Исла̄м, ’Ӣма̄н, Их̣са̄н — покорность, вера и совершенство
(Да освятит Аллах эту драгоценную тайну!)
Сайӣдинā (ر) [1] сказал: «О тот, кто следует по пути Божьему! О тот, кто желает любви и присутствия Бога! Знай, что путь этот может быть обобщён тремя стадиями: Единобожием (исла̄м), верой (’ӣма̄н ) и доброделанием (их̣са̄н)».
Исла̄м — это поклонение Богу, ’ӣма̄н — это ориентирование на Бога, а их̣са̄н — созерцание Бога. Эти три стоянки представляют различные этапы нашего пути к Богу, которые собраны в Божественном Законе (шарӣ‘ат), Пути (т̣арӣк̣а) и Истине (х̣ак̣ӣк̣а).
Результатом [прохождения] стоянок является Знание, потому что тот, кто достигает Истины (х̣ак̣ӣк̣а), автоматически достигает Бога и, соответственно, называется «знающим [Бога]» (‘а̄риф би-л-ла̄х).
Все эти этапы охвачены термином Шарӣ‘ат, поскольку он представляет всё, что принёс нам Пророк ﷺ. Некоторые люди довольствуются первой стоянкой (шарӣ‘ат) и считают, что она единственно возможная, поэтому их называют последователями экзотерического направления (’ахл аз̣-з̣āхир) .
Вторая категория — это то, что включает в себя упомянутые две стоянки, то есть Закон (шарӣ‘ат) и Путь (т̣арӣк̣а), а люди этой категории называются суфиями.
Третья категория включает в себя все три стадии, и люди этой категории известны как «познавшие [Бога]» (ал-‘а̄рифӣн).
Шейха Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ (ر) однажды спросили о различии между Истиной (х̣ак̣ӣк̣а), Путём (т̣арӣк̣а) и Законом (шарӣ‘ат), и он так ответил: «Истина заключается в снятии завес, чтобы созерцать Божественное Присутствие, и это мы называем созерцанием (мушāхада). Знание этой истины вытекает как результат созерцания Бога. Это Присутствие предоставляет человеку знание, мудрость, тайны, духовные излияния, состояние непоколебимой уверенности (йак̣ӣн) и так далее.
Это [Присутствие] может быть источником знаний, которые должен иметь слуга во время созерцания относительно правильного поведения, науки обсуждения, а также того, что нам следует избегать в данное время и того, что мы должны в настоящий момент терпеть. В этом и заключена истина действительности (х̣ак̣ӣк̣а ал-х̣ак̣ӣк̣а).
Истина Закона (шарӣ‘ат) заключается в том, что она несёт в себе обязательства, разрешения, запреты во всём, что Аллах (س) и его Пророк ﷺ рукоположили для нас в своей книге.
Что касается пути (т̣арӣк̣а), то он является промежуточной стадией между законом (шарӣ‘ат) и истиной (х̣ак̣ӣк̣а). Т̣арӣк̣а является незаменимым Законом для тех, кто достиг истины (х̣ак̣ӣк̣а), и данный путь отличается от Шарӣ‘ата, который известен „обычным“ людям. Это описано в следующих словах: „Правильные действия добродетельных людей (абра̄р) — это неправильные действия ‘приближеннных’ (мук̣аррабӯн)“.
Знание пути (т̣арӣк̣а) — это всё, что лишает слугу его страстей, побуждая отказаться от эгоцентризма и удаляя от всего, что является соблазном для его животной души, и от всех заслонов с тем, чтобы он мог положиться на волю Аллаха (س).
Т̣арӣк̣а призывает нас ко всему, что подталкивает слугу Аллаха (س) остановиться в глубине Его Единства. Путь (т̣арӣк̣а) помогает слуге выйти из противостояния между эго и Божественной Сутью, позволяя ему поселиться на стоянке „удовлетворённости [Богом] и подчинения [Ему]“ (ридā’ ва таслӣм).
Путь (т̣арӣк̣а) побуждает нас к полному самоотречению (растворению) в океане покорности Богу. Подобным образом и определяются Путь и его познание».
Затем Шейх (ر) сказал: «Полюс делает закон (шарӣ‘ат) безупречным своей Истиной (х̣ак̣ӣк̣а) и защищает её своим законом». [2]
Мус̣т̣афā ал-‘Алавӣ
Перевод с английского
[1] То есть «господин наш», Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ (ر). — Примеч. ред.
[2] Из книги Ал-’Ифа̄да ат-Тид͜жа̄ния — «Тиджанийская польза». Исследования и перевод с арабского сочинения Мус̣т̣афы ал-‘Алавӣ выполнен в тиджанийской обители (За̄вийа Тид͜жа̄нийя ал-Кубра̄) в Лионе, Франция.
Другие тексты раздела
«Умри до того, как ты умрёшь...»Сущность суфийского путиВечный ИсламВысшая цель человека в контексте суфизма«Разве Я — не ваш Господь?» Метафизический символизм ритуальной Молитвы согласно учению Шейха ал-Акбара Сила молитвы за Пророка ﷺМолитва за Пророка ﷺБуквы и чернилаЭпифаническая Вселенная Единого в мысли Ибн ‘АрабӣОбъяснение сотворения Пророка ﷺ из Света АллахаСуфизмЦентральная точка — роль К̣ӯнавӣ в учении Ибн ‘АрабӣВидение Пророка ﷺ во сне и наяву в исламской традицииОтветы суфиев на вопросы о Высшей реальности За пределами полемики и плюрализма: Универсальное послание Корана Исла̄м, ’Ӣма̄н, Их̣са̄н — покорность, вера и совершенствоНаивысший ПосредникПонятие и значение ма‘рифы в суфизме