Шейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣
Духовный наставник, достигший совершенства в познании Бога (‘Ариф би-л-Ла̄х), ’Абӯ Х̣амӣд Мух̣аммад ал-‘Арабӣ бин Мух̣аммад ас-Сā’их̣ аш-Шарк̣ӣ ал-‘Умарӣ родился в древнем городе Мекнес (Марокко) в 1229 г. л.х. / 1814 г. н.э., в семье, члены которой — прямые потомки ‘Умара ал-Фа̄рӯк̣а ибн ал-Х̮ат̣а̄ба.
Сӣдӣ ал-‘Арабӣ — видный марокканский учёный XIX века: хадисовед, знаток маликитского богословия (Ма̄ликӣ фик̣х), суфизма (тас̣аввӯф) и арабской поэзии. Среди свих учителей он называл богослова-законоведа и хадисоведа (ал-фак̣ӣх ал-мух̣аддис̱) Сӣдӣ ‘Абд ал-К̣āдира ал-Кавхāна, ал-‘Ала̄му Мух̣аммада ал-Ха̄дӣ Bа̄д‘ӣ, шейха аш-шарӣфа Валӣда ал-‘Ирāкӣ и других. Разрешения (ид͜жа̄за̄т) [на передачу знания] ему давали и другие именитые учителя Северной Африки.
Праведный подвижник (ал-валӣ ас̣-с̣а̄лих̣) Сӣдӣ ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣ — один из величайших тиджанийских святых (ал-валӣ) своего времени. Инициацию в орден он получил от Сӣдӣ ‘Абд ал-Вахха̄ба б. ал-Ах̣мара, Мавла̄йа Мух̣аммада б. Абӣ ан-Нас̣ра ал-‘Алавӣ из Феса и К̣ут̣ба Сӣдӣ ‘Алӣ ат-Тама̄сӣнӣ из Алжира — опытных духовных мастеров, наместников (мук̣аддамӯн) Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ.
Сӣдӣ ал-‘Арабӣ известен как Друг Бога (Х̮алӣл ’Алла̄х). Из искателей, которые приходили к нему, чтобы получить инициацию на путь, некоторые в дальнейшем сами стали великими духовными учителями.
Сӣдӣ ал-‘Арабӣ создал восхитительную Тид͜жа̄нӣйскую обитель (за̄вия) в Рабате, ставшую центром Исламского знания и духовности, прославленным по сегодняшний день. В ней удалось сохранить фа̄сӣ — традиционный марокканский стиль произнесения благословенной оды во славу пророка Мух̣аммада ﷺ Касыда ал-Бурда (К̣ас̣ӣда ал-Бурда), чем отличаются немногие подобные заведения.
Благодаря познанию шариатских наук (шарӣ‘ат) и постижению божественной истины (х̮ак̣ӣк̣а) и суфийского пути, сочинения Сӣдӣ ал-‘Арабӣ стали основополагающими справочными материалами для адептов ордена Тид͜жа̄ния. В своих трудах Сӣдӣ ал-‘Арабӣ приводил цитаты из изученных им работ других учителей, в частности, из поэмы Мунйат ал-Мурӣд (Цель ищущего) шейха ал-Акбара Мух̣йӣ ад-Дӣна Ибн ‘Арабӣ.
Величайшей заслугой Сӣдӣ ал-‘Арабӣ перед суфийским братством было создание шедевра под названием Бугйат ал-Мустафӣд [1], ставшего авторитетным книжным источником по суфийскому пути ордена Тид͜жа̄ния. Этот труд представлял собой подробный комментарий к суфийской поэме Мунйат ал-Мурӣд (Цель ищущего) [2], написанной рукой Тид͜жа̄нӣйского мастера из Мавритании Шейх̮а Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ б. Сӣдӣ Ба̄ба̄ ал-‘Алавӣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣ.
Вот две цитаты из Бугйат ал-Мустафӣд. Объясняя специальные молитвенные формулы (аврāд), которые ученики суфийских орденов читают после получения разрешения (ид͜жа̄за) от своих шейхов, Сӣдӣ ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣ пишет: «Подлинная сущность [специальных молитв] аврāд [3] состоит в том, что они [специальные молитвы] представляют собой обязательства, которые Аллах взял со своих рабов посредством шейхов. Таким образом, тот, кто удостоен внимания шейхов и остался верен своему обязательству, получит добро в обоих мирах. Всевышний Аллах говорит в Коране: “О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах” [4] Он также сказал: “Среди верующих есть люди, которые правдивы в том, в чём заключили с Аллахом завет” [5]. И тот, кто мало делает из того, что повелевают шейхи, пренебрегает договорами и обязательствами, тот породит причины, которые приведут к отклонению от “прямого пути” (ас̣-с̣ира̄т ал-мустак̣ӣм), что будет прокалыванием его лодки, то есть духовным разрушением. Всевышний Аллах говорит: “Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите и не выполняете” [6]».
