Учёные Т̣арӣк̣ата

Контакты    В закладки

Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣ

Мастер, Шейх, «знающий о Боге» (ма‘рифат ’Алла̄х), потомок пророка Мух̣аммада (сайид), Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣ ат-Тид͜жа̄нӣ был одним из величайших хадисоведов Египта в ХХ веке, равно как и известным Другом Аллаха (Х̮алӣл ’Алла̄х).

Ас-Сайид Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ б. ‘Абд ал-Лат̣ӣф б. Сāлим родился в египетском районе Эль-Мину́фия в 1315 / ок. 1897 г. в семье, ведущей свою родословную от Ахл ал-Байт (семейства Пророка ). После изучения религиозных наук в Каире, Шейх ал-Х̣афӣз̣ выезжал за границу в Сирию, Тунис, Судан, Алжир и Марокко в поисках священного знания. Во время этих благословенных поездок он приобрёл ценные разрешения [на передачу знания] (ид͜жāзāт) от некоторых из величайших учителей того времени, известных на Востоке и Западе Исламского мира, таких как Шейх Бадр ад-Дӣн ал-Х̣асанӣ из Сирии, Шарӣф ‘Абд ал-Х̣ай ал-Катта̄нӣ и Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж из Марокко, Шейх Алфā Хāшим из Медины и Шейх ‘Абд ал-Ба̄к̣ӣ ал-Анс̣а̄рӣ из Мекки.

По завершении своего обучения Сайид Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ полностью посвятил себя преподаванию хадисов. В Египте он более 40 раз обучал по многотомной книге хадисов ал-Бух̮āрӣ (С̣ах̣ӣх̣ ал-Бух̮āрӣ), которую знал наизусть, и также по другим сборникам хадисов. Однажды он рассказывал, что когда отправился в Фес (город в Марокко) посетить благословенную могилу Шайх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ, его попросили обучить Шейхов Феса знаменитым «Сорока хадисам», собранным имамом ан-Нававӣ. Эти хадисы Шейх ал-Х̣афӣз̣ тоже воспроизводил по памяти.

Сайид Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ является автором многих значительных работ по хадисам, толкованию Корана (тафсӣр), истории и суфизму (тас̣аввӯф). Он сделал верификацию (тах̣к̣ӣк̣) [1] многих оригинальных гемм в области хадисов, являющихся частью его личной библиотеки, содержащей одну из лучших коллекций рукописей в Египте. Для этого он скопировал и собрал древнейшие рукописи из библиотек Мекки, Медины, Иерусалима, Дамаска, Каира, Феса, Туниса, Судана и других Исламских образовательных центров, которые он посетил. Шейх доктор ‘Абд ал-Х̣алӣм Мах̣мӯд, ректор каирского университета Ал-Азха́р, писал в некрологе Сӣдӣ ал-Х̣афӣз̣а: «Умер ведущий хадисовед (има̄м ал-мух̣аддис̱ӣн)».

В начале 1900-х годов Шейх Х̣афӣз̣ принял участие в борьбе против англичан в Египте. Сам има̄м Х̣асан ал-Банна̄, основатель Мусульманского братства, прибегал к его советам. В 1951 году Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ приступил к редактированию журнала, посвящённого распространению традиционного Ислама под названием Т̣арӣк̣ ал-Х̣ак̣к̣ (Путь Истины). Этот журнал получил широкое распространение по всему Египту. Во время своего пребывания в Каире Шейх принимал участие в дебатах с каирскими востоковедами и победил в них. Его известность как учёного достигла даже литературных кругов Запада, в частности, написанная им в 1983 году биография ал-Х̣а̄д͜жа ‘Умара ал-Фӯтӣ Tāла была переведена канадским учёным Фернаном Дюмоном (Fernand Dumond) на французский язык. Однако особенным явлением, превышающим всё вышесказанное, было умение Шейха встречаться с Посланником Аллаха Мух̣аммадом в состоянии бодрствования. Это было ярким свидетельством его высокого духовного уровня (мак̣а̄м) святости (вила̄йа).

