Учёные Т̣арӣк̣ата

Контакты    В закладки

Ал-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣ

Сӣдӣ ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ (1766–1844) был преемником (х̮алӣфа) Шейх̮а Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ. После смерти Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ стал известен как обладатель самой высокой в мире духовной властью (к̣ут̣б). Он был родом из восточного алжирского оазиса Тама̄сӣн, где его обитель (за̄вия) всё ещё является центром последователей ордена Тид͜жа̄ния. Шейх Ахмад ат-Тиджани присвоил ему титул имама в великой обители (за̄вия) в Фесе в присутствии многих других известных учителей и святых. Как-то раз, когда некий ученик попросил Шейх̮а дать ему разрешение (ид͜жа̄за) на определённые молитвы, которые практиковал ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ, Шейх̮ Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ ответил: «А разве есть кто-то равный ‘Али Тама̄сӣнӣ?»

Сӣдӣ ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ известен чудесами (кара̄ма̄т), которые творил своими руками. Он был одарённым целителем и знал секреты, как преодолевать большие расстояния за один шаг или как на расстоянии передавать предметы другим людям. За открытую демонстрацию этих способностей он получил выговор от Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ, который сказал ему: «Если вы хотите посетить меня ради Аллаха, вы должны прийти, как простой человек: в сандалиях, на лошади, чувствуя усталость, жажду и трепет». Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ также велел ему прекратить отправку фиников с фермы (‘Алӣ Тама̄сӣнӣ подбрасывал их в воздух, чтобы затем через сотни километров плоды оказывались на молитвенном коврике Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ, да ещё и в присутствии других сподвижников).

Кроме того, ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ был одарён частыми мистическими встречами с пророком Мухаммадом . Как утверждает Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж, «...однажды, когда ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ услышал, как некоторые люди обсуждают мистическое видение Пророка , сказал им: “Есть люди, живущие с вами в одно время, которые ни малое, ни большое дело не совершают без получения благословения Пророка при встречи с ним лицом к лицу [1]. И это происходит до такой степени, что они даже не встают с кровати и спят до тех пор, пока Пророк не повелит им”. И слушатели поняли, что он имел в виду себя».

Сӣдӣ ‘Алӣ испытывал огромную любовь к Шейх̮у Ах̣маду ат-Тид͜жа̄нӣ, превосходящую любовь его предшественников. По словам Сукайрид͜жа, «Он не прослеживал свою родословную, за исключением линии, ведущей к Шейх̮у Ах̣маду ат-Тид͜жа̄нӣ (ر). Однажды некоторые из его сыновей спросили его об имени своего деда, и ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ сказал: “‘Иса”. Тогда они спросили: “О Сӣдӣ, а он сын кого?” Сӣдӣ ‘Алӣ ответил вопросом: “Вы спрашиваете меня о моей родословной?” Они сказали: “Да”. И тогда он сказал: “Конечно, я — ‘Алӣ, сын Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر)” И также мне было передано, что он был наследником Шейх̮а по линии духовного превосходства (к̣ут̣бания

Известно, что ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ достиг духовного превосходства (к̣ут̣бания) после смерти Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ. Таким образом, он стал основным распространителем тиджанийского пути (т̣арӣк̣а Тид͜жа̄ния), ответственным за духовную подготовку посвящённых. Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж писал: «После смерти Шейха (ر), признаки великого озарения появились у ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ, и он взял на себя ответственность за духовное воспитание (тарбия) в т̣арӣк̣ате. Экстатическое излучение (файад̣а̄н вид͜жа̄нӣ) отразилось на нём таким образом, что подобных ему не было среди совершенных шейхов, а люди приходили к нему из самых дальних областей, чтобы получить благословение и инициацию в орден».

Сӣдӣ ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ известен своим благочестием и учёностью с самого раннего возраста, когда впервые был обучен своим отцом, ал-Х̣а̄д͜жем ‘Исой, в свою очередь славившимся виртуозностью и знанием. Также Сӣдӣ ‘Алӣ был успешным предпринимателем — богатым фермером, выращивающим финики в пустыне Алжира.

С Шейх̮ом ат-Тид͜жа̄нӣ ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ впервые встретился в 1790 году, то есть ещё до его поселения в Фесе и через несколько лет после основания ордена Тид͜жа̄ния. Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ быстро распознал духовную наклонность Сӣдӣ ‘Алӣ и велел ему основать собственную тиджанийскую обитель (за̄вия) в Тамасине в 1803 году. Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ настолько верил Сӣдӣ ‘Алӣ, что поручил ему своих сыновей и попросил, чтобы после его смерти он взял их под своё покровительство и поселил в ‘Айн Мāд̣ӣ (на юге Алжира), говоря при этом: «Только Сахара может воспитать моих детей». Обременённый непростой задачей по успешному руководству т̣арӣк̣атом, Сӣдӣ ‘Алӣ применял практический подход, который заключался в учении, физической работе и духовном очищении. Сообщают, что он говорил: «Я рекомендую Вам доску для письма, мотыгу и чётки, пока душа не покинет тело». В Тамасине его навещал шейх Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ из Туниса и другие учёные из Мавритании и Судана. Он также постоянно переписывался с Сӣдӣ ал-‘Арабӣ б. Са̄’их̣ом и лично обучал Сӣдӣ Ах̣мада ‘Aбд ‘Алавӣ. В настоящее время суфийскую обитель в Тамасине возглавляет потомок Сӣдӣ ‘Алӣ, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Ид. [2]

Закария Райт

(Перевод с английского И.Таировой)

 

[1] То есть в результате мистического видения. — Пер.

[2] Настоящая статья основана на интервью с шейхом Х̣асаном Сӣссе, работе Ах̣мада Сукайрид͜жа «Кашф ал-Х̣ид͜жа̄б ‘амман Тала̄к̣ā ма‘а аш-Шейх̮ ат-Тид͜жāнӣ мин ал-ас̣х̣а̄б» (Раскрытие Завесы: Библиографический словарь последователей духовного мастера ат-Тиджани. Фес, 1907) и книги Siège social de la Zaouia «La Zaouia Tidjaniya de Témacine: Modernité et Continuité» (Тиджанийская обитель Тамасини: Современность и Непрерывность. [Б. м., 2003])



Другие тексты раздела


Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ
Великий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда
Ал-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣ
Ал-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣ
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ Tāл
Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ
Шейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣
Шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)
Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик Сӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)
Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави