями, дарами и умением творить чудеса при жизни и после смерти, пусть обратятся к Корану, книгам достоверных хадисов и комментариям учёных. Многочисленные цепи хадисов и соответствующая литература подтверждают эти факты.
Приведённые выше высказывания предназначены для тех, чьё сердце открыто Богом для познания правды, кого Аллах избрал, чтобы освободить из тюрьмы материи путём полировки зеркала его сердца и раскрытия глаз его души. Такому человеку требуется быть правдивым, следуя какому бы то ни было из этих целительных путей, ибо каждый из них ведом Великим Господом. Метафора состоит в том, что тот, кто входит через какую угодно из дверей Священной мечети в Мекке, входит в «присутствие» Его Величества, Всевышнего Бога. Преимущества общения с такими людьми неоднократно доказаны. Немало распутных и потворствующих собственным слабостям люди стали спокойными и праведными, и некоторые заблудшие души доставлены обратно в свет добродетели.
Высоко почитаемые мастера ордена Тид͜жа̄ния заметили, что данное братство имеет самый высокий авторитет среди всех тарикатов, и в нём синтезированы все суфийские пути духовного воспитания (тарбӣйа). Это хорошо известно тем, кто практикует уединение (х̮алва), в то время как другие обучаются без этого; некоторые двигаются благодаря литании (з̱икр) в тайне, другие — через громкие поминания Бога, а есть и те, которые достигают цели с помощью чтения молитв Пророку ﷺ. Точно так же духовное развитие может произойти через взгляд или усердие, через Имя Бога или экстатическое притяжение и так далее. Каждый з̱икр или специальная техника, которая, как известно, существовала и в других суфийских орденах, была усовершенствована в этой общине. В братстве Тид͜жа̄ния собраны все лучшие черты других орденов. Данный орден уникален и тем, что содержит специальные дары для своих приверженцев. Бог сказал: «Это — милость Аллаха, дарует Он её, кому пожелает. Аллах — обладатель великой милости» [5].
Шейх Мух̣аммад ал-Х̣а̄физ̣ ал-Мис̣рӣ
(Перевод с английского)
[1] Имеется в виду пророк Мух̣аммад ﷺ — Примеч. пер.
[2] Данный хадис приводится у ’Абӯ Дāӯда, ал-Х̣акӣма ат-Тирмиз̱ӣ и других передатчиков. — Примеч. пер.
[3] Коран, 91: 6—10. Здесь и далее используется перевод айатов Корана И.Ю. Крачковского. — Примеч. пер.
[4] Данный хадис приводится у Бух̮āрӣ и Муслима. — Примеч. пер.
[5] Коран, 62 : 4.
Другие тексты раздела
«Умри до того, как ты умрёшь...»Сущность суфийского путиВечный ИсламВысшая цель человека в контексте суфизма«Разве Я — не ваш Господь?» Метафизический символизм ритуальной Молитвы согласно учению Шейха ал-Акбара Сила молитвы за Пророка ﷺМолитва за Пророка ﷺБуквы и чернилаЭпифаническая Вселенная Единого в мысли Ибн ‘АрабӣОбъяснение сотворения Пророка ﷺ из Света АллахаСуфизмЦентральная точка — роль К̣ӯнавӣ в учении Ибн ‘АрабӣВидение Пророка ﷺ во сне и наяву в исламской традицииОтветы суфиев на вопросы о Высшей реальности За пределами полемики и плюрализма: Универсальное послание Корана Исла̄м, ’Ӣма̄н, Их̣са̄н — покорность, вера и совершенствоНаивысший ПосредникПонятие и значение ма‘рифы в суфизме