Первоначально Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ был последователем таких почётных тарикатов, как Х̮алватия, Нак̣шбандия и Шāз̱илийа, но затем покинул их, чтобы встать на путь Шайх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ, получив посвящение от мавританского Шейха Сӣдӣ Ах̣мада ал-‘Алавӣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣ.

Многие люди из разных слоёв общества, принявшие посвящение на духовный путь по линии Тид͜жа̄нӣ от Шейха ал-Х̣афӣз̣а, достигли больших духовных высот. Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ был известен в качестве духовного учителя настолько же широко, как и учёный-хадисовед с большим опытом. Такое сочетание в наше время встречается крайне редко. Его обитель (за̄вия) Тиджанийского ордена в Каире была и остаётся крупным центром духовного совершенствования для жителей Каира и приезжих. Книги Шейха Мух̣аммада ал-Х̣афӣз̣а по суфизму (тас̣аввӯф) и духовному пути (т̣арӣк̣а[т]) считаются жемчужинами трансцендентного знания.

Самым заинтересованным учеником Шейха Мух̣аммада ал-Х̣афӣз̣а по хадисам и суфизму (тас̣аввӯф) был Сайид Мух̣аммад б. ‘Алавӣ ал-Ма̄ликӣ из Мекки (когда обучался в ал-Азхаре). Он с любовью вспоминал «благословенные собрания» Шейха ал-Х̣афӣз̣а, называя учителя «великим Святым Аллаха», и часто упоминал некоторые из его чудес (кара̄ма̄т). Кроме того, Сайид Мух̣аммад б. ‘Алавӣ ал-Ма̄ликӣ всегда упоминал Мух̣аммада ал-Х̣афӣз̣а в первых рядах своих учителей во всех разрешениях [на передачу знания или инициации в тарикат] (ид͜жāзāт).

Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ переписывался с большинством ведущих представителей тариката Тиджания своего времени, в том числе с Шейхом Ибра̄хӣмом Нӣа̄ссом. Так, в 1961 году во время официального государственного визита в Египет Шейху Ибрагиму представился случай посетить обитель (за̄вия) Шейха ал-Х̣афӣз̣а. В присутствии тиджанийских представителей Египта Шейх Ибрагим сказал, что Шейх ал-Х̣афӣз̣ — это «человек, который, без сомнения является наследником (х̮алӣфа) Шайх̮а Сӣдӣ Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ, описание которого, как известно, совпадает с Шейхом». Иными словами, тот, кто видел лицо Шейха ал-Х̣афӣз̣а, видел лицо Сӣдӣ Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ. Это редкий комплимент, идущий от самого Пророка  и подтверждённый Шайх̮ом Ах̣мадом Тид͜жа̄нӣ, сообщившим, что тот, кто видел лицо Шайх̮а, умрёт с чистой совестью.

Шейх ал-Х̣афӣз̣ ат-Тид͜жа̄нӣ умер в 1398 / 1978 году в Каире. Его приемником стал сын — Шейх Ах̣мад Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣, написавший подробную биографию своего отца.

Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ был великим Шейхом ХХ века(ر). Возможно, мы извлечём пользу из его примера, будем верны, как и он, двум постулатам: Священному Закону (шарӣ‘а) и Божественной реальности (х̮ак̣ӣк̣а) как образцам верной мусульманской теологии, продолжающейся в наше время.

Шейх Фахр ад-Дин Овайси

(Перевод с английского И.Таировой)

 

 

[1] Тах̣к̣ӣк̣ — доказательство, подтверждение истинности хадисов. — Примеч. пер.



Другие тексты раздела


Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ
Великий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда
Ал-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣ
Ал-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣ
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ Tāл
Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ
Шейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣
Шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)
Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик Сӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)
Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави