Наивысший Посредник
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему!
Коран, 5:35
Аллах повелевает нам стремиться к поиску способов «приближения [к Нему]» (васӣла) и Сӣдӣ Ибра̄хӣм Нийа̄с (ر) написал в книге «Раскрытие неясности» (Ка̄шф ал-Илба̄с): «Однажды нашего мастера, покровителя и учителя, Сӣдӣ ‘Абӯ ал-‘Aббāса aт-Tид͜жāнӣ (ر) спросили об истинной сути суфизма. Он ответил следующее: «Знайте, что суфизм — это соблюдение повелений Аллаха и уклонение от Его запретов, как внешне, так и внутренне, с учётом того, что приятно Ему, а не вам». Нет пути достижения этого без близости к Шейху, совершенному духовному проводнику. Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему (йā ’аййухā ал-лaз̱ӣна ’āманӯ аттак̣ӯ ’Алла̄ха ва абтагӯ ’илайхи ал-васӣлатa)» [1].
Существует множество путей приближения к Аллаху. Среди них — следование Пророку ﷺ в его словах и поступках, ведь Аллах произнёс: «Скажи [, О Мух̣аммад]: „Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас“ (к̣ул ин кунтум туд͜жиббӯн ’Алла̄ха фаттаби‘ӯнӣ йух̣бибкум ’Алла̄х)» [2]. Также в богооткровенном хадисе (х̣адӣс̱ к̣удсӣ) говорится: «И когда я возлюблю его, я становлюсь им». Это является дверью к знанию (ма‘рифа).
Общество безупречного гностика (ал-‘а̄риф ал-вāсил) также является одним из путей приближения к Нему. Аллах сказал: «...следуй путём тех, кто обратился ко Мне (...ва ’ттaби‘ сабӣла ман анāба илайя)» [3]. Настойчивость в поминании Аллаха также является одним из путей приближения к Нему, так как Аллах сказал: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику (ва ’с̣бир нафсака мa‘a ’ллaз̱ӣна йад‘ӯна Раббахум би ал-гадāти ва-л-‘ашийй йурӣдӯна вад͜жхаху)» [4]. Среди людей, следующих по духовному пути, широко известно о том, что поминание, приносящее пользу практикующему, должно быть получено от совершенных Шейхов (шуйӯх̮).’
Лишь Пророку ﷺ подобает быть Наивысшим Посредником (ал-васӣла ал-‘узмā) между Божественным Принципом и его проявленностью, ибо он является первой Завесой на Лике Божественной Реальности. Без него принцип был бы недостижим, и не было бы ничего кроме Него, как утверждал Сӣдӣ Мавла̄й ‘Абд aс-Сaлāм Ибн Машӣш (ر):
К̣авлаху: „Ва-ла̄ шай’а илла̄ ва-хува бихи манӯт̣“, из̱ лав-ла̄ ал-васит̣а ла-з̱ахаба кама̄ к̣ӣла ал-мавсӯт̣, с̣ала̄тан талӣк̣у бика минка илайхи кама̄ хува ахлуху, Аллахумма иннаху сиррука ал-д͜жāми‘у ад-да̄ллу бика ‘алайк, ва-х̣ид͜жāбука ал-а‘з̣аму ал-к̣а̄’иму лака байна йадайк —
«Сказано: „Нет ничего, что не связано с ним [Мух̣аммадом ﷺ]“, поскольку если бы не было посредника, то исчезло бы всё, для чего он является посредником. Так благослови же его молитвой, стоящей Тебя, от Тебя, как того заслуживает его положение! О Аллах, несомненно, он — Твоя всеобъемлющая тайна, ведущая через Тебя к Тебе, и он — Твоя Предельная Завеса, восходящая к Твоему Лику».
Данная «Завеса» есть милость, поскольку без неё мы были бы полностью уничтожены. Пророк ﷺ сказал: Инна ли-л-Ла̄хи саб‘ӣна х̣ид͜жāбан мин нӯрин ва-з̣улма —«Аллах скрыт 70 (или 70 000) завесами света и тьмы; если их устранить, то Великолепие Его Лика сожгло бы всё, что могли увидеть Его создания» [5]. Но данная Завеса несёт также функцию принятия формы Лика Бога. Таким образом, благодаря ней мы можем видеть форму Того, кто в самом себе за пределами формы. В х̣адӣс̱е, переданном Муслимом, говорится: Фа-инна ’л-Ла̄ха х̮алак̣а Āдама ‘ала̄ с̣ӯратихи — «Воистину создал Бог Адама по своему образу и подобию» [6]. Божественная Сущность не имеет формы, Его форма — это божественные Имена, и «Форма», в которой мы видим Его, есть форма каждого из наместников (х̮улафāʾ) Аллаха. Наиболее важным во все времена является Полюс настоящего времени (к̣ут̣б ал-вак̣тихи), и из всех Полюсов (ал-ак̣т̣āб) первый по важности — Пророк Мух̣аммад ﷺ, он является Полюсом бытия (к̣ут̣б ал-вуд͜жӯд). После него следует «скрытый Полюс» (ал-к̣ут̣б ал-мактӯм) — Полюс, который проявляет то, что скрыто в Пророке — его святость (вилāйa). Именно благодаря этому, несмотря на то, что он передает всем созданиям духовное влияние (мадад) Пророка ﷺ, он не воспринимается ими как их Опора, поскольку он сам некоторым образом является внутренней, скрытой стороной Завесы, стороной, обращённой к Божественному Лику.
В связи с этим Шейх ал-Х̣ад͜ж Сӣдӣ ‘Умар ал-Фӯтӣ (ر) во вступлении к 36-й главе книги Рима̄х̣ (Воинство), в которой он говорит о совершенстве нашего Шейха Сӣдӣ Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر), даёт ему следующее определение: «Печать Святых (х̮āтим ал-авлийā’), Повелитель познавших [Бога] (султ̣āн ал-‘āрифӣн), Вождь праведных, он — основа духовного влияния Полюсов (ак̣т̣āб) и предводителей инициатической иерархии. Он — истинный Скрытый Полюс (ал-к̣ут̣б ал-мактӯм) и Запечатанный Перешеек (ал-барзах̮ ал-мах̣тӯм), действующий посредник между пророками (анбийā’) и святыми (авлийā’), так что ни один из святых, как бы ни был он велик или мал, не получит эманацию (файд̣), исходящую от Сущности Пророка ﷺ без его посредничества, даже если этот избранник (валӣ) [Бога] не осведомлён об этом».
Шейх (ر) сказал: «Эманации (фуйӯд̣), исходящие из сущности Полюса Бытия (к̣ут̣б ал-вуд͜жӯд) ﷺ, воспринимаются сущностями пророков. А всё, что изливается и проявляется из сущности пророков, воспринимается моей сущностью, распределяясь далее от моей сущности ко всем созданиям, от начала творения до дня, когда раздастся звук трубы. По сути дела, это есть и остаётся сущностной функцией Пророка ﷺ, чьё проявление, тем не менее, происходит через особую индивидуальность в области святости (дā’ирaту ал-вaлāйa)».
Ибн ал-Мишрӣ (ر) в книге Ад-Д͜жāми‘ (Полный свод) упоминает, согласно тому, что было произнесено Пророком ﷺ, что «уровни сподвижников Шейха в Раю будут выше, чем уровни избранников (авлийā’) [Бога]», и что «Шейх (ر) сказал: „В Судный день все пророки и посланники будут собраны на собрании, отличном от Страшного Суда (йаум ал-к̣ийа̄ма)“». Ибн ал-Мишрӣ (ر) продолжает: «Затем я спросил его: „Это великое благо происходит от молитвы (с̣ала̄т) ал-Фа̄тих̣ или благодаря иному?“ Он сохранял молчание некоторое время, затем сказал: „Благодаря нам, хвала Аллаху, источнику Милости!“»
По этой причине Сӣдӣ ал-‘Aрaбӣ Ибн aс-Сā’их̣ (ر) сказал: «В нашем ордене (т̣арӣк̣а[т]) нет ничего кроме продвижения (сулӯк) [по Пути к Богу] и обучения (тарбийа). Все члены братства имеют одну общую цель — нести в себе „тайну“ (сирр) Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر). Если тому, кто просто любит Шейха Тид͜жа̄нӣ (ر), не получив [задания от него в виде молитв] аврāд и аз̱ка̄р, гарантировано умереть, став избранником [Бога] (валӣ), то что же можно подумать о том, кто получил его [молитвенные задания] (аврāд)?! Богу принадлежит Высший Успех!»
Наместник (х̮алӣфа) Шейха (ر), Полюс (к̣ут̣б), Сӣдӣ ал-Х̣ад͜ж ‘Алӣ ат-Тамāсӣнӣ сказал: «Если хочешь знать, познай Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر). Если хочешь любить, возлюби Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر), и если ты любишь молиться, взывай к Шейху Ах̣маду ат-Тид͜жа̄нӣ (ر). Сӣдӣ ал-‘Aрaбӣ Ибн aс-Сā’их̣ (ر) сказал также: «На Пути инициации познание Шейха (ر) — дело приоритетное и важное благодаря любви и единения исходящих от него, через которые духовная помощь (мадад) исходят от Шейха (ر) к ученику» [7]. Ведь, как сказал Рӯмӣ, «часы, проведённые в компании того, кто близок к Богу, / лучше ста лет искреннего послушания Ему».
Так давайте стараться всеми способами познать Шейха (ر) и завоевать его любовь, чтобы он представил нас Пророку ﷺ, приблизив нас к Аллаху, хвала Ему! Всё, что от нас требуется — это следовать за Пророком ﷺ и Шейхом (ر). [Как упоминалось выше, Аллах повелевает в Коране:] «Скажи [, О Мух̣аммад]: „Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас“» [8]. Шейх (ر) также сказал: «Кто познал меня, знает только меня (ман йa‘рифунӣ йа‘рифунӣ вах̣дӣ)».
Увещевание (вас̣ӣйа)
Шейх (ر) передал один из способов посещения Пророка ﷺ (зийа̄рату ан-набӣй) через повторение молитвы «Жемчужина Совершенства» (Д͜жавхара[т] ал-Камāл). Одно из особых достоинств (х̮ас̣а̄’ис̣) данного восхваления (с̣алава̄т) [9] Пророка ﷺ, который сам Пророк ﷺ продиктовал Шейху (ر), — прочтение «Жемчужины Совершенства» (Д͜жавхара[т] ал-Камāл) 12 раз с последующими словами: Хаз̱а хадийа миннӣ илайк, йа̄ Расӯл ’Алла̄х — «Это мой подарок тебе, о Посланник Аллаха». Это приравнивается к посещению Пророка ﷺ и всех святых (ал-авлийā’ ас̣-с̣āлих̣ӣн), от начала сотворения мира до текущего момента. Поэтому я настоятельно рекомендую искать любви Аллаха, Пророка ﷺ и Шейха (ر) через мольбу Пророку (ду‘ā ли-мaх̣aббати aн-нaбӣ вa-ли-сaййидинā) и приблизиться к Сӣдӣ Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) путём посещения его на тонком уровне (зийāрaту аш-шaйх̮ би-з̣aхри ал-гайб).
Наконец, я напомню вам, что Шейх (ر) написал в письме всем братьям Феса и Магриба: «Я советую как Вам, так и себе страшиться Аллаха (би-так̣вā Aллāх), ожидая Его осуждения за грехи (з̱унӯб), поскольку все грехи несут два вида несчастья, которые неизбежно настигнут слугу. Одно из них — в этом мире, и другое — в грядущем. Несчастья грядущего мира придут без сомнений, за исключением того случая, когда Он простит их. Несчастья этого мира придут к грешнику, за исключением того случая, когда они будут устранены божественным влиянием (вāрид илāхӣ), милостыней нуждающимся, родственникам, либо выплатой долга за должника, либо прощением долга, иначе несчастье постигнет его.
Опасайся ослушаться заповедей Бога (мух̮āлафa aмр Aллāх). Если это произойдёт, и окажется, что слуга виновен (aл-‘aбд гaйр мa‘с̣ӯм), пусть он покается (тавба) и вернётся к Богу. Если этого не сделать своевременно, то знай, что ты вышел из-под защиты Аллаха, и можешь подвергнуться Его гневу, пока Он не помилует тебя, и ты всегда будешь знать в своём сердце, что заслуживаешь гнева Аллаха. Слуга постоянно будет чувствовать боль в сердце и испытывать унижение и вину перед Богом. Однако пока остаётся в данной ситуации, он на верном пути.
Ошибочно чувствовать себя в недосягаемости от Божественной уловки (aл-aмāн мин макр Aллāх), совершая грехи, полагая, что наказание Аллаха минует тебя. Те, кто так ведут себя по отношению к Божественной реальности и продолжают так действовать, умрут неверующими (упаси Аллах!) Слышал ли ты об особенном благе (х̮а̄с̣с̣ийа), заключённом в „славословии“ (вирд)? Оно непременно осуществится, но горе тому, кто пренебрегает выполнением Вирда, даже хоть раз в жизни. И помни, что одно из условий Вирда — выполнять обязательные молитвы в сообществе, также как выполнение всего, что предписано священным Законом (умӯр aш-шaрӣ‘a). И снова горе тому, кто думает, что продолжая совершать грехи, ты в безопасности от уловки Бога, это является гарантированной гибелью. Горе и тому, кто нарушает отношения с другими людьми, особенно с собратьями. Иди и найди своих собратьев по вере и укрепи отношения в Боге, предложи им пищу во имя Бога как можно больше, без сожаления и огорчения.
Переноси терпеливо Божественный Указ, несмотря на любые печали и несчастья, которые он приносит тебе, поскольку данный мир является пристанищем испытаний (фитан) и данные несчастья подобны волнам моря. Бог послал сынов Āдама в данный мир лишь для того, чтобы они противостояли испытаниям и несчастьям, и ни один человек не может надеяться освободиться от этих условий до тех пор, пока остаётся в этом мире. Пусть каждый из вас старается терпеливо выносить их, согласно его состоянию, силе и возможностям. И если несчастья придут к вам, просите утешения. Этот дальний мир сотворён с этой целью, и только для этого человеческие существа были ниспосланы в него. Все состязаются друг с другом, хотя один похож на другого. Знай, что в данное время никто не способен устоять от совершения грехов, и они как ливень нисходят на человека. Однако преумножай работу по очищению грехов (мукаффарāт aз̱-з̱унӯб), особенно через молитву «Открывший то, что было сокрыто» (с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ лимā углик̣), поскольку он не оставит ни малейшего следа от греха, а также посредством молитвы-прославления [Бога] (с̣ала̄т ат-тасбӣх̣).
Один из эффективных способов по устранению грехов — постоянное повторение мольбы: Аллахумма магфиратука aвсa‘у мин з̱унӯбӣ ва рах̣матука ард͜жā ‘индӣ мин ‘aмaлӣ ― “Мой Господь, Твоё прощение превосходит мои грехи, и моя надежда [больше] возложена на Твою милость, чем на мои усердия” [10].
И чтение молитвы Вaз̣ӣфа ал-йаум ва-л-лайла:
Лā ’илāха ’иллā Алла̄ху ва-Лла̄ху акбар; Лā ’илāха ’иллā Алла̄ху вах̣даху; Лā ’илāха ’иллā Алла̄ху ва-лā шарӣка лах; Лā ’илāха ’иллā Алла̄ху лаху-л-мулку ва-лаху-л-х̣aмд; Лā ’илāха ’иллā Алла̄ху ва лā х̣авла ва лā к̣уввата иллā би-Лла̄хи-л-‘Aлийи-л-‘Aз̣ӣм —
„Нет бога кроме Бога, Бог самый великий; нет бога кроме Бога, Он один; нет бога кроме Бога, и нет у него сотоварищей; нет бога кроме Бога, Он — Царство и Хвала; нет бога кроме Бога, нет силы и власти кроме Бога, он Величественный и Могущественный“ [11].
А также чтение „Молитвы о мече“ (ду‘ā’ ас-Сайфӣ) [12] — для тех, кто может запомнить её, и данную просьбу о прощении (ду‘ā’ ал-истигфāр):
Аллахумма иннӣ астагфирука лимā тубту илайка минху с̱умма ‘удту фӣхи ва-астагфирука лимā ва-‘адтука мин нафсӣ с̱умма aх̮лафтука фӣхи ва-астагфирука лимā арадту бихи вад͜жхака фа-х̮āлат̣анӣ фӣхи мā лайса лака ва-астагфирука лилни‘ами аллатӣ ан‘амта бихā ‘алайя фа-так̣авайту бихā ‘алā ма‘āс̣ӣка ва-астагфир Аллāх аллаз̱ӣ лā ’илāха ’иллā хува ал-х̣айй ал-к̣айюм, ‘āлима ал-гайби ва-ш-шахāда хува ар-Рах̣ман ар-Рах̣ӣми ли-кулли з̱анбин аз̱набтуху ва ли-кулли ма‘с̣ийатин артакабтухā ва ли-кулли з̱анбин атайту бихи ах̣āт̣у ‘илм Аллāх бихи —
„О Господь! Я прошу Твоего прощения за то, о чём я сожалел возвращаясь к Тебе, но затем я снова ослушался, и я прошу Твоего прощения за несдержанные обещания, прошу Твоего прощения за все, что я искал в Твоём Лице, но смешал с тем, что не относится к Тебе, прощения за дарованную божественную милость, которую Ты дал мне и я не подчинился ей. Я прошу прощения у Бога — нет Бога кроме Него, Живого, Независимого от всего существующего, Знающего скрытое и явное, Милостивого, Милосердного — за каждый совершенный грех, за каждое ослушание и каждый промах, известный Богу“ [13].
Ещё существует молитва: Йā мaн aз̣хар ад-д͜жамӣл — „О Ты, проявивший красоту!“ [14]».
Его письмо начиналось с молитвы: «Мы просим Бога (да будет Его сила преувеличена и слава Его Безгранична!) [дать тебе] взирать на всё созданное Им глазами любви (мах̣абба), довольства (рид̣ā) и заботы (‘инāйа), и [одарить тебя] обилием божественной благосклонности (фад̣л), избранности (ис̣т̣ифā’) и выбора (ид͜жтибā’), не опуская благ духовных (дӣн), материальных (дунйā) и загробных (а̄х̮ира). И да не оставит Он тебя за грехи твои, великие и малые, не утопив их в океане Его прощения и щедрости так что не останется в тебе просьбы о прощении грехов. Да не оставит Он в тебе ни нужды по своей Воле, ни просьбы услышанной и неисполненной в наикратчайший срок. Да ниспошлёт Он тебе помощь своей поддержкой, если на это есть извечная Воля Его. В противном случае мы просим Бога дать тебе взамен лучшее и высшее так, что никакой вред ни придёт к тебе от созданий, что может ранить тебя, без вмешательства Небесных Войск под его Его Силой и Властью, если это ещё не предопределено Его бесконечным Решением. Но если это так, мы просим Бога поддержать тебя в этой ситуации с помощью Его совершенной милости, помощи и содействия до тех пор пока зло не оставит тебя и ты будешь спасён».
И заканчивалось [письмо] словами:
«Возрадуйся, ибо любой, кто окружён нашей любовью и пребудет в ней до смерти, будет воскрешён среди тех, кто спасся от невзгод Следующей Жизни (мин ал-āминӣн), в каком бы состоянии он не пребывал. Но пусть он не чувствует себя спасённым от уловки Аллаха (макр Аллāх). Кроме того, любой кто взял наш Вирд будет воскрешён в безопасности и войдёт в Рай без расчёта (х̣исāб) или наказания: он, его родители, жёны и родные дети, но не внуки), при условии что он верует, не нарушает обета любви и не чувствует себя спасённым от уловки Бога, как было упомянуто выше. И да приблизится он к Пророку ﷺ в наивысшей обители (‘иллийӣн) и будет спасён с момента смерти до вхождения в Рай».
Мир вам с Божьей милостью и благословлениями!
Паоло Урицци (Paolo Urizzi)
(Перевод с английского)
[1] Коран, 5:35. Здесь и далее цитации из Корана приводятся в переводе Э. Кулиева (Коран: Перевод смыслов / Пер. с араб. Э. Р. Кулиева. 2-е изд. испр. М.: ЭКСМО : Умма, 2016).
[2] Коран, 3:31.
[3] Коран, 31:15.
[4] Коран, 18:28.
[5] Ат̣-Т̣абарāнӣ. Ал-Му‘ад͜жам ал-Кабӣр [Б.м., б.д.], и т. п.
[6] Муслим. С̣ах̣ӣх̣. 2612.
[7] Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣. Бугйат ал-Мустафӣд.[Б.м., б.д.] С. 135.
[8] Коран, 3:31.
[9] Имеется в виду молитва (с̣алāт) за Пророка ﷺ.
[10] Следует повторять три раза утром и три раза ночью (см. Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ. Ах̣за̄б ва-Авра̄д. [Б.м., б.д.] С. 110-111).
[11] Следует повторять три раза утром и три раза ночью (см. Там же. С. 111).
[12] См. Там же. С. 33-60. Читается вместе с молитвой Х̣изб Мугнӣ (Там же. С. 61-67).
[13] См. Ат-Тид͜жа̄нӣ. Ах̣за̄б ва-Авра̄д. С. 138-139.
[14] См. Там же. С. 118-119.
Другие тексты раздела
«Умри до того, как ты умрёшь...»Сущность суфийского путиВечный ИсламВысшая цель человека в контексте суфизма«Разве Я — не ваш Господь?» Метафизический символизм ритуальной Молитвы согласно учению Шейха ал-Акбара Сила молитвы за Пророка ﷺМолитва за Пророка ﷺБуквы и чернилаЭпифаническая Вселенная Единого в мысли Ибн ‘АрабӣОбъяснение сотворения Пророка ﷺ из Света АллахаСуфизмЦентральная точка — роль К̣ӯнавӣ в учении Ибн ‘АрабӣВидение Пророка ﷺ во сне и наяву в исламской традицииОтветы суфиев на вопросы о Высшей реальности За пределами полемики и плюрализма: Универсальное послание Корана Исла̄м, ’Ӣма̄н, Их̣са̄н — покорность, вера и совершенствоНаивысший ПосредникПонятие и значение ма‘рифы в суфизме