Объясняя духовный ранг (мак̣āм) «Печать Мухаммадовой святости» (х̮а̄тм ал-вила̄йа ал-мух̣аммадия), являющийся Тид͜жа̄нӣйским атрибутом Шейх̮а Сӣдӣ Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ, Сӣдӣ ал-‘Арабӣ пишет: «Смыслом духовного ранга Шейх̮а Сӣдӣ Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ — Х̮а̄тм ал-Вила̄йа ал-Мух̣аммадия — является то, что никто не удостоится такого звания в полной мере, и такой человек не может появиться после него. Следовательно, он, Шейх̮ Сӣдӣ Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ, является печатью полного проявления данной святости, а не печатью степени самой святости».
Существует немало учёных, создавших книги о жизни Сӣдӣ ал-‘Арабӣ и его интеллектуальных и духовных достижениях. Среди таких авторов марокканский историк, духовный наставник и правовед (Шейх̮ ал-фак̣ӣх) Мух̣аммад ан-Hад͜жӯд͜жӣ, написавший Ал-азхāр ал-атират ар-равā’их̣ фӣ ат-тa‘рӣф би-Мавлāнā ал-‘Арабӣ бин ас-Сā’их̣; современный марокканский Тид͜жа̄нӣйский исследователь д-р аш-Шарӣф Мух̣аммад ар-Ра̄дӣ Каннӯн ал-Идрӣсӣ ал-Х̣асанӣ, автор книги Ал-миск ал-фа̄’их̣ би-з̱икр ба‘д мана̄к̣иб Сӣдӣ ал-‘Арабӣ бин ас-Сā’их̣, и шейх ал-‘Арабӣ бин ‘Абдаллāх ал-Вазза̄нӣ.
Сегодня видным представителем Сӣдӣ ал-‘Арабӣ б. Сā’их̣а в Марокко является профессор ‘Абд ал-‘Азӣз б. ‘Абдаллāх — автор комплексного труда, посвящённого Ибн Сā’их̣у и поэме Бугйат ал-Мустафӣд, вышедшего под названием «Le Soufisme Afro-Maghrebin aux XIXè et XXè Siècles» [7] . Биографию Ибн Сā’их̣а можно найти в книге Ал-А‘лāм (Знамения) автора аз-Зириклӣ, в сочинении Ал-Игтиба̄т̣ би-Тара̄д͜жим ал-А‘ла̄м ар-Раба̄т̣ ал-Бӯд͜жанда̄ра и в труде под названием А‘ла̄м ал-фикр ал-му‘а̄с̣ир би-л-‘удватайн ‘Абдаллāха ад-Джаррāрӣ.
Верный друг Ибн Сā’их̣а, суфийский святой, учитель и поэт Сӣдӣ Мух̣аммад Балāмӣнӯ ар-Рабāт̣ӣ писал о нём:
Я путешествовал по землям Востока и Запада
Тщетно пытаясь найти подобие имама ал-‘Арабӣ ибн ас-Сā’их̣а
Он — Руководящая Звезда, Полюс духовной высоты, наш Учитель,
Приходящий на помощь каждому: живому и неживому.
Сӣдӣ ал-‘Арабӣ ибн ас-Сā’их̣ скончался в 1309 / 1892 г. в Рабате. Там теперь остаётся благословенная могила и суфийская обитель (за̄вия).
Шейх Фахр ад-Дин ал-Овайси
(Перевод с английского И.Таировой)
[1] Книга Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣а Бугйат ал-Мустафӣд — блестящее описание суфизма (тас̣аввӯф). Она много раз переиздавалась, лучшим считается бейрутское издание 2002 года (Издательство «Дāр ал-кутуб»).
[2] Поэму Мунйат ал-Мурӣд (Цель ищущего) можно прочитать на сайте: www.nafahat7.net
[3] Аврāд (мн. ч. от вирд) — обязательства систематического упоминания Аллаха, задания в виде молитвенных формул, которые наставник (муршид) даёт своему ученику (мурӣд).
[4] Коран, 5: 1. Здесь и далее пер. И.Ю. Крачковского.
[5] Коран, 33: 23.
[6] Коран, 61: 3.
[7] См. Benabdjlil (Abdelaziz). Le Soufisme afro-maghrébin aux XIXe et XXe siècles. Rabat : Cap Tours, 1995. 135 p.
Другие тексты раздела
Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣВеликий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим БаррāдаАл-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣАл-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣАл-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ TāлСӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣШейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣Шейх Ах̣мад Сукайрид͜жАл-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик СӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣСӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави