Сила молитвы за Пророка ﷺ
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»
Коран, 33:56 [1]
Има̄м Cӣдӣ Мух̣аммад ад-Д͜жазӯлӣ во вступлении к книге «Доказательства добрых деяний» (Дала̄‘ил ал-х̮айра̄т) говорит следующее: «В один прекрасный день Посланник Аллаха ﷺ пришёл с выражением радости на лице и сказал: „Д͜жабра̄’ӣл (ع) явился ко мне и задал вопрос: доволен ли я, Мух̣аммад, что никто из моих последователей не благословляет и не желает мне мира так, как это делает Д͜жабра̄’ӣл, — по десять раз“. На это Пророк ﷺ ответил: „Те, кто молятся за меня бо́льшее количество раз, те и достойны меня, потому что ангелы всё время молитвы находятся над молящимся за меня. В таком случае ему самому решать, меньше или больше раз молиться за меня“».
Пророк ﷺ сказал: «Низким является тот человек, который при произнесении моего имени в его присутствии не начинает молиться за меня».
И ещё: «Молитесь за меня каждую пятницу, молитесь много. Если каждый из почитающих меня произнесёт по одной молитве за меня, тогда десять благодеяний будет им сделано и десять плохих деяний простятся им».
Пророк ﷺ сказал: «В День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма) моё ходатайство будет за тех, кто произнесёт „О Аллах, Всевышний, сотворивший всё сущее и ниспославший молитву, даруй же пророку Мух̣аммаду наивысшую из степеней Рая (ал-васӣла) и превосходство, даруй ему превознесение в достойное состояние, который Ты обещал ему!“»
Также он ﷺ сказал: «Если кто-либо благословляет меня в своей книге, ангелы не перестают благословлять его до тех пор, пока моё имя будет в той книге».
’Абӯ Сулаймāн ад-Да̄ра̄нӣ сказал следующее: «Если кто-либо хочет попросить Всевышнего, необходимо своё обращение начинать с молитвы за Пророка ﷺ, а затем уже просить о помощи Аллаха, и в конце также необходимо скрепить свою просьбу молитвой за Пророка ﷺ. Аллах обязательно услышит две молитвы за Пророка ﷺ и не упустит исполнение просьбы, стоявшей между двумя молитвами».
В хадисах Пророк ﷺ передал: «Каждому, кто будет за меня молиться по сто раз в пятничный день, будут прощены его прегрешения, совершённые за восемьдесят лет».
’Абӯ Хурайра (ر) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Тот, кто молится за меня, будет иметь освещённый путь по мосту [над Адом] (ас̣-с̣ира̄т), и если ты уже идёшь по освещённому пути по мосту [над Адом] (ас̣-с̣ира̄т), то не попадёшь в Ад».
Также Пророк ﷺ сказал: «Те, кто забывают молиться за меня, забывают также и дорогу в Райский сад». «Забыть» в данном случае означает «пропустить». Поэтому тот, кто пропускает молитву, теряет и дорогу в Райский сад, а те, кто регулярно молятся, никогда не потеряют дорогу в Райский сад.
‘Абд ар-Рах̣ман Ибн ‘Аӯф (ر) передавал следующие слова Посланника Аллаха ﷺ: «Пришёл Д͜жабра̄’ӣл (ع) ко мне и сказал: „О Мух̣аммад! Знай, что 70000 ангелов будут молиться за того, кто будет молиться за тебя. А те, за кого молятся ангелы, являются людьми из Райского сада“». «И Пророк ﷺ передал тогда людям: „Те, кто будут молиться за меня наибольшее количество раз, будут иметь наибольшее количество жён в Райском саду“».
Считается, что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-либо молится за меня очень усердно, то Всемогущий Аллах из тех слов молитвы создаёт ангела с одним крылом, направленным на Восток, и одним крылом, направленным на Запад, с ногами в нижней точке Земли и шеей возле самого Трона (ал-‘арш) Всевышнего. И Всемогущий Аллах скажет этому ангелу: „Благослови Моего раба так, как он просил благословить Моего Пророка“, и этот ангел будет благословлять раба до самого Дня воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма)».
Считается, что Пророк ﷺ сказал: «В День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма) люди придут к водному резервуару, и я узнаю тех, кто усердно молился за меня. Тот, кто помолится за меня хотя бы единожды, будет благословлен Аллахом десять раз. Тот, кто помолится за меня десять раз, будет благословлен Аллахом сто раз. Тот, кто помолится за меня сто раз, будет благословлен Аллахом тысячу раз. А также Аллах избавит тело молящегося раба от Адского огня (ан-на̄р), укрепит его волю в этой и другой жизни и примет в Райский сад (ад-д͜жанна). Тот, кто молится за меня, в День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма) будет иметь освещённый путь по мосту [на адом] (ас̣-с̣ира̄т), который будет виден на расстоянии 500 лет. Аллах подарит за каждую любую молитву за меня замок в Саду».
Пророк ﷺ также сказал: «Существует любая молитва раба за меня, даже если эта молитва сошла с уст очень быстро. Будьте уверены, что суша, вода, все стороны Земли обязательно услышат: „Я — молитва за Пророка Мух̣аммада, избранного Всевышним наилучшим из Его созданий, из уст такого-то раба“. Подобная молитва сотворит чудо-птицу, которая будет иметь 70000 крыльев с 70000 перьями на каждом крыле, 70000 лицами в каждом пёрышке и 70000 устами на каждом лице. 70000 уст будут возвеличивать Всемогущего Аллаха на 70000 языках, за что Аллах Всемогущий обязательно вознаградит».
Сӣднā ‘Алӣ ибн ’Абӣ Т̣āлиб (ر) передал следующие слова Пророка ﷺ: «Молящемуся за меня сто раз в пятницу в День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма) будет предоставлен сильный свет, который будет освещать всё вокруг».
Во многих традициях говорится, что у подножья Трона (‘арш) написано «К тому, кто возжелает Меня, я проявлю милосердие. Тому, кто будет нуждаться во мне, я явлюсь. Тому, кто приблизится ко мне посредством молитв за Пророка, я прощу все проступки, даже если их было чрезвычайно много, как пены в море».
Один из сподвижников Пророка сказал: «Не существует единого собрания молитв за Пророка ﷺ, однако дух всех молитв возносится к небу, и ангелы говорят: „Это и есть единство всех молитв за пророка Мух̣аммада ﷺ“».
Также в некоторых традициях считается, что верующему рабу любого пола открываются врата в Рай, павильоны и путь к Трону (ал-‘арш), когда он читает молитвы за Мух̣аммада ﷺ. Даже ангел не останется в Раю, если не будет почитать Пророка ﷺ и ходатайствовать за раба, молящегося за Мух̣аммада ﷺ, как велел поступать Всемогущий Аллах.
Пророк ﷺ сказал: «Если человек настоятельно нуждается в чём-либо, ему необходимо увеличить количество молитв за меня, ибо молитвы прогоняют заботы, горести и печали и помогают сбыться всему необходимому».
Считается, что один из праведников сказал: «Мой сосед был писарем. Он умер, а затем я увидел его во сне и спросил:
— Что сделал с тобой Аллах?
На что он ответил мне:
— Аллах простил меня.
— Почему Аллах простил тебя?“ — спросил я.
— Потому что я писал имя пророка Мух̣аммада ﷺ и просил благословить Пророка ﷺ. За это Всемогущий Аллах удостоил меня тем, что глаз, ухо и сердце смертного человека при жизни не могли видеть, слышать и чувствовать.
’Анас передал следующие слова Пророка ﷺ: «Никто из вас не верит искренне, пока не полюбит меня больше, чем себя самого. И эта любовь будет больше, чем всё, что имеешь ты, твой сын и отец».
В достоверном хадисе говорится, что однажды ‘Умар сказал Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха! Я люблю тебя больше, нежели себя». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Теперь, ‘Умар, твоя вера (’ӣма̄н) совершенна».
Посланника Аллаха ﷺ спросили:
— Когда же я стану верующим или истинным верующим?
Пророк ﷺ ответил:
— Когда возлюбишь Аллаха.
— А когда же я возлюблю Аллаха?
— Тогда, когда возлюбишь Посланника Аллаха!
— А когда я возлюблю Посланника Аллаха?
— Тогда, когда последуешь по его пути, сунне; когда начнёшь любить и ненавидеть то, что любит и ненавидит он; когда будешь выбирать друзей и врагов, которых бы он выбирал сам себе. Этим и отличаются люди различных религий: любовью ко мне или неверием в меня и ненавистью ко мне.
— Значит, те, кто не любят Пророка, не имеют веры (’ӣма̄н)?..
У Пророка ﷺ спросили:
— Бывают скромные набожные люди, а бывают нескромные. Отчего так бывает?
Пророк ﷺ ответил:
— Те, кто ощутил сладость веры, является скромным верующим. А те, кто не испытали этого, ведут себя нескромно.
— А каким образом получить, ощутить, испытать сладость веры?
— Только посредством искренней любви к Всевышнему Аллаху!
— А каким образом найти, ощутить, испытать любовь к Всевышнему?
— Только посредством любви к Посланнику Аллаха! Именно поэтому необходимо стремиться получить любовь Аллаха и любовь Пророка.
Однажды Пророка ﷺ спросили: «Кто есть семья Пророка Мух̣аммада, которую нам велено любить, уважать и проявлять почтение?» Пророк ответил: «Это люди чистоты и преданности, которые искренне верят в меня» «По каким признакам их можно узнать?» «Моя любовь распространяется на всех, особенно на тех, кто усердно молится за меня после поминания Аллаха», — ответил Пророк. Также существует другой вариант ответа Пророка: «Признаком таких людей является постоянное почитание меня». Затем Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Кто является наиболее верующим в тебя?» Пророк ответил: «Тот, кто никогда меня не видел, однако искренне верит в меня, искренне любит меня и просит Аллаха благословить меня. Такой верующий человек будет готов отдать всё, что у него есть (или отдать всё золото), ради того, чтобы увидеть меня. Это значит, что человек истинно верит в меня и искренне любит меня». Тогда у Пророка ﷺ спросили: «Что Вы думаете о тех людях, которые усердно молятся за Вас, но не являются Вашими последователями и не следуют по Вашему пути?» Пророк ответил следующим образом: «Я слышу и знаю о молитвах людей, которых люблю. Однако и молитвы других людей я тоже получаю».
Ал-Х̮алӣфа ал-Акбар Cӣдӣ ’Абӯ Х̣асан ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда ал-Фа̄сӣ (ум. 1212 / 1797) в своей книге «Послание благости и милости всем тиджанийским собратьям и сподвижникам» (Epistle of Bounty and Gratitude to all the Tijani Companions and Confidants) и Cӣдӣ ‘Абд ал-Вахха̄б Ша‘ара̄нӣ (ум. 905 / 1490, да будет доволен им Всевышний!) в своей книге «Заветы Мухаммада» (Ал-‘ухӯд ал-Мух̣аммадия) сказал: «Наш Пророк ﷺ взял с нас согласие, что мы днём и ночью будем читать как можно больше молитв за него (с̣алава̄т) и оповестим наших братьев о всех наградах за его прославление. Сӣднā Шейх также взял с нас согласие выполнять днём и ночью как можно больше молитв за Пророка ﷺ». Сӣднā Шейх также сказал: «Будьте уверены, что постоянные молитвы за пророка Мух̣аммада ﷺ сокращают ваше расстояние до божественного присутствия. И, наоборот, те, кто проявляют невежество к данному верованию и правилам благочестия, не могут почтить достоинства Божественного присутствия (ал-х̣ад̣ра ал-’илахия)».
Обязательно необходимо упомянуть о всех наградах и достоинствах, которые можно будет испытать при молитвах за Пророка ﷺ: «Все мои молитвы посвящаются тебе, о великий Посланник Аллаха». Пророк ﷺ сказал: «Да сохранит Аллах тебя от горестей и печалей этого и другого мира!»
Ибн Фарх̣ӯн ал-К̣урт̣убӣ (ум. 799 / 1397, да будет доволен им Всевышний!) говорил, что молитвы за Пророка ﷺ помогают обрести десять даров или чудес (кара̄ма̄т), а именно:
1. Первоочередным и самым важным является благословение Всевышнего Аллаха;
2. Ходатайство Пророка Мух̣аммада ﷺ за тебя;
3. Подобие благородных ангелов снизойдёт на тебя;
4. Помощь в противостоянии безбожникам и лицедеям;
5. Отпущение всех грехов;
6. Помощь в исполнении праведных деяний;
7. Освещение молящегося сиянием изнутри и снаружи;
8. Безопасность в этом бренном мире;
9. Свободный вход в Вечный дом, в небесную обитель;
10. Десятки молитв от Всепрощающего Аллаха.
Ал-Х̣ад̣рамӣ говорил, что молитвы за Пророка ﷺ являются лестницей и обращением к Всемогущему Аллаху в момент отсутствия шейха. Ученик ал-Х̣ад̣рамӣ, шейх Cӣдӣ Ах̣мад Заррӯк̣ (ум. 899 / 1484), сказал, что молитвы за Пророка ﷺ значительно повышают статус молящегося, в каком бы смешанном состоянии он не находился. Ибн ‘Абба̄д (ум. 792 / 1377) сказал, что молитвы за Пророка ﷺ очень влияют на силу верования. Санӯсӣ сказал, что при отсутствии духовного наставника шейха, необходимо увеличивать количество благословений Пророка ﷺ, чтобы получить настоящее открытие и озарение (фатх̣). Некоторые учёные утверждают, что молитвы за Пророка ﷺ представляют Священный Коран, поэтому вполне могут помочь открыть врата собственной души и осознать бытие.
Ал-Х̣афӣз̣ Ибн Х̣ад͜жар сказал, что молитвы за Пророка ﷺ открывают уникальные и широкие врата на пути к счастью, которые не каждому удаётся открыть. Молящемуся также даётся множество благ и очищение от его грехов посредством небесного прощения. Молитвы и духовное приветствие Пророка ﷺ очень важны. Каждый честный мусульманин обязан следовать этим установкам, свято выполняя их и днём, и ночью, искренне и светло показывая свою любовь Пророку ﷺ.
Кроме того, следует отметить, что некоторые люди могут поверить, что молитвы и приветствие Пророка ﷺ являются нашим ходатайством за Пророка ﷺ к Всевышнему, и что это вознесёт Пророка ﷺ на один уровень с Всевышним. Но это не так. Всемогущий Аллах велел нам благодарить того и быть благодарными тому, кто был к нам добр и щедр. Таким добрым и щедрым к своим последователям был Пророк ﷺ. В связи с тем, что мы не можем вознаградить Мух̣аммада ﷺ безграничными дарами, Всевышний Аллах наказал нам в качестве воздаяния за его милость к нам приветствовать и почитать Пророка ﷺ. Ведь не существует большего добра и милости, чем то, что Аллах Милостивый и Добрейший даровал человечеству Благовестника Мух̣аммада ﷺ.
Ибн ‘Атā’ ’Аллāх в своей книге «Корона невесты» (Та̄д͜ж ал-‘арӯс) говорит, что тому, кто забыл о молитвах и намеревается исправить свои прошлые ошибки, лучше всего будет почитать Всевышнего всеобъемлющими зикрами — ал-аз̱ка̄р ад-д͜жа̄ми‘. Тому, кто не может увеличить количество ночных молитв и соблюдать пост, для духовного излечения будет лучше читать молитвы за Пророка ﷺ. Таким образом, молящийся превзойдёт недостаток других молитв, так как молитва за Пророка ﷺ равна десяти молитвам, о чём написано в хадисах. Только представьте, каким радостным будет ваш день, когда почитаете и поприветствуете Посланника Аллаха такими молитвами!
Сāх̣илӣ в своей книге «Желанная цель идущего [мистическим Путём]» (Бугйат ас-Са̄лик) указывает на явные достоинства молитвы за Пророка ﷺ, как, в частности, успокоение души. Если чтение молитв за Пророка ﷺ войдёт у верующего в привычку, и он будет произносить их регулярно, то сблизится с духовным миром последователей Ислама и Пророка ﷺ.
Cӣдӣ ал-К̣āд̣ӣ ’Абӯ ал-Фад̣л ‘Ийāд̣ Ибн Мӯсā ал-Йах̣с̣убӣ ас-Сабтӣ (ум. 544 / 1129) в своей книге «Исцеление путём описания достоинств Пророка» (Аш-Шифа̄ бита‘рӣф х̣ук̣ӯк̣ ал-Мус̣т̣афā) подтверждает это.
1. Что подразумевает молитва за Пророка ﷺ
Аллах сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его
и приветствуйте миром» (Коран, 33: 56).
Ибн ‘Аббāс ещё раз объясняет, что Аллах и Его ангелы возвеличивают и почитают Пророка Мух̣аммада ﷺ. Аллах осыпает Пророка ﷺ Своей милостью, и ангелы будут молиться за него. Ал-Мубаррад сказал: «Основой молитвы является призыв и мольба о милости. Милость ниспосылает Аллах, а Его ангелы дают добро и передают твою мольбу о милости Аллаха. Хадис также говорит о том, что если молящийся за Пророка ﷺ будет ожидать исполнения молитвы, тогда ангелы скажут так: „О Аллах, прости его! О Аллах, пошли ему Свою милость!“» ’Абӯ ал-‘Алийа говорит: «Почитание Аллаха в почитании Пророка ﷺ через ангелов является тоже молитвой».
В соответствии с указаниями Аллаха, верующие должны просить мир и благословение Пророку ﷺ. К̣āд̣ӣ ’Абӯ Бакр сказал: «Данные слова касаются Пророка, и Аллах приказал всем последователям просить мира Пророку. Дальнейшие же последователи также обязаны молить о мире Пророку не только в момент посещения его могилы, но в любом упоминании о Пророке».
Три определения имеет фраза ас-салāму ‘алайкум. Первое значение слова салāм — «мир тебе и с тобой». Второе значение слова салāм подразумевает твою защиту и охрану во имя Аллаха. Третье значение слова салāм произошло от понятия «примирение» (мусāлама) и «подчинение» Пророку ﷺ, который передаёт слова Всевышнего Аллаха: «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Коран, 4: 65).
2. Правила чтения молитв за Пророка ﷺ
Все должны знать, что Аллах приказал нам почитать Пророка ﷺ, что является общим обязательством. Но не существует определённого установленного времени для его почитания. Никто [из мусульман] не сомневается в обязательной природе почитания Пророка ﷺ. Однако ’Абӯ Д͜жа‘фар Т̣абарӣ считает, что айаты из Священного Корана «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Коран, 33: 56) можно не признавать обязательными. Прославляя Пророка ﷺ, верующий выполняет обязательства мусульманина, которые оберегают его от греховных поступков, которые он может совершить в своём неверии. Достаточно произносить минимум один раз для освидетельствования своего почтения Пророку ﷺ. Но всё же желательным является частое почитание Пророка ﷺ .
Ибн К̣āд̣ӣ ’Абӣ Бакр сказал следующее: «Аллах обязал нас возвеличивать и молить о мире для пророка Мух̣аммада ﷺ. Аллах не указывал специально отведённого времени для молитв за Пророка ﷺ, тем не менее любой верующий обязан молиться как можно чаще и не забывать делать это».
К̣āд̣ӣ ’Абӯ ‘Абдалла̄х ибн Са‘ӣд сказал: «Има̄м Малик, его последователи и другие знатные люди считали молитву за Пророка ﷺ стандартной обязанностью и условием верующего в Аллаха. И количество произнесённой данной молитвы не ограничивается пятью обязательными ежедневными молитвами. Необходимо помнить, что тот, кто молился за Пророка ﷺ всего один раз за всю жизнь, не выполнил минимальные обязательства мусульманина».
Однако последователи Има̄ма Шāфи‘ӣ (то есть шафиитской религиозно-правовой школы) говорят, что указания Аллаха и Посланника Аллаха ﷺ относятся только лишь к обязательным молитвам (с̣алавāт ал-фард̣). По существу, никто не отрицает, что молитва за Пророка ﷺ необязательная. С данным утверждением соглашаются ранние и поздние учёные. Считается, что молитва за Пророка ﷺ в конце произнесения [канонической] молитвы (с̣алāт) не является обязательной её частью. Има̄м Шāфи‘ӣ единственный утверждает, что неправильным является применение молитвы за Пророка ﷺ, когда в конце [канонической] молитвы (с̣алāт) идёт почитание Великого Всевышнего и пожелание мира (ташаххуд). Последователи маликитской религиозно-правовой школы, мединцы, Суфйāн ас̱-С̱аӯрӣ, жители Куфы и другие люди считают неправильным упускать молитву за Пророка ﷺ, когда в конце [канонической] молитвы (с̣алāт) идёт почитание Великого Всевышнего и пожелание мира.
В случае если молитва за Пророка ﷺ была упущена по забывчивости, то Исх̣āк̣ Ибн Ибра̄хӣм советует не огорчаться и не стремиться повторить молитву. Однако если молитва была упущена осознанно, необходимо обязательно её произнести. ’Абӯ Йа‘алā говорит, что в маликитской школе [шариатского права] (маз̱хаб мāликӣ) три варианта молитвы: обязательная (фард̣), согласно Сунне (вāд͜жиб) и желательная (мустах̣абб). Д͜жāбир, сподвижник Пророка ﷺ, передаёт, что Пророк ﷺ учил их произносить молитву за Пророка ﷺ во время последних строк молитвы «Свидетельство» (ташаххуд), что описано и в Священном Коране. Ибн ‘Умар сказал, что ’Абӯ Бакр учил тому, что почитание Пророка ﷺ во время последних строк молитвы «Свидетельство» (ташаххуд) проповедника является важным, таким же важным является и обучение этому детей.
Одно из изречений Пророка ﷺ гласит: «Ни одна молитва не будет считаться правильной, если ты не почтёшь в ней меня». Ибн ал-К̣ас̣с̣ар объяснил данное изречение следующим образом: «Без молитвы за Пророка ﷺ вся молитва считается неполной, или если молитва произнесена тем, кто минимум раз в жизни не произносил молитву за Пророка ﷺ». К сожалению, учёные-хадисоведы считают данное изречение недостоверным.
‘Абдалла̄х ибн Мас‘ӯд слышал, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто произносит обязательные молитвы, но не просит благословить меня, Пророка, или моих приближенных, не будет услышан». Да̄рак̣ут̣нӣ сказал, что правильная интерпретация того — в словах ’Абӯ Д͜жа‘фара Мух̣аммада ибн ал-Х̣усайна: «Если бы мне довелось читать молитву, которая не содержит слов молитвы за Пророка ﷺ или за его приближенных, я бы посчитал данную молитву незавершённой».
3: Рекомендуемое время для чтения молитв за Пророка ﷺ
Пророк ﷺ слышал, как человек произносил молитву и не попросил благословить Пророка ﷺ в своей молитве. Пророк ﷺ назвал такую молитву «опрометчивой». Пророк ﷺ подозвал к себе молящегося и других окружающих его людей и сказал: «Начинать свою молитву необходимо с восхваления Аллаха, далее произносить почитание Его Посланнику, а затем уже можно просить всё, что хочешь».
Халиф ‘Умар ибн ал-Х̮ат̣т̣āб (ر) сказал следующее о молитвах: «Мольба (ду‘ā’) и молитва (с̣алāт) задерживаются между небесами и землёй. Ни одна из молитв не поднимется наверх к Аллаху без произнесения молитвы за Пророка». Пусть Аллах почтит Пророка ﷺ и его семью! Также считается, что любая мольба будет сокрытой, пока молящийся не произнесёт молитву за Пророка ﷺ.
Ибн Мас‘ӯд говорил: «Если хочешь попросить что-либо у Аллаха, необходимо изначально прославлять в установленной форме Всевышнего, затем просить благословение Пророка ﷺ. Только в таком случае твоя молитва будет услышана и принята».
Д͜жāбир услышал, как Пророк ﷺ говорил: «Я не одноразовая фляга всадника, которую он наполняет, кладёт в сумку, а когда хочет пить и совершить омовение с помощью неё, то делает это или выкидывает её за ненадобностью. Вспоминайте моё имя в начале, в середине и в конце молитв и прошений».
Ибн ‘Атā’ относительно молитвы говорил следующее: «Молитва стоит на китах и имеет крылья, условия и нюансы. Если киты стоят твёрдо, тогда молитва крепкая. Если крылья крепкие, значит и молитва полетит. Если выполнены условия, то молитва увенчается успехом. Если выполнены все нюансы, значит, молитва точно будет услышана. Это является показателем сердечности, милосердия, смиренности и покорности перед Аллахом, а также отрешённостью от материальных нужд. Праведность и искренность являются крыльями. Пусть благословит его Всевышний и подарит ему идеальный мир».
Пророк ﷺ передал следующее изречение: «Произношение прошения между двумя молитвами не запрещено». Оттого каждое прошение может скрываться, не доходя до небес до тех пор, пока не будет произнесена молитва за Пророка ﷺ. Только тогда молитва вознесётся. Ибн ‘Аббāс говорит, что прошение должно содержать следующие слова: «Прошу принять мою просьбу (далее идёт благословение Пророка ﷺ). О Аллах, прошу Тебя возвеличить Пророка Мух̣аммада, Твоего Прославителя, Пророка и Посланника, ведь он лучше всех из созданного Тобой!»
Пророк Мух̣аммад ﷺ должен почитаться при любом упоминании его имени, устном или письменном. Таким же образом необходимо восхвалять Пророка, когда слышен призыв на молитву, так как Пророк ﷺ сказал: «Если моё имя упоминается перед любым человеком, и этот человек не почитает меня молитвой, значит, его лицо в грязи».
‘Āлим ибн Х̣абӣб не почитает людей, которые упоминают имя Пророка ﷺ во время умерщвления животного. Также известный учёный маликитской школы Сах̣нӯн говорил, что не почитает людей, которые упоминают имя Пророка ﷺ при выражении удивления. Также не приветствуется упоминание имени Пророка ﷺ при чихании, так как это принимается второстепенно. Ан-Нисā’ӣ, составитель одного из шести самых главных изречений Пророка ﷺ, приказывал, чтобы молящийся по пятницам увеличивал количество молитв за Пророка ﷺ. Ибн Исх̣āк̣ утверждает, что необходимо произносить молитвы за Пророка ﷺ каждый раз при входе в мечеть. ‘Амрӯ б. Дӣнāр сказал, что при входе в пустое помещение необходимо сказать: «Да пребудет мир и благословение Всевышнего с Пророком и всеми добрыми людьми Аллаха! Мир и благословение Всевышнего жителям этого дома!» В добавление к этому Ибн ‘Аббāс сказал: «В данном изречении под жилищем подразумевается мечеть».
‘Алк̣ама утверждает, что при входе в мечеть он говорил «Да пребудет мир, милость и благословение Всевышнего с Посланником Аллаха! Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка Мух̣аммада». Дочь Пророка, Фāт̣има (ر), говорила, что сам Пророк ﷺ просил благословения Всевышнего при входе в мечеть. Сподвижники Пророка ﷺ утверждают, что молитва за него должна произноситься Има̄мом и во время молитвы за усопших (после второго повторения фразы «Аллах Велик» — ’Алла̄ху Акбар). Весь народ Мух̣аммада ﷺ принимает правило почитать Пророка ﷺ в письмах и в любом письменном упоминании после поминания имён Всемилостивого и Всемогущего Аллаха, то есть после фразы «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» (бисми-лла̄хи-р-рах̣мани-р-рах̣ӣм). ‘Ук̣ба ибн ‘Амрӯ говорил: «О Аллах! Благослови Мух̣аммада, истинного Пророка, и членов его семьи!»
Пророк ﷺ одобрял: «Ангелы будут молить о прощении тех, кто возвеличивал и упоминал имя Пророка в книгах». ’Абӯ Мас‘ӯд ал-Анс̣а̄рӣ передал следующие слова Пророка ﷺ: «О Аллах! Возвеличь Мух̣аммада и его семью так же, как Ты возвеличил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью, и благослови Мух̣аммада и его семью так же, как Ты благословил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью. Воистину Ты самый Могущественный и Великий».
4. Правила произношения молитвы за Пророка ﷺ
’Абӯ Х̣умайд ас-Са‘ӣдӣ рассказал об ответе Пророка ﷺ на вопрос о правилах произношения молитвы за Пророка. Пророк ﷺ ответил: «О Аллах! Возвеличь Мух̣аммада, его жён и сподвижников так же, как Ты возвеличил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью, и благослови Мух̣аммада и его семью так же, как Ты благословил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью. Воистину, Ты самый Могущественный и Великий!» Ка‘б ибн ‘Уд͜жра предпочитал следующий лёгкий вариант молитвы за Пророка ﷺ: «О Аллах! Возвеличь Мух̣аммада и его семью так же, как Ты возвеличил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью. Воистину Ты самый Могущественный и Великий!» ’Абӯ Са‘ӣд ал-Х̮удрӣ произносил таким образом: «О Аллах! Возвеличь Мух̣аммада, Твоего Прославителя и Твоего Пророка!»
Има̄м ‘Алӣ (ع) сказал: «Пророк считал количество молитв с моих уст и сказал, что таким же образом считал молитвы с уст Пророка сам Д͜жабра̄’ӣл, говоря при этом: „Именно так Владыка мира Аллах приказал делать: возвеличивать Мух̣аммада и членов его семьи, как были возвеличены Ибра̄хӣм (Авраам) и члены его семьи. Воистину Ты самый Могущественный и Великий! О Аллах, благослови Мух̣аммада и его семью так же, как Ты благословил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью. Воистину Ты самый Могущественный и Великий! О Аллах, подари мир Мух̣аммаду и его семье так же, как Ты подарил мир Ибра̄хӣму (Аврааму) и его семье. Воистину Ты самый Могущественный и Великий!“»
’Абӯ Хурайра слышал, как Пророк ﷺ говорил: «Всем, кто хочет получить наивысшую благодать, когда молишься за мою семью, семью Пророка, необходимо говорить: „О Аллах! Возвеличь Пророка Мух̣аммада, его жён, всех матерей верующих, сподвижников Пророка и членов его семьи так же, как ты возвеличил семью Ибра̄хӣма (Авраама)! Воистину, Ты самый Могущественный и Великий!“» Когда Зайд б. ал-Х̣āрис̱а ал-’Анс̣āрӣ спросил Пророка ﷺ, каким образом необходимо его почитать, тот ответил следующие слова: «О Аллах! Благослови Мух̣аммада и его семью так же, как ты благословил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью. Воистину, Ты самый Могущественный и Великий!»
Салама ал-Киндӣ говорит, что Има̄м ‘Алӣ учил молиться за Пророка ﷺ следующим образом: «О Аллах! Ты тот, кто создал все просторы и небеса! Одари Своим великодушием, благословением и милостью Пророка Мух̣аммада, Твоего Прославителя и Посланника, Первооткрывателя ранее неизведанного Священного Писания! Он является Печатью ранее неизведанного. Он тот, кто освещает правду. Он тот, кто побеждает армию неверующих, по своему предназначению. Он с уверенностью принялся исполнять Твои приказы, покоряться Тебе, и всё ради того, чтобы заслужить Твое довольство им. Он сохраняет Твоё откровение, следует Твоим предписаниям и выполняет Твои приказы. Благодаря ему человечество может ждать Твоего благословения для себя и своих семей. Поддавшись испытаниям и греховным действиям, сердца людей пытаются вернуться на путь Пророка. Ведь он освещает путь к Исламу и даёт праведные наставления. Пророк является Твоим доверенным лицом, хранителем Твоих тайных знаний, свидетелем дней Твоего восстания, истинным Твоим посланником и тем, кого Ты благословил. О Аллах, обеспечь ему хорошее место в Твоём Раю и вознагради его множеством даров, которыми будет Твоя воля одарить его и которые Ты поощрял его ранее! О Аллах! Помоги ему быть выше всего, что делают другие люди, и дай ему прекрасное место для отдыха и приема гостей. Дай ему свет и вознагради его за последователей ислама, которых он привлёк. Вознаграждением Твоим будет принятие молитв».
Има̄м ‘Али (ع) сказал следующее об айате «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка» (Коран, 33 : 56): «Повинуюсь Тебе, Всевышний, и во имя Аллаха Добрейшего и Милостивого, прошу ангелов, всех праведных и добрых людей, мучеников и всех тех, кто преподносит Всевышнего, быть рядом с Мух̣аммадом, сыном ’Абдуллы, рядом с тем, кто является Печатью всех пророков, Учителем проповедников, лидером почитающих Тебя и главным Твоим Посланником, о Всевышний! Он Твой свидетель, Благовестник, он тот, кто с Твоего разрешения рассказывает людям о Тебе, он тот, кто наставляет на путь истинный ﷺ».
‘Абдалла̄х ибн Мас‘ӯд говорил: «О Аллах, благослови и подари благодать Учителю всех проповедников, Лидеру почитающих Тебя, Печати всех Пророков, Главному Твоему Прославителю и Посланнику, Хранителю добра и Посланнику благой вести. О Аллах, дай ему превознесение в такое достойное состояние, которому смогут все позавидовать. О Аллах, возвеличь Мух̣аммада и его семью так же, как ты возвеличил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью. Воистину Ты самый Могущественный и Великий. О Аллах, благослови Мух̣аммада и его семью так же, как ты благословил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью. Воистину Ты самый Могущественный и Великий». Х̣асан ал-Бас̣рӣ сказал: «Тот, кто хочет испить из глубокой реки (ал-кавс̱ар) Пророка Мух̣аммада, должен произнести: „О Аллах, возвеличь и благослови Пророка Мух̣аммада и его сподвижников, сыновей, дочерей, его жён, родственников и всю семью Пророка, его последователей и сподвижников и всех, кто любит и почитает Пророка, ибо, воистину, Ты — Всемилостивый и Всемогущий“».
Ибн ‘Аббāс в добавление к этому сказал: «О Аллах, заступись за Мух̣аммада и превознеси его в достойное состояние. Даруй ему ответы на его молитвы в этой и в следующей жизни так же, как ты отвечал на молитвы Ибра̄хӣма (Авраама) и Мӯсы (Моисея)». Вухайб б. ал-Вард просил Аллаха о следующем: «О Аллах! Прошу дать Мух̣аммаду всё, о чём он просит Тебя, и всё, чем просят вознаградить Пророка рабы Твои. Вознагради Мух̣аммада наибольшими дарами до наступления Дня воскресения». Ибн Мас‘ӯд добавил: «Обязательно молитесь с наибольшим усердием, когда молитесь за Пророка».
Даже если неизвестно, узнает ли Пророк об этом, всё же необходимо произносить: «О Аллах, возвеличь и подари Свою доброту и благословение Учителю всех проповедников, Лидеру почитающих Тебя, Хранителю добра и Посланнику благой вести». И в дальнейшем необходимо произносить множество коротких и продолжительных молитв во имя нашего любимого Пророка ﷺ и членов его семьи.
Има̄м ‘Алӣ в конце своей молитвы Всевышнему, где идёт почитание Великого Всевышнего и пожелание мира (ташаххуд), говорил: «Да пребудет с Пророком мир и благословение Всевышнего! Да пребудет мир и благословение Всевышнего со всеми Пророками и Посланниками Аллаха! Да пребудет мир и благословение Всевышнего с Посланником Аллаха, Мух̣аммадом Ибн ‘Абдалла̄хом! Да пребудет мир и благословение Всевышнего с нами и со всеми верующими мужчинами и женщинами одинаково, кто присутствует или не присутствует сейчас! О Аллах, прости Мух̣аммаду и прими его ходатайство и прости его последователей! Прости меня и моих родителей, их всех родственников, и благослови их всех! Да пребудет мир и благословение Всевышнего со всеми верующими в Аллаха! Мир тебе и благословение Всевышнего, о Пророк!»
’Абӯ ‘Умар ибн ‘Абдалла̄х Барр и другие считают, что не следует просить благословения для Пророка, ﷺ, однако следует просить о необходимом для себя почтении и благословении. Также необходимо просить о почтении и прощении других людей. Ибн ’Абӣ Са‘ӣд ’Абӯ Мух̣аммад добавлял к молитвам следующее: «О Аллах, благослови Мух̣аммада, на Своего Пророка, который сам по себе был ниспослан людям в качестве благодати. О Аллах, благослови Мух̣аммада и его семью так же, как ты благословил Ибра̄хӣма (Авраама) и его семью». Данные слова не основываются на изречениях Пророка, а на словах пожелания мира. «Мир тебе и благословение Всевышнего, о Пророк!»
5. Превосходство молитвы за Пророка ﷺ
и прошении о его возвеличении и благословении
‘Абдалла̄х ибн ‘Амр передал следующие слова Пророка ﷺ: «Как только услышите призыв на молитву, просите о моём благословении у Всевышнего. Ведь Аллах вознаградит и благословит того, кто молится за меня, в десять раз сильнее. Также просите о достойном месте (ал-васӣла) для меня . Я очень надеюсь, что мне будет удостоено такое место в Саду, а также всем верующим в Аллаха, и я буду молиться за тех, кто будет просить о достойном месте (ал-васӣла) для меня». ’Анас ибн Мāлик передаёт следующие добрые слова Пророка ﷺ: «Тем, кто будет молиться за меня, Аллах воздаст в десятки раз больше, простит десять грехов и возвеличит в десять раз, а также десять благодетелей будут подарены тем, кто молиться за меня».
’Анас рассказал, что архангел Д͜жабра̄’ӣл сказал Пророку ﷺ следующее: «Тот, кто помолится за тебя хотя бы единожды, будет вознаграждён и возвеличен Аллахом в десятки раз больше». ‘Абд ар-Рах̣ман б. ‘Аӯф говорил нечто подобное, передавая слова Пророка ﷺ: «Д͜жабра̄’ӣл передал мне хорошие новости, что Аллах подарит мир тем, кто будет просить мира Пророку. Аллах благословит всех, кто будет просить благословить Пророка». Зайд б. ал-Х̣уба̄б слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Те, кто произносят «О Аллах, возвеличь Мух̣аммада и приблизь его к себе в День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма)», действительно получат его заступничество. Ведь самыми близкими ко мне являются те, кто больше всего молятся за меня».
’Абӯ Хурайра слышал, как Пророк ﷺ говорил: «Ангелы буду просить прощения за тех, кто в письме или в книгах возвеличивают Пророка, до тех пор, пока будет написано имя Пророка». ‘Амр б. Рабӣ‘а слышал, как Пророк ﷺ говорил: «Ангелы будут продолжать благословлять тех, кто продолжает благословлять меня. Оттого рекомендую делать это хотя бы иногда или как можно чаще».
’’Убай б. Ка‘б рассказал, что как-то раз в первой половине ночи Пророк ﷺ поднялся и сказал: «О люди, помните об Аллахе! Уже одно сотрясение произошло, вскоре будет и следующее. Смерть настигнет все вокруг». ‘Убай спросил у Пророка тогда: «О Посланник Аллаха, я итак молюсь много за тебя, но скажи, сколько молитв я должен посвящать тебе?» Пророк ﷺ ответил: «Молитесь, сколько хочется». «Пятнадцать раз достаточно?» — спросил ‘Убай. Пророк ответил: «Молитесь, сколько хочется, и если можете помолиться больше раз - будет ещё лучше». ‘Убай спросил снова: «Тридцать раз достаточно?» Пророк ответил: «Молитесь, сколько хочется, и если можете помолиться больше раз — будет ещё лучше». ‘Убай спросил, сколько достаточно будет. И снова Пророк ответил: «Молитесь, сколько хочется, и если можете помолиться больше раз — будет ещё лучше». ‘Убай после сказал: «О Посланник Аллаха, я буду посвящать все мои восхваления тебе». На это Пророк ﷺ ответил: «В таком случае все грехи будут прощены».
’Абӯ Т̣алх̣а рассказал, что однажды видел Пророка ﷺ таким счастливым, каким его до этого не видели. Пророк ﷺ сказал ему: «Д͜жабра̄’ӣл действительно приходил ко мне и принёс хорошие вести от Аллаха. Мне было сказано, что когда кто-либо из моего народа будет молиться за меня, Аллах и Его ангелы десять раз благословят этого человека». Пророк ﷺ также сказал: «Из тех людей, которые будут приходить ко мне, я узнаю тех, кто молился за меня». Ибн Вахб передаёт следующие слова Пророка ﷺ: «Тот, кто будет молиться за меня десять раз, приравнивается к тому, который освободил раба». Считается, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто молится за меня, будет первым спасён от мучений в День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма)»
’Абӯ Бакр ас-Cӣдӣк говорил, что молящийся за Пророка ﷺ очищается от греха подобно тому, как холодная вода успокаивает огонь. Молитва за Пророка ﷺ считается праведным деянием. Она даже сильнее, чем освобождение рабов.
Д͜жа̄бир б. ‘Абдалла̄х передаёт, что Пророк ﷺ говорил: «В День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма) тот получит моё заступничество, кто будет произносить: „О Аллах, награди Мух̣аммада ал-васӣла и другим превосходством, и дай ему превознесение в достойное состояние, которое Ты обещал ему“». Са‘д б. ’Абӣ Вак̣к̣а̄с̣ говорил следующее: «Тот будет прощён, кто произносит следующую молитву за Пророка: „Я свидетельствую, что нет другого бога помимо Аллаха, и Его спутника, Прославителя и Посланника Мух̣аммада. Я признаю, что Аллах является моим Господом, Мух̣аммад является великим Посланником, а Ислам является моей религией“».
6. Порицание тех, кто не молиться за Пророка ﷺ
и совершает другие неправедные поступки
’Абӯ Хурайра говорит, что Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее: «Да пребудет грязь на лице того, кто не молится за меня при упоминании моего имени! Да пребудет грязь на лице того, кто начинает и заканчивает священный праздник Рамад̣а̄н, не получив прощения! Да пребудет грязь на лице того, чьи родители в пожилом возрасте и не дают ему попасть в Райский сад», и добавил: «Амин». Пророк повторил данные слова три раза, после чего Му‘аз̱ спросил причину, почему Пророк так говорит. Пророк ﷺ ответил, что Д͜жабра̄’ӣл сказал ему: «„Мух̣аммад, если твоё имя упоминается, а человек не молится о твоём благословении, то после смерти этот человек попадёт в Ад. Аллах отдалится от этого человека“. Д͜жабра̄’ӣл попросил сказать „Амин“, и я сказал „Амин“. Затем Д͜жабра̄’ӣл сказал: „Если человек не соблюдает священный Рамадан, то после смерти он также попадёт в Ад. Д͜жабра̄’ӣл попросил сказать „Амин“, и я сказал „Амин“. Если человек не проявляет доброту и заботу к своему родителю или родителям, будет тоже самое — человек попадёт в Ад после смерти. Д͜жабра̄’ӣл попросил сказать „Амин“, и я сказал „Амин“».
Пророк ﷺ сказал: «Несчастными являются те люди, которые не молятся за меня при упоминании моего имени». Джа‘фар Ибн Мух̣аммад словами Пророка ﷺ подтверждает: «Если человек слышит моё имя и не просит благословить меня в этот момент, значит, он сошёл с праведного пути в Райский Сад».
’Абӯ Хурайра передаёт следующие слова Пророка ﷺ: «Если собрание людей заседает без упоминания Аллаха и молитвы за Пророка, то туча поднимется над ними, и впоследствии они будут сожалеть об этом проступке. Если Аллах захочет, то накажет их, если Аллах захочет, то простит им». ’Абӯ Хурайра также добавил заключение: «Тот, кто забывает молиться за Пророка, теряет путь в Райский Сад».
Пророк ﷺ называл это проявлениями плохого воспитания. К̣атāда предоставил слова Пророка: «Дурным тоном считается при упоминании моего имени не попросить благословения Всевышнего на моё имя». Пророк ﷺ сказал: «Если человек живёт без молитвы за Пророка, то после смерти запах его тела будет несносный. Если люди заседают без молитвы за меня, нападут на них тяготы, и в Райском Саду они не получат наград».
’Абӯ ‘Исā ат-Тирмиз̱ӣ передаёт слова уважаемого человека: «Если человек молится за Пророка ﷺ хотя бы один раз за собрание, тогда он будет вознаграждён». (Пусть возвеличит и благословит Аллаха нашего Учителя Мух̣аммада, подарит ему идеальный мир на вечность!)
7. Выделение Пророка ﷺ молитвой за него
Как-то раз Посланник Аллаха ﷺ, заговорил о том, как важно просить мира и благословения для него даже после его смерти. ’Абӯ Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха ﷺ: «Когда кто-либо произносит молитву за меня, в этот момент Аллах возвращает мне душу, чтобы я ответил на молитву. Даже будучи в могиле, я услышу любого, кто молится за меня. Я услышу даже того, кто находится вдалеке от меня, если его молитва за меня будет убедительна».
Ибн Мас‘ӯд передал следующие слова Пророка ﷺ: «Ангелы странствуют по всей Земле, чтобы собрать приветствия и молитвы за меня от моего народа» Ибн ‘Умар говорил: «Молитесь в изобилии за Пророка каждую пятницу, так как именно в этот день молитвы передаются Пророку». Сын ‘Алӣ ал-Х̣асан слышал, как Пророк ﷺ сказал: «В любое время молитесь за меня. Ваши молитвы обязательно дойдут до меня».
Считается, что имя молящегося высвечивается Пророку ﷺ. Сын ‘Алӣ ал-Х̣асан сказал: «Каждый раз при входе в мечеть необходимо молиться за Пророка». У Сулаймāна б. Сух̣айма было видение: «Я видел Пророка, которого спросил: „О Посланник Аллаха, известно ли тебе о молитвах тех, кто приходит к тебе?“ Пророк ﷺ мне ответил: „Да, известно, и я им отвечаю“». Ибн Шихāб слышал, как Пророк ﷺ говорил своим сподвижникам следующее: «Молитесь в ночь перед пятницей и днём пятницы, ибо в это время ваши молитвы будут услышаны. Земля не поглощает тела пророков, и когда мусульманин просит, чтобы меня хвалили, ангел передает это мне и упоминает его имя».
8. Диспут о молитвах не за Пророка ﷺ, а за его сподвижников и других людей
Большинство исламоведов допускают молитвы за других людей, а не за Пророка ﷺ. Однако Ибн ‘Аббāс считает это утверждение ложным. Суфйāн ас̱-С̱аӯрӣ считал недопустимым молиться за кого-либо, кроме Пророка ﷺ.
Ал-К̣āд̣ӣ ‘Ийāд̣ припоминает, как один из шейхов сказал, что маликитский маз̱хаб запрещает молиться за кого-либо помимо Пророка, за исключением случаев, если в молитве за других людей содержится молитва за Пророка ﷺ. В книге Ал-Мабсӯт̣ (Подробное изложение) приводится цитата Ма̄лика, который сказал Йӯх̣не ибн Исх̣āк̣у: «Я считаю непринятым, когда люди молятся за кого-либо помимо пророков. Нельзя выходить за рамки того, что нам приказывали».
Йах̣йā б. Йах̣йā ал-Лайс̱ӣ не соглашался с данным утверждением, он считал нормальным молиться за других пророков или людей. В качестве доказательства приводится цитата Ибн ‘Умара и цитата, в которой Пророк ﷺ учил молиться за него и, в частности, «за его жён и других членов семьи». Йах̣йā говорил: «В приложении книги ’Абӯ ‘Имра̄на ал-Фа̄сӣ я обнаружил также, что Ибн ‘Аббāс отрицал почитание кого-либо, кроме Пророка ﷺ. По его мнению, «так не принято говорить» ’Абӯ Хурайра передаёт следующие слова Посланника Аллаха ﷺ: «Необходимо просить благословения пророков и посланников Аллаха. Аллах услышит и благословит их так же, как даёт благословение мне».
Понятие «молитва» означает просьба и мольба о милости, если не указано иное в хадисах ли предписаниях учёных, которые занимаются объяснением данного понятия. Аллах сказал: «Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также [благословляют вас]» (Коран, 33: 43). «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (Коран, 9: 103). «Они удостаиваются благословения своего Господа и милости» (Коран, 2: 157). Пророк ﷺ молился за своих сподвижников и говорил: «О Аллах, благослови семью ’Абӯ ал-Вафы». И когда люди приносили обязательные пожертвования Пророку ﷺ на распределение, Пророк ﷺ говорил: «О Аллах, благослови семью того-то».
В хадисах говорится о том, что молитва за Пророка ﷺ содержит следующие слова: «О Аллах, благослови Мух̣аммада, его жён, сподвижников и других членов семьи Пророка». Под членами семьи также подразумеваются последователи Пророка, его народ, каждый член его семьи, независимо от социальной группы или рода верующего и его детей. С другой стороны, необходимо знать, что молиться за членов семьи Пророка запрещается.
Однажды Пророка ﷺ спросили: «Кто есть семья Пророка Мух̣аммада?» По словам ’Анаса, на этот вопрос Пророк ﷺ ответил так: «Членами семьи Пророка являются все люди, которые боятся Аллаха». Ал-Х̣асан предлагает молиться за Пророка ﷺ следующим образом: «О Аллах, прославь и благослови семью Мух̣аммада». Ал-Х̣асан сам повторял эту молитву, так как он никогда не пренебрегал обязательными предписаниями Аллаха. Пророк ﷺ говорил подобное изречение: «Мне показали один из путей семьи Даӯда (Давида)». ’Абӯ Д͜жумайд ас-Са‘ӣдӣ к молитве добавляет «О Аллах, благослови Мух̣аммада, его жён и сподвижников». Благодаря Ибн ‘Умару мы знаем, что Пророк ﷺ молился за ’Абӯ Бакра и ‘Умара. Подтверждение этому также описано в сборнике хадисов Муват̣т̣а’ (Лёгкий) Има̄ма Мāлика. Следовательно, Пророк ﷺ всё же молился за ’Абӯ Бакра и ‘Умара.
’Анас ибн Мāлик однажды сказал: «Когда мы молились за наших сподвижников в сокровенном месте (ал-гайб), то произносили: „О Аллах, ниспошли Свои молитвы за добрых людей, которые молятся и ночью, и днём, и в период поста“». То же самое утверждал Суфйāн ас̱-С̱аӯрӣ. А Ибн ‘Аббāс, наоборот, считал, что не следует молиться за кого-либо другого, кроме пророков, ибо необходимо различать отдельную оценку и уважение к пророкам.
Также необходимо выделять Пророка Мух̣аммада ﷺ среди других пророков (пусть возвеличит и благословит его Аллах!): «О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Коран, 33: 56). Другие люди тоже упоминают Аллаха в просьбах о прощении и выражении радости и довольства: «А те, которые пришли после них, говорят: „Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!“» (Коран, 59: 10); «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними» (Коран, 9: 100).
Учёные-исламоведы говорят, что молитва, где используется почитание или приветствие Пророка ﷺ, произносилась при встрече Пророка ﷺ с кем-нибудь. Эта молитва не выражает оценку либо уровень уважения, а просто цитирует суру из Священного Корана: «Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (Коран, 24: 63).
Таким образом, можно сделать вывод, что при упоминании любого пророка необходимо также прославлять Пророка Мух̣аммада, например, произнося следующую молитву: «О Аллах, благослови и подари мир пророку такому-то, а также нашему великому Пророку».
9. Правила приветствия и почитания Пророка ﷺ при посещении его могилы
Ибн ‘Умар передаёт слова Пророка ﷺ: «Я обеспечу свое заступничество тем, кто будет посещать меня». В данном случае имеется в виду значимость и желательность посещения могилы Пророка ﷺ. ’Анас ибн Мāлик передал следующие слова Пророка ﷺ: «Все, кто во имя Аллаха посещают меня в Медине, близки ко мне. И в День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма) я буду защищать их», «Посещение меня после моей смерти равно посещению меня при жизни». Правовед Исх̣āк̣ Ибн Ибра̄хӣм сказал, что каждый верующий просто обязан совершить великое паломничество в Медину, для того чтобы совершить молитву за Пророка ﷺ в его мечети, посетить благословенные места, где он совершал проповеди, сидел, ходил, встречался с Д͜жабра̄’ӣлем и заседал со своими сподвижниками и исламскими лидерами,— места, до которых он дотрагивался свой рукой, подушки, на которых он лежал...
Ибн ’Абӣ Фудайк слышал следующие наставления: «Известно, что все, кто стоит возле могилы Пророка, должны цитировать суру: „Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка...“ (Коран, 33: 56) и говорить: „О Мух̣аммад, путь благословит тебя Аллах“. И если произнести это семьдесят раз, то прилетят ангелы, указав, что твои просьбы будут услышаны и скажут тебе: „Да благословит тебя Аллах!“»
‘Умар ‘Абд ал-‘Азӣз желал мира Йазӣду ибн ’Абӣ Са‘ӣду ал-Махрӣ, и сказал: «Я бы хотел попросить сделать кое-что для меня. Прошу от моего имени пожелать мира Пророку, когда будешь в Медине возле его могилы». Также есть сведения, что ‘Умар ‘Абд ал-‘Азӣз писал из Сирии письма с подобным обращением и отправлял всем посещающим Медину.
Существуют рассказы о том, как ’Анас ибн Мāлик посетил могилу Пророка ﷺ. Он вознёс руки к небу, будто перед молитвой, и поприветствовал Пророка ﷺ, а затем пошёл дальше. Мāлик говорил, что при посещении могилы Пророка ﷺ с целью помолиться, необходимо стоять лицом к могиле, а не лицом к традиционной стороне мусульман при молитве. Необходимо также подойти к могиле, поприветствовать Пророка ﷺ, однако ни в коем случае не дотрагиваться до могилы. В книге Ал-Мабсӯт̣ (Подробное изложение) приводится цитата Мāлика: «Я не считаю, что молящийся должен стоять вблизи могилы Пророка. Я считаю, что необходимо поприветствовать Пророка и отойти от могилы». Ибн ’Абӣ Мулайка по этому поводу сказал: «Те верующие, кто хочет остаться вблизи могилы Пророка ﷺ, должны стоять возле изголовья могилы».
Ибн ‘Умар, находясь возле могилы, обязательно приветствует Пророка ﷺ. На̄фи‘ говорил, что сотни раз видел его возле могилы и слышал, как ‘Умар произносил: «Да пребудет с Пророком мир и благословение Всевышнего, пусть Аллах вознаградит его и дарует ему мир! Да пребудет мир с ’Абӯ Бакром...», а затем уходил. Ибн ‘Умар дотрагивался до места, где когда-то сидел Пророк ﷺ, а затем обтирал своё лицо этой рукой. Ибн К̣ус̣айт̣ и Ибн ал-‘Утба говорили: «Сподвижники обязательно дотронутся до подножья могилы Пророка правой рукой, какой бы заполненной не была мечеть, затем повернутся в сторону Мекки и начнут молитву».
Има̄м Ма̄лик в сборнике Муват̣т̣а’ писал, что у могилы Пророка ﷺ он будет молиться за Пророка ﷺ, затем за ’Абӯ Бакра и за ‘Умара. Ма̄лик предлагал следующую последовательность молитвы: «Мир тебе и благословение Всевышнего, о Пророк!» Ал-К̣āд̣ӣ ’Абӯ ал-Валӣд ал-Бāд͜жӣ говорил о проявлении уважения Пророку ﷺ при посещении его могилы: «Я считаю, что верующий должен молиться за Пророка с просьбой о его возвеличении и благословении, а также необходимо упомянуть ’Абӯ Бакра, ‘Умара и Ибн ‘Умара».
Ибн Х̣абӣб даёт следующие наставления о посещении мечети. Он сказал, что при входе каждый должен говорить: «Во имя Аллаха и да пребудет мир с Посланником Аллаха! Да пребудет с нами мир и благословение нашего Всевышнего! Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка Мух̣аммада. О Аллах, прости нам наши грехи и открой врата Своей добродетели и Райского Сада и защити нас от проклятого шайтана!» Далее следует пойти в так называемый «луг Райского сада», то есть на территорию мечети между могилой и минбаром (ар-равд̣а) и прочитать два подхода молитв с восхвалением Всевышнего. Также необходимо просить у Аллаха воздаяния и помощи в исполнении своих искренних намерений при посещении могилы Пророка ﷺ. Не следует переживать, если молитва произносится за пределами территории ар-Равд̣а, она всё равно будет услышана. Считается только желательным чтение молитв на территории ар-Равд̣а. Пророк ﷺ говорил, что ар-Равд̣а — это территория между его домом и минбаром, одна из «лугов Райского сада». [А также говорил:] «Мой минбар является одной из наивысших точек (ар-равд̣а) в Райском саду».
Необходимо также соблюдать уважительное отношение и смиренность перед Всевышним, находясь возле могилы Пророка ﷺ. Молитва Всевышнему должна содержать просьбу о благословении Пророка, ’Абӯ Бакра и ‘Умара. Следует произносить как можно больше молитв и днем, и ночью, находясь в мечети Пророка. Посещение мечети Куба (масд͜жид ал-к̣убā’) и, в частности, захоронений великомучеников (ر) также является желательным к совершению для верующих мусульман. В своём письме Мух̣аммаду, который считается сыном ал-Х̣асана аш-Шайба̄нӣ, Има̄м Ма̄лик писал, что «необходимо приветствовать Пророка, ﷺ, когда входишь или выходишь из его мечети». Мух̣аммад говорил: «Постойте возле могилы прежде, чем покидать Мечеть. Такие же действия необходимо выполнять, когда покидаешь Медину».
Фāт̣има (ر) передала следующие слова Пророка ﷺ: «При каждом посещении мечети Пророка необходимо молиться за Пророка и говорить: „О Аллах, прости мне мои грехи и приоткрой объятья Своей Милости для меня“. Перед уходом из Мечети необходимо молиться о благословении Пророка ﷺ, говоря при этом: „О Аллах, прости мне мои прегрешения и приоткрой объятья Твоей всеохватывающей милости для меня“». Мух̣аммад б. Сӣрӣн говорил, что «в любое время, когда верующие посещают мечеть Пророка, они произносят: „Да превознесет Аллах и Его ангелы Пророка Мух̣аммада. Мир тебе и благословение Всевышнего, о Пророк! Во имя Аллаха мы входим в эту жизнь, во имя Аллаха мы покидаем её. Мы возлагаем свои надежды на Тебя, о Аллах!“» Перед выходом из мечети необходимо произносить те же слова.
Пророк Мух̣аммад ﷺ обычно говорил при входе в мечеть: «О Аллах, открой объятья Своей Милости для меня и приоткрой врата на пути к Тебе!» ’Абӯ Хурайра говорил: «При входе в мечеть необходимо молиться за Пророка ﷺ и просить Аллаха открыть путь к Нему!» Има̄м Ма̄лик в своём сборнике Ал-Мабсӯт̣ (Подробное изложение) писал: «Жители города Медины необязательно должны стоять возле могилы при посещении мечети Пророка, в отличие от паломников. Всем, кто планирует или уже совершает паломничество, будет полезным посетить могилу Пророка и помолиться за Пророка, ’Абӯ Бакра и ‘Умара».
Ибн ал-Касим заметил, что жители Медины обязательно подходят к могиле Пророка ﷺ каждый раз, когда входят в город. «Эти действия считаются наилучшими для верующих», — сказал он. В свою очередь Ал-Бāд͜жӣ сказал: «Существует разница между жителями Медины и приезжими паломниками. Паломники имеют великую цель приезда в Медину, когда жители города посещают могилу Пророка без такой цели». Ах̣мад б. Са‘ӣд ал-Хиндӣ в своей книге написал послание тем, кто окажется возле могилы Пророка ﷺ. «Не следует цепляться за могилу, трогать её и стоять длительное время возле неё». В книге ‘Утибия пишется: «Будучи в Мечети Пророка, необходимо помолиться за Пророка и просить у Аллаха мира Пророку, как это обычно делается в конце произнесения молитвы». Также наилучшим местом в Мечети Пророка, если вы хотите прочитать необязательные молитвы, считается место, где Пророк ﷺ молился в своё время. На этом месте расположена подушка с древесным ароматом хāлӯк. Наилучшим местом для чтения обязательных молитв является первые ряды. Я ценю тех, кто молится в указанных местах, а не просто дома».
10. Правила, которые необходимо соблюдать при входе в Мечеть Пророка ﷺ
в городах Мекка и Медина
Аллах сказал: «...Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней...» (Коран, 9: 108). Зайд ибн С̱āбит и другие сообщают, что когда Пророка ﷺ спросили, какая это мечеть, он ответил: «Моя мечеть». Ибн ‘Аббāс уточняет, что имелась в виду мечеть Куба (масд͜жид ал-к̣убā’). ’Абӯ Хурайра утверждает, что Пророк ﷺ говорил своим сподвижникам: «Верующий должен быть готов свернуть горы ради посещения трёх мечетей, а именно: главной — Заповедной мечети (ал-масд͜жид ал-х̣арāм), моей Мечети (ал-масд͜жид ан-Набавӣ) и Отдалённой мечети (масд͜жид ал-’Ак̣с̣ā) в Иерусалиме». ‘Абдалла̄х ибн ‘Амрӯ ибн ал-‘Āс̣ говорит, что Пророк ﷺ каждый раз при входе в мечеть молился таким образом: «Я ищу спасения в Твоём лице, в Тебе, о Всемогущий Аллах, посредством множества молитв, прошу защиты от шайтана».
Так, когда ‘Умар Ибн ал-Х̮ат̣т̣а̄б в Мечети Пророка услышал, как человек громко разговаривал, то спросил его: «Кто ты?» Человек ответил: «Я из местности Сак̣ӣфа». «Если бы ты был из этих двух городов, я бы тебя наказал, ибо никто не имеет право повышать голос в наших священных мечетях», — сказал ему ‘Умар. Мух̣аммад Ибн Маслама говорит, что никто в мире не имеет права повышать голос или совершать грубые действия в Мечети Пророка, то есть необходимо вести себя подобающе. Исламоведы относят данное правило к посещению любых мечетей. Мух̣аммад Ибн Маслама также сказал, что не следует говорить в таком тоне, который бы мог отвлечь кого-либо из молящихся в мечети. Также не следует произносить молитву ат-талбия [2] в других мечетях, кроме Заповедной мечети (ал-масд͜жид ал-х̣арāм) в Мекке и Мечети Пророка.
’Абӯ Хурайра поведал о ценности молитвы в Мечети Пророка. Он передаёт следующие слова Пророка ﷺ: «Действие молитв в моей мечети (ал-масд͜жид ан-Набавӣ) в тысячу раз сильнее, нежели в других мечетях, кроме Заповедной мечети (ал-масд͜жид ал-х̣арāм)». Касательно слова «кроме» существуют разногласия. Ма̄лик и другие учёные считают, что данное изречение Пророка ﷺ означает, что молитва в Мечети Пророка (ал-масд͜жид ан-Набавӣ) почти в тысячу раз сильнее, чем в Заповедной мечети (ал-масд͜жид ал-х̣арāм). В доказательство данного утверждения приводятся слова ‘Умара б. ал-Х̮ат̣т̣а̄ба: «Молитва в Заповедной мечети (ал-масд͜жид ал-х̣арāм) сильнее сотни молитв в других мечетях». Значит, подразумевается, что молитва в Мечети Пророка (ал-масд͜жид ан-набавӣ) в девятьсот раз сильнее.
Данного мнения о величественности Мечети в Мекке придерживаются также жители городов Мекка и Кӯфа, последователи маликитского маз̱хаба, известные мусульмане ‘Атā’ ибн Вахб, Ибн Х̣абӣб и Са̄д͜жӣ из шафиитской школы. В качестве доказательства приводится цитата Пророка ﷺ: «Одна молитва в Заповедной мечети (ал-масд͜жид ал-х̣арāм) сильнее сотни молитв в моей Мечети. Молитва в Священной Мечети в сотни тысяч раз сильнее, нежели молитва в других мечетях». Единое мнение существует у исламоведов и последователей Пророка ﷺ касательно того, что могила Пророка ﷺ является наилучшим местом в мире. Ведь Пророк ﷺ сказал: «Та территория, которая находится между моей могилой и моим минбаром, является лугом Райского сада». ’Абӯ Хурайра и другие к данной цитате Пророка также приписывают слова: «...и мой минбар находится выше моего [места] Изобилия (ал-кавс̱ар)». Другое изречение Пророка ﷺ гласит: «Мой минбар является одной из частей Райского сада». Т̣абарӣ объясняет, что изречение Пророка ﷺ, с одной стороны, под словом «дом» подразумевает в буквальном смысле место, где жил Пророк ﷺ, а с другой стороны, «домом» называется его могила. Т̣абарӣ подчёркивает, что оба значения слова «дом» являются верными, так как теперь домом Пророка ﷺ является его могила.
Считается, что в изречении «мой минбар находится выше моего [места] Изобилия (ал-кавс̱ар)» говорится о настоящем минбаре в мечете. Однако существует мнение, что Пророк ﷺ говорит о минбаре, который он обрёл в жизни после смерти. Другое мнение подразумевает, что минбар является символическим названием всех добрых дел, которые ведут праведников к Источнику, чтобы испить из него. Фраза «Мой минбар является одной из частей Райского сада» интерпретируется двумя способами. Первая интерпретация гласит, что молитва, произнесённая на территории мечети между могилой и минбаром, называемой ар-Равд̣а, будет вознаграждена. Вторая интерпретация гласит, что данная территория была создана Аллахом и фактически является Райским садом.
Ибн ‘Умар и некоторые его сподвижники передают слова Пророка ﷺ относительно Медины: «В этот день, в День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма), я буду свидетельствовать и ходатайствовать за человека, который успешно преодолел все трудности и невзгоды». О тех, кто покинул Медину, Пророк ﷺ говорил следующее: «Для вас Медина является наилучшим местом, знайте это! Медина, как мехи в технике, выдувает из человека всё нечистое и сохраняет всё чистое. Аллах дарит посещение Медины тому, кто заслуживает это. Ведь тот, кто чувствует неприятные ощущения при посещении Медины, не заслуживает такого дара». Пророк ﷺ передал нам слова тех, кому посчастливилось умереть в одном из двух святых городов: «В День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма) Аллах воскресит всех, кто умер в этих двух священных городах, в Мекке и Медине, во время совершения большого (х̣ад͜жж) или малого паломничества (‘умра) без прохождения умершими Страшного суда и без применения каких-либо наказаний». Другая интерпретация слов Пророка ﷺ гласит: «В День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма) умершие в Мекке или Медине восстанут среди всех благоверных».
Ибн ‘Умар передал следующие слова Пророка ﷺ: «Если тебе пришлось умереть в Медине — прими этот факт, ведь я заступлюсь за всех умерших здесь». Аллах сказал: «Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бакке (Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров» (Коран, 3: 96) Учёные-исламоведы считают данное наставление путём избегания Адского огня (ан-нāр). Считается, что следование данному наставлению поможет очиститься и уберечься тем людям, которые согрешили за пределами Священной Мечети, так как даже в период невежества и неверия (д͜жāхилия) данная мечеть считалась святыней. Аллах сказал: «Вот Мы создали Дом (Ка‘ба), который будет пристанищем и безопасным местом для людей» (Коран, 2: 125).
Был случай, кода люди пришли к Са‘дӯну ал-Х̮авлāнӣ, который жил в монастыре в Испании, и рассказали историю, как берберы племени Кутāма убили человека. Люди зажгли такой костёр, который бы горел всю ночь, положили тело мертвого человека в костёр, однако тело не сгорело. Са‘дӯн спросил тогда: «Совершал ли этот человек „большое паломничество“ (х̣ад͜жж)?» Люди сказали, что совершал. На что Са‘дӯн ответил: «Существует изречение Пророка, что побывавший единожды в „большом паломничестве“ (х̣ад͜жж) исполнил свой долг. Побывавший в „большом паломничестве“ дважды будет вознаграждён Всевышним. А если человек побывал в „большом паломничестве“ трижды, то Аллах запретит Адскому огню (ан-нāр) тронуть хоть волосок с тела данного человека».
Пророк ﷺ, смотря на Ка‘бу, говорил: «Приветствую тебя! Нет Дома величественнее, чем ты, нет святости сильнее, чем твоя святость!» Посланник Аллаха ﷺ относительно Чёрного камня и Ка‘бы в целом говорил: «Нельзя молиться Аллаху, находясь возле Чёрного камня, если только ты не получил ответ от Аллаха. Также нельзя молиться, находясь возле фонтана у Ка‘бы». Также Пророк ﷺ говорил о благотворности чтения молитв на месте, где стоял пророк Ибра̄хӣм (Авраам) при строительстве Ка‘бы. «Тому, кто произнесёт два подхода молитв возле места стояния Ибра̄хӣма (Авраама), будут отпущены все прошлые и будущие грехи, а также того причислят к числу неприкасаемых в День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма)».
Ибн‘Аббāс слышал следующие слова Пророка ﷺ: «Молитва в Мечети возле Мультазама (части стены между Чёрным камнем и дверьми Ка‘бы) всегда будет услышана». Ибн ‘Аббāс также подтверждает, что всё, что он когда-либо просил возле Мультазама, было подарено ему Аллахом. Суфйāн ас̱-С̱аӯрӣ, ал-Х̣умайдӣ и Мух̣аммад, Ибн ’Идрӣс ал-‘Уз̱рӣ, ‘Абд ал-Х̣асан и Ибн ал-Х̣асан также подтверждают, что их молитвы всегда были услышаны. ’Абӯ ’Усāма говорил: «Я никогда не слышал, как ал-Х̣асан Ибн Рашӣк̣ пересказывал это изречение Пророка, однако я лично всегда получал ответ Аллаха на мои молитвы возле Мультазама, и я надеюсь, что мои молитвы будут услышаны и в жизни после смерти».
Ал-К̣āд̣ӣ ’Абӯ ‘Алӣ говорил: «Я просил много у Аллаха, многим Аллах наградил меня. Я надеюсь, что бескрайняя доброта Его Святости будет сопутствовать мне и дальше». Действительно, Аллах вознаграждает тех, кто следует праведному пути, который был предписан Аллахом. Хвала Аллаху, Владыке всех миров, и да пребудет мир и благословение Всевышнего с Его Пророком ﷺ! Амин.
Перевод с английского
[1] Здесь и далее цитации из Корана приводятся в переводе Э. Р. Кулиева. 2-е изд., испр. См. Коран : Перевод смыслов / Пер. с араб. Э. Р. Кулиева. М. : Эксмо : Умма, 2016. — Примеч. ред.
[2] Ат-талбия — слова молитвы «Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!» (лаббай-ка, аллахумма, лаббай-ка, лаббай-ка лā шарӣка ла-ка, лаббай-ка; ’инна-л-х̣амда, ва-н-ни‘мата ла-ка ва-л-мулка, лā шарӣка ла-ка), повторяемые на арабском языке во время паломничества, пока паломник находится в состоянии посвящения, особой духовной чистоты (их̣рāм). — Примеч. ред.
Другие тексты раздела
«Умри до того, как ты умрёшь...»Сущность суфийского путиВечный ИсламВысшая цель человека в контексте суфизма«Разве Я — не ваш Господь?» Метафизический символизм ритуальной Молитвы согласно учению Шейха ал-Акбара Сила молитвы за Пророка ﷺМолитва за Пророка ﷺБуквы и чернилаЭпифаническая Вселенная Единого в мысли Ибн ‘АрабӣОбъяснение сотворения Пророка ﷺ из Света АллахаСуфизмЦентральная точка — роль К̣ӯнавӣ в учении Ибн ‘АрабӣВидение Пророка ﷺ во сне и наяву в исламской традицииОтветы суфиев на вопросы о Высшей реальности За пределами полемики и плюрализма: Универсальное послание Корана Исла̄м, ’Ӣма̄н, Их̣са̄н — покорность, вера и совершенствоНаивысший ПосредникПонятие и значение ма‘рифы в суфизме