Учёные Т̣арӣк̣ата

Контакты    В закладки

Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ

Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ (1767-1850) — имам университета «аз-Зайтӯна» (Тунис), Шейх̮ ал-’Исла̄м Туниса маликитского мазхаба (ал-маз̱хаб ал-Ма̄ликӣ) с 1832 г. Во время интенсивного социального и интеллектуального развития  османского периода он ратовал за разностороннее обучение в университете «аз-Зайтӯна». Просвещённый муфтий, убеждённый передовой учитель и опытный поэт, он культивировал глубокую духовность на протяжении всей своей жизни. Это он представил орден Тид͜жāния (ат-т̣арӣк̣а ат-Тид͜жāния) в Тунисе.

Шейх Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе, ум. 1975) [1] отзывался о нём так: «Если бы у Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ не было никакого другого последователя, то ’Абӯ Исх̣āк̣а Ибра̄хӣма ар-Рийа̄х̣ӣ было бы достаточно нам в качестве доказательства того, что мы должны следовать за ним» [2].

Его полное имя ’Абӯ Исх̣āк̣ Ибра̄хӣм б. ‘Абд ал-К̣адир б. Ах̣мад б. Ибра̄хӣм ат̣-Т̣ара̄булусӣ aр-Рийа̄х̣ӣ. Нисба ат̣-Т̣ара̄булусӣ происходит от его прадеда Ибра̄хӣма, учителя Корана, который вместе с семьёй переехал из Ливии, чтобы присоединиться к другим членам своего племени (Банӯ Рийа̄х̣), поселившимся в холмистой области Табурсук (Teboursouk), что в северной части Туниса [3].

Ах̣мад, сын последнего и дед Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ, позже переехал в Тестур (Testour), древний город на холмах, возвышающийся над долиной Меджерда (Medjerda valley), который в 1609 году был перестроен мусульманами и евреями, бежавшими из Андалусии после Реконкисты. Здесь, в Тестуре, в 1767 г. родился Ибра̄хӣм, сын Ах̣мада, который, как и его отец и дед, зарабатывал на жизнь небольшие деньги обучением Корану.

После заучивания наизусть Корана под руководством отца в период подросткового возраста (между 1782 и 1785 годами) Ибра̄хӣм отослан в Тунис для получения высшего образования. Там он поселился в медресе при Х̣ава̄нӣт ‘Ашӯр, в западном квартале Медины. Он посещал курсы по всем основным религиозным и филологическим дисциплинам, а затем учился в университете «аз-Зайтӯна» — старейшем месте Исламского образования в Северной Африке, созданном в VIII в. и функционирующим как главный центр религиозно-правовой мысли маликитского мазхаба (ал-маз̱хаб ал-Ма̄ликӣ).

Во времена Османской империи параллельно создана правовая школа Х̣анафӣ (ал-х̣анафия или ал-маз̱хаб ал-х̣анафӣ или ал-фик̣х ал-х̣анафӣ). С тех пор в «аз-Зайтӯна» стали преподаваться два направления Исламского права и оба практиковались тунисскими судами. Маликитский Шейх̮ ал-’Исла̄м (верховный муфтий) руководил маликитскими судьями, а Х̣анафӣ стоял один во главе ханафитского судоустройства.

В университете «аз-Зайтӯна» Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ учился у знаменитых тунисских учёных. Среди его учителей известны: Мух̣аммад ал-Maх̣д͜жӯб (Маликитский верховный муфтий), ’Исма̄‘ӣл ат-Тамӣмӣ (бывший маликитский верховный муфтий), Мух̣аммад Байра̄м II (Ханафитский верховный муфтий), Х̣асан аш-Шарӣф (главный имам «аз-Зайтӯна»), Ах̣мад ‘Абӯ Крӣс, Мух̣аммад ал-Фа̄сӣ, С̣āлих̣ ал-Kaвва̄ш, ‘Умар ал-Maх̣д͜жӯб, Т̣а̄хир б. Мас‘ӯд [4].

Благодаря острому уму и страсти, с которой он постигал знания, Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ достиг признания в кругу студентов и учителей. И вскоре после получения дипломов по некоторым дисциплинам, по примеру учителей, он тоже стал брать учеников, которых обучал некоторое время в конце двадцатых годов под одним из столбов мечети «аз-Зайтӯна», как это было принято. Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ специализировался на преподавании грамматики, стихосложения, риторики и маликитского фикха. Рассказывают, что однажды его классный руководитель, Т̣а̄хир б. Мас‘ӯд, комментируя Мух̮тас̣ар (Краткое изложение [сборника хадисов]) Са‘да группе студентов, услышал, как Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ, находясь в нескольких метрах от него, объяснял ту же книгу другим ученикам. Т̣а̄хир б. Мас‘ӯд прервал урок и послал студентов послушать его бывшего ученика.

Позже шейх Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ обучал аш‘аритскому толкованию Корана (Тафсӣр Байд̣а̄вӣ), на что получил разрешение (ид͜жа̄за) шейха С̣āлих̣а ал-Kaвва̄ша, и хадисам, собранным ал-Бух̮āрӣ вместе с комментариями К̣аст̣ала̄нӣ [5]. Среди учеников Ибра̄хӣма ар-Рийа̄х̣ӣ известен историк и советник министров Ах̣мад Ибн ’Абӣ ад̣-Д̣ийа̄ф, Байра̄м V, Мах̣мӯд К̣а̄бадӯ, поэт ал-Ба̄д͜жӣ ал-Мас‘ӯдӣ и ряд других влиятельных лиц в интеллектуальной и политической жизни Туниса в конце XIX в.

Путь, который в конечном итоге приведёт Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ к посвящению в орден Тид͜жāния (т̣арӣк̣а Тид͜жа̄ния), начался с раннего поиска знаний в Тунисе. Эзотерические науки составляли часть семейного наследия будущего шейха. Действительно, связанные с арабскими буквами Корана (илм ал-х̣урӯф) и интегрированные в коранические науки, они передавались из поколения в поколение. Таким образом, продолжая изучать классические Исламские науки в Тунисе, он одновременно испытывает сильное влечение к суфизму. Сначала он выбрал путь Cӣдӣ ‘Абӯ ал-Х̣асана аш-Шāз̱илӣ, знаменитого марокканского святого, посетившего Тунис, чей орден (т̣арӣк̣а) по-прежнему там популярен. Он преданно следовал этому пути под руководством Cӣдӣ ‘Абд ар-Рах̣мана ал-Башӣра Машӣша.

Несколько лет спустя встреча Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ с марокканским Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзимом, одним из ближайших соратников Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ, приведёт его к пути Тид͜жа̄нӣ (т̣арӣк̣а Тид͜жа̄ния). Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим, названный Шейх̮ом ат-Тид͜жа̄нӣ непревзойдённым гностиком (āриф би-л-лāх) и посланный из Феса распространять новый орден (т̣арӣк̣а), посетил Тунис по пути к совершению паломничества (х̣а̄д͜ж) в Мекку.

Ибра̄хӣм встретил Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзима в тунисской мечети «аз-Зайтӯна» после предвещающего сна, а затем пригласил марокканского суфия быть гостем в медресе «‘Aшурия» [6]. ‘Алӣ Х̣арāзим умел творить чудеса (кара̄ма̄т), некоторые удивительные события, сблизившие обоих, сильно волновали  молодого профессора школы «аз-Зайтӯна». Рассказывают, что однажды ночью ‘Алӣ Х̣арāзим разбудил Ибра̄хӣма, велев ему «проснуться и просить Бога, о чём захочет, так как это было время ответа на молитву». Ибра̄хӣм записал 14 молитвенных обращений к Богу. Среди них молитва «о позволении постоянного видения пророка Мух̣аммада », «о получении полного знания (ма‘рифа)», «о приобретении мастерства в эзотерике и эзотерических науках», «о позволении иметь жену-помощницу», «о благочестивых детях» и «о том, чтобы умереть верующим») [7]. Судя по этому случаю, Бог позволил Ибра̄хӣму обратиться к Нему с такими мольбами с помощью Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзима.

Несмотря на бурный период знакомства с Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзимом и верность последнего т̣арӣк̣ату Тид͜жа̄ния, Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ не просил посвящения в новый орден, пока не повстречался во сне с ‘Абӯ ал-Х̣асаном аш-Шāз̱илӣ, побудившим его к этому. После получения разрешения о вступлении в орден Тид͜жа̄ния у Cӣдӣ ал-Машӣша, шейха, посвятившего Ибра̄хӣма ар-Рийа̄х̣ӣ в тарикат Шāз̱илӣя, он получил инициацию в орден Тид͜жāния (т̣арӣк̣а Тид͜жа̄ния) из рук Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзима [8].

‘Алӣ Х̣арāзим вскоре оставил Тунис и отправился в путешествие на восток, но удачное стечение обстоятельств позволило молодому профессору и новообращённому ордена посетить Полюса тиджанийского братства (К̣ут̣б). В 1803 году настойчивая засуха в Тунисе побудила Бея направить миссию в Марокко, для того чтобы убедить Султ̣āна Мӯлāйа Сулаймāна, принявшего защитную меру против вывоза марокканских культур, продать определённое количество зерна, что позволило бы Тунису преодолеть продовольственный кризис. В результате письма, написанного ’Исма̄‘ӣлом ат-Тамӣмӣ, для проведения такой миссии был выбран Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ. Он остался при дворе Мӯлāйа Сулаймāна, которому посвятил восхваление в стихах, а также принял участие в увлекательном поэтическом состязании с придворными учёными. В конце концов, Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ заложил основы для длительных интеллектуальных отношений с некоторыми из ведущих учителей Феса.

Пока Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ находился в Фесе, он посетил Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ, о встрече с которым позже вспоминал: «Я никогда не встречал никого, чьё стояние (к̣ийа̄м) и земной поклон во время намаза (суд͜жӯд) длились дольше, чем его». Дальнейшие знания пути Тиджания (т̣арӣк̣а Тид͜жа̄ния) он получил от самого Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ, которого позже восхвалял в следующих стихах, извлечённых из касыды Сӣния [9]:

Помощник мироздания, ‘Абӯ ал-‘Абба̄с Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ, сущность которого весьма возвышенна для раскрытия на бумаге.

Дух существования, полюс, центр и поддержка бытия; его тайна из центра излучается на людей.

Символ существования, загадка Истины; его талисман —

это скрытая его сущность, его сокровища, запертые в сундуке.

Реальность бытия, сущность тайны; в целом он без сомнения или возражения — море Бога.

А также, в его касыде Мӣмия [10]:

Если вы спросите: как это может быть, что он является Печатью Святых,
в то время как он появился на свет гораздо позже них?

Может ли превосходить предшествующих тот, кто родился позже?

Я бы ответил: Пророк, будучи последним, превзошёл

Всех тех, кто обладал возвышенным местом среди человечества.

Наконец, Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ после успешного достижения его дипломатической миссии и духовной цели вознамерился вернуться в Тунис.

Тот факт, что примерно в 35 лет он был выбран для столь деликатной дипломатической миссии, демонстрирует то, что тунисские политические власти начали замечать молодого учёного. Между тем всего за несколько месяцев до этого шейх Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ был близок к тому, чтобы покинуть Тунис. Он искал возможность преподавания за рубежом, ибо, несмотря на положение учителя в медресе «аз-Зайтӯна», его финансовое положение не позволяло ему жениться и обосноваться в Тунисе. В связи с этим молодой профессор в начале своих тридцатых годов всё ещё оставался жить в своей старой комнате студента в медресе ‘Aшурия. Но благодаря вмешательству Йӯсуфа С̣а̄х̣иба ат̣-Т̣а̄ба‘, министра и хранителя печати царствующего Х̣амӯд-паши, Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ окончательно отказался от своих планов оставить Тунис.

Йӯсуф С̣а̄х̣иб ат̣-Т̣а̄ба‘ предложил ему дом и женил его. Таким образом, Ибра̄хӣм смог поселиться на одной из улиц в приходе «Х̣ава̄нӣт ‘Ашӯр», где вскоре была построена первая тунисская обитель тариката Тиджания (за̄вия), на сегодняшний день — мавзолей основателя. Йӯсуф С̣а̄х̣иб ат̣-Т̣а̄ба‘ был одним из основных советников по реформам Х̣амӯд-паши, направленным на расширение пространства для свободы тунисского правления от алжирской опеки и возрастающего европейского влияния. Присутствие в Тунисе  таких учёных, как Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ, являлось частью единой стратегии [государственных деятелей], направленной на повышение экономического и культурного престижа столицы Туниса. В 1814 году, когда Йӯсуфом С̣а̄х̣ибом ат̣-Т̣а̄ба‘ был построен новый комплекс мечети и медресе, Ибра̄хӣму aр-Рийа̄х̣ӣ была предложена должность преподавателя хадисов.

Отношение Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ к политической власти, которое представляло собой совокупность твёрдости и достоинства, — одна из самых интересных черт его биографии. Его отношения с политическими властями напоминают мусульманскую поговорку: «Лучший из султанов тот, кто ищет компании учёных, а лучшим из учёных является тот, кто держит себя далеко от султанов». Может быть поэтому в 1806 году Ибра̄хӣму aр-Рийа̄х̣ӣ отказался от должности судьи (к̣а̄д̣ӣ), предложенной ему Хаммуд-пашой, стремившимся таким образом заменить на этом посту шейха ‘Умара ал-Maх̣д͜жӯба, на которого он был зол за публично высказанную критику в его адрес во время пятничной проповеди в мечети «аз-Зайтӯна». В результате Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ был вынужден бежать в Захван (Zaghwan), чтобы найти убежище в суфийской обители (за̄вия), пользовавшейся правом защиты, чтобы избежать предложения Бея. Он вернулся в Тунис только после того, как последний отдал эту должность бывшему учителю Ибра̄хӣма — ’Исма̄‘ӣлу ат-Тамӣмӣ.

В то время как политические власти пытались играть на иерархии богословов (‘улама̄’), чтобы таким образом манипулировать законоведами, отказ учёного в таких обстоятельствах выглядел как противодействие по отношению к сословию богословов, сохраняющее  независимость от политической власти. В 1816 году Х̣усайн-бей II пригласил Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ во Дворец Бардо [11], чтобы даровать ему право преподавания Тафсӣра ал-Байд̣а̄вӣ в мечети «аз-Зайтӯна» после смерти шейха ал-Фа̄сӣ. Когда Х̣усайн протянул ему свою руку, Ибра̄хӣм вместо того, чтобы поцеловать, пожал её. Сын государя с нервозностью его спросил: «Для чего ты пришёл сюда?» И шейх незамедлительно ответил: «Ни для чего. Вы пригласили меня, и вот я здесь».

Поведение шейха Ибра̄хӣма не было чем-то исключительным для него, наоборот, оно было выдержано в рамках этикета, свойственного учёным образовательного центра «аз-Зайтӯна». В то время они изо всех сил пытались сохранить свою независимость как руководителей судебной системы и хранителей религиозного знания. Биографии учителей ар-Рийа̄х̣ӣ также изобилуют подобными инцидентами. Это не было отношение гордого неповиновения, а лишь один из способов проявления благоразумной и достойной сдержанности.

Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ часто писал оды, восхваляющие действия султанов, что считал благоприятствующим интересам общины и религии. Учёные уверены, что когда на них возлагают тонкие роли в судебной системе, посредством мудрого определения степени лояльности и предусмотрительной сдержанности, они вполне были бы в состоянии выполнять свою миссию без чрезмерного вмешательства со стороны частных интересов двора Бея.

В 1823 году Х̣усайн-бей II решил повысить Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ в должности, назначив его на пост маликитского баш-муфтия (верховного муфтия), то есть дать ему самый высокий ранг в тунисской судебной системе. Шейх первоначально отказался и принял данное предложение только после повторного настояния Бея. Как сообщается в биографии aр-Рийа̄х̣ӣ, описанной в книге Ta‘т̣ӣр ан-нава̄х̣ӣ, за время нахождения на посту муфтия, в течение 27 лет он издал ряд фетв. В религиозных вопросах Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ скрупулёзно придерживался маликитской богословской школы. В социальных вопросах он всегда пытался осуществить принцип, согласно которому «религия предписывает лёгкость».

Также Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ часто ходатайствовал по социальным и политическим вопросам. Когда Ах̣мад-бей попросил его высказать мнение по поводу отпущения ряда порабощённых негров и отмены рабства в регинстве, шейх высоко оценил такие решения, описав их как «совершенно законные и достойные возможности быть поддержанными всеми разумными и здравомыслящими людьми» [12].

В 1838 году Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ вновь был отправлен с официальным поручением (на этот раз в Османский суд в Стамбуле) добиться освобождения Туниса от ежегодной дани и признания частичной автономии правительства. Перед тем, как прочитать султану хвалебную оду, возвышающую его правление и перечисляющую достижения его предков, шейх обратился к правителю стоя, отказавшись от принятого поклона, и продекламировал следующие цитации из Корана: «О Дауд [13], Мы сделали тебя наместником на земле, суди же среди людей по истине и не следуй за страстью, а то она сведёт тебя с пути Аллаха! Поистине, те, которые сбиваются с пути Аллаха, — для них сильное наказание за то, что они забыли день расчёта!» [14]

В 1839 году Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ был назначен главным имамом «аз-Зайтӯна». Он был первым человеком в Тунисе, кто совмещал ранг маликитского Шейх̮а ал-’Исла̄ма с должностью главного има̄ма. Призывая людей с кафедры мечети «аз-Зайтӯна» к аскетизму (зухд), он также мог сделать выговор экономической политике Бея, если чувствовал, что вынужден так поступить [15].

Другие путешествия шейха Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ включали в себя паломничество в Мекку и посещение Медины. Ему также довелось побывать в алжирском городе Тамасин (Tamasin), засвидетельствовать своё почтение заместителю Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ — Сӣдӣ ‘Алӣ ат-Тама̄сӣнӣ.

Среди многочисленных трудов Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ наиболее известны следующие:

1. Десятки стихов, собранных в опубликованном Дӣва̄не [16]: восхваления Пророка и Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ; элегии, посвящённые его учителям, таким как ‘Исма̄‘ӣл ат-Тамӣмӣ, Т̣а̄хир б. Мас‘ӯд, Ах̣мад ‘Абӯ Крӣс; трогательная элегия, посвящённая сыну Мух̣аммаду ат̣-Т̣айӣбу, блестящему учёному, умершему от холеры в 1850 году;

2. Ослепительно благочестивый текст о Пророке под названием Ан-нарид͜жаса ал-‘анбарӣййа фӣ ас̣-с̣ала̄ти ‘ала х̮айр ал-барӣййа;

3. Глоссы на комментарии ал-Фа̄киха̄нӣ к книге Ибн Хиша̄ма К̣ат̣р ан-надā ва бал ас̣-с̣адā (Капли росы, утоляющие жажду).

4. Письма в защиту аш‘аризма Cӣдӣ Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ, написанные в ответ на письма египтян;

5. Переложение в стихотворную форму Айӯррумия;

6. Трактат «Опровержение ваххабитской доктрины». Этот документ видимо утерян, он был написан в ответ на письмо Ибн Са‘ӯда, пришедшее в регенство и призывавшего либо присоединиться к движению, либо готовиться к сражению;

7. Многочисленные проповеди (х̮ут̣б), правовые позиции (фатава) и ответы на правовые проблемы;

8. Он также возродил празднование Дня рождения Пророка (Мавлид ан-Набӣ) в Тунисе и написал короткий текст по этому случаю.

Шейх Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ умер вскоре после своего сына, от той же эпидемии холеры. Последней из многих милостей, которые он получил от Бога, была та, что ему суждено было оставить мир в ночь на 27-й день рамадана 1266 / 6 августа 1850 [17].

Молитвенное обращение к Богу (тавассул) через Cӣдӣ Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ ат-Тӯнисӣ:

Ароматное масло древнего дерева, накормленного водой из маликитского источника,

 

Этим и ещё большим я клянусь, Cӣдӣ Бра̄хӣм, Вами и ещё большим, что мне едва видно!

Наглядное доказательство святой Печати, Восторг в Истине, простота в Законе,

 

Дайте мне слова, чтобы утешить Того, Кто всё знает

И в миг скрывает все мои недостатки.

Пусть на Пророка милосердия бесконечно нисходят

Обильные благословения и милости от Него,

 

Присутствия, которого я след, Cӣдӣ Бра̄хӣм,

О Ком я потом забываю, затем жажду, а после к Нему взываю.

Мух̣аммад Нас̣р ад-Дӣн Андреа

(перевод с английского И.Таировой)

 

[1] О шейхе Ибра̄хӣме Нӣа̄ссе см. соответствующую статью на сайте: http://www.tijani.org/

[2] Шейх̮ ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс. Ал-байāн ва ат-тaбийӣн ‘ан ат-Тид͜жа̄ния ва ат-тид͜жа̄нийӣн [Б.м., б.д.]. Французский перевод данного сочинения (Lumieres sur la Tariqa Tidjaniyya) доступен по адресу: www.faydhatijaniya.org.

[3] Tahar Djaziri. La Régence de Tunis d’après l’action et les oeuvres de Sidi Ibrahim Al-Riahi (1750-1850), Thèse de doctorat d’État, 1995 (Paris IV – Sorbonne), V. II: 443-44.

В дополнение к этому тезису, другими источниками, которые использованы, являются: Samia Chemli. Vida y obras de Ibrahim al-Riyahi (Túnez, 1766-1850); Trabajo de Investigación de Doctorado, 2006 (Universidad Complutense – Madrid). Также см. Умар aр-Рийа̄х̣ӣ. Ta‘т̣ӣр ан-нава̄х̣ӣ / ал-‘aла̄ма Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ (ал-мутаваффа 1266 х.). Тунис: ал-Мактаба ал-‘Aтик̣а, 1993.

Другие источники на арабском языке, в которых имеется информация об Ибра̄хӣме aр-Рийа̄х̣ӣ, следующие: Ahmad Sukayrij. Kashf al-hijab; Ahmad Ibn Abi Diyaf. Ithaf ahl al-zaman bi-akhbar muluk Tunis wa-‘ahd al-zaman; Muhammad al-Sanusi. Musamarat al-zarif bi-husn al-ta‘rif.

Особо я благодарю нынешнего главу суфийской обители (за̄вия), Cӣдӣ ‘Абд ар-Рa‘уфа aр-Рийа̄х̣ӣ, за облегчение доступа к письменным источникам и предоставление мне дополнительной устной информации.

[4] Краткие биографии всех шейхов Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ см. Djaziri. La Regénce… : V. 1. Р.134-143; v. 2. Р. 447-457.

[5] См. в рус. пер. Имам ал-Бухари. Жемчужины Ал-Бухари. Хадисы Пророка с комментариями ал-Касталани. М.: Диля, 2009. — Примеч. пер.

[6] ‘Умар aр-Рийа̄х̣ӣ в своём сочинении Ta‘т̣ӣр ан-нава̄х̣ӣ указывает дату этого события — 1211 / 1796 г.

[7] Все источники сообщают, что эти мольбы основаны на информации от Мух̣аммада ас-Санӯсӣ, который опирается на рукописи Ибра̄хӣма aр-Рийа̄х̣ӣ.

[8] ‘Умар aр-Рийа̄х̣ӣ в Ta‘т̣ӣр ан-нава̄х̣ӣ упоминает документ, показывающий, что его предок Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ взял тарикат от Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим а в 1216 (1801-1802) г. Пока не ясно, как долго они были знакомы раньше. Согласно Ta‘т̣ӣр ан-нава̄х̣ӣ, они встретились в медресе «аз-Зайтӯна»а в 1211 / 1796 г. Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим  мог жить в Тунисе в течение последующих пяти лет. Однако, как утверждает шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж в своём сочинении Кашф ал-Х̣ид͜жа̄б (Раскрытие Завесы), ‘Алӣ Х̣арāзим как раз оставил Фес в 1801 году. Если вторая дата является правильной в отношении путешествия ‘Алӣ Х̣арāзима, то можно утверждать, что его отъезд был организован Ибра̄хӣмом aр-Рийа̄х̣ӣ в течение нескольких месяцев, а не через пять лет.

[9] Касыда Сӣния представляет собой послание, искусно составленное из слов, каждое из которых включает харф (букву) сӣн. — Примеч. пер.

[10] Касыда Мӣмия представляет собой послание, искусно составленное из слов, каждое из которых включает харф (букву) мӣм. — Примеч. пер.

[11] Дворец Бардо — загородная резиденция султанов и беев Туниса на протяжении нескольких веков. — Примеч. пер.

[12] Djaziri. La Regénce… Р. 514.

[13] По Библии известный как Давид. — Примеч. пер.

[14] Коран, 38: 26.

[15] О некоторых интересных фактах см. Djaziri. La Regénce… Р. 518 (и далее).

[16] См. Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ. Дӣва̄н... / Под ред. Мух̣аммада ал-Йa‘лавӣ и Х̣аммадӣ ас-Сахилӣ. Тунис: Да̄р ал-Гарб ал-’Исла̄мӣ, 1990.

[17] То есть в одну из самых благословенных ночей месяца поста — Лайлат ал-К̣адр (Ночь Могущества и Предопределения). В эту ночь пророку Мух̣аммаду были ниспосланы первые суры Корана. — Примеч. пер.

 



Другие тексты раздела


Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ
Великий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда
Ал-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣ
Ал-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣ
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ Tāл
Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ
Шейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣
Шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)
Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик Сӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)
Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави