Учёные Т̣арӣк̣ата

Контакты    В закладки

Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ

Благородный потомок внука Пророка Х̣асана, Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ — один из величайших святых (авлийā’) тид͜жа̄нийского ордена (т̣арӣк̣а Тид͜жа̄ния), безупречный халиф Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ, преемник ал-К̣ут̣ба [1] Сӣдӣ ‘Алӣ ат-Тама̄сӣнӣ и шейха Сӣдӣ Ах̣мада Сукайрид͜жа.

Он родился в Алжире за два месяца до кончины Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ, то есть таким образом был удостоен чести (подобно великому Сӣдӣ ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣у) появиться на свет в ту [благословенную] эпоху. К̣ут̣б Сӣдӣ ‘Алӣ ат-Тама̄сӣнӣ присутствовал на церемонии посвящения Сӣдӣ Ах̣мада ал-‘Абдалла̄вӣ и получения им духовного имени.

Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ, как и его отец, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Абдалла̄вӣ, вырос в доме рода Тид͜жа̄нӣ. Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Абдалла̄вӣ был близким учеником Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ. Его отец после посвящения в орден вернулся от Шейх̮а к своему племени и призвал всё своё племя принять этот благословенный путь (т̣арӣк̣а[т]). Таким образом, он снова вернулся к Шейх̮у с пятидесятью своими соплеменниками, и все они пошли по пути своего учителя. Известно, что когда Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Абдалла̄вӣ скончался, во время омовения его мёртвого тела слышно было чтение молитвы «Открывающий» (с̣алā[т] ал-фāтих̣). Под влиянием такого отца и вырос Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ. Кроме того, он был удостоен чести провести всё своё детство рядом с К̣ут̣бом Сӣдӣ Мух̣аммадом ал-Х̣абӣбом, сыном Шейх̮а, в ‘Айн Мāд̣ӣ. Особенные отношения сохранились между ними вплоть до кончины Сӣдӣ ал-Х̣абӣба. Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ был ближайшим другом и хранителем его секретов.

После смерти Сӣдӣ ал-Х̣абӣба Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ был также одним из нескольких избранных последователей, которые были благословлены увидеть Ал-куннāш ал-мактӯм (Сокровенные заметки) Шейх̮а ат-Тид͜жа̄нӣ, в которых описывались уникальные личные переживания Шейх̮а, вызванные встречей с Пророком . В дальнейшем данный труд не был свободно доступным.

Когда Сӣдӣ ал-‘‘Абдалла̄вӣ собирался осуществить свою первую поездку в Фес, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣абӣб наказал ему узнать ответы на три вопроса у любого святого, избранника [Божьего] (валӣ) из «людей [мистического] откровения» (ахл ал-Кашф), кого он может встретить в Фесе, ибо в Фесе много святых, известных или скрытых. Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ по прибытии в Фес сразу начал искать такого святого. После встречи с несколькими сомнительными людьми он повернулся к священной могиле Шейх̮а и попросил Аллаха с помощью благословения (барака) Шейх̮а указать путь к такому святому.

Сразу после этого он встретил на рынке Сӣдӣ Мух̣аммада б. Абӣ ан-Нас̣ра, старшего друга и одного из четырёх великих мук̣аддамов Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ. Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ не был знаком с ним, но мук̣аддам подошёл к нему, поздоровался и начал расспрашивать о благополучии Сӣдӣ Мух̣аммада ал-Х̣абӣба и всех братьев из ордена Тид͜жа̄ния в Алжире. Пользуясь случаем, Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ поинтересовался, не знает ли он кого-либо из «людей [мистического] откровения» (ахл ал-Кашф) в Фесе. Мастер Мух̣аммад б. Абӣ ан-Нас̣р ответил, что знал одного такого человека и может организовать для Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ встречу с этим валӣ, чтобы тот ответил на его вопросы о скрытых событиях будущего. Но сначала он хотел бы попросить его оказать ему честь принять Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ в своём доме.

Всю ночь Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ наблюдал за удивительными явлениями у Сӣдӣ Аби ан-Нас̣ра. На следующее утро хозяин велел ему прийти снова, чтобы другой ночью встретиться с избранником Аллаха (валӣ). Уважая желания учителя, Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ снова пришёл, чтобы провести ещё одну ночь в его доме, но продолжал настаивать на том, чтобы Сӣдӣ Аби ан-Нас̣р помог ему встретиться со святым как можно скорее. В этой связи Сӣдӣ Аби ан-Нас̣р спросил его: «Почему бы Вам не задать мне вопросы, на которые Вы хотите получить ответ от валӣ?» Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ отказался это сделать, объяснив, что он хочет в первую очередь встретиться со святым (валӣ). Тогда Сӣдӣ Аби ан-Нас̣р ещё раз спросил его: «Что если я отвечу на Ваши вопросы?» Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ сказал: «Это было бы ещё лучше». Но едва Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ собрался задать вопросы, как Сӣдӣ Аби ан-Нас̣р тут же начал отвечать на них. Он сказал: «Вы хотите знать будет ли Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣абӣб иметь сыновей? И Вы хотите также знать, сможет ли враг (т. е. французские колонизаторы) навредить ему? Да, он будет иметь много сыновей. И нет, враг ничего не сможет сделать с ним. Он будет пребывать в почёте и уважении».

Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ был ошеломлён и вне себя от радости, услышав свои вопросы и ответы на них. Однако у него было заготовлено ещё два вопроса. Прежде чем он захотел произнести их, Сӣдӣ Аби ан-Нас̣р сказал ему: «Вы также хотите знать, выйдут ли когда-нибудь замуж дочери Сӣдӣ Мух̣аммада ал-Х̣абӣба? И Вы хотите знать об исходе Ваших отношений с Сӣдӣ Мух̣аммадом ал-Х̣абӣбом? Да, дочери Сӣдӣ Мух̣аммада ал-Х̣абӣба в ближайшее время выйдут замуж. И исход ваших отношений с Сӣдӣ Мух̣аммадом ал-Х̣абӣбом будет благоприятным». Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ поблагодарил Аллаха и шейха и отправился обратно в Алжир, чтобы передать эти ответы Сӣдӣ Мух̣аммаду ал-Х̣абӣбу.

Все эти предсказания сбылись. У Сӣдӣ Мух̣аммада ал-Х̣абӣба появилось двое сыновей, которые пережили его: Сӣдӣ Ах̣мад Аммар и Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Башир. Оба были великими святыми, и множество их потомков до сих пор оказывают честь миру. Его самые целомудренные дочери вышли замуж за благородных сыновей К̣ут̣ба Сӣдӣ ‘Алӣ ат-Тама̄сӣнӣ. Что касается неизбежности французского вторжения в ‘Айн Мāд̣ӣ, то Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣абӣб достойно покинул этот мир ещё до того, как это могло произойти. Он не увидел ни одного француза. Также Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ остался в хороших отношениях с Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣абӣбом до последних дней жизни Сӣдӣ Мух̣аммада ал-Х̣абӣба. Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ имел честь омыть тело Мух̣аммада ал-Х̣абӣба перед его погребением.

Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ также получил полное разрешение (ид͜жа̄за) на распространение знаний ордена Тид͜жа̄ния от К̣ут̣ба ‘Алӣ Сӣдӣ ат-Тама̄сӣнӣ, любившего его и давшего ему духовное наставничество (тарбия). Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж повествует от имени Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ, что тот как-то раз сидел позади своего шейха К̣ут̣ба Сӣдӣ ‘Алӣ ат-Тама̄сӣнӣ и мысленно желал, чтобы Сӣдӣ ат-Тама̄сӣнӣ дал ему разрешение (ид͜жа̄за) быть мук̣аддамом, чтобы таким образом он мог служить т̣арӣк̣ату. Пока он думал об этом, Сӣдӣ ат-Тама̄сӣнӣ повернулся к нему и сказал: «Я даровал Вам разрешение (ид͜жа̄за)!» Так и Сӣдӣ Сукайрид͜ж, услышав эту историю от Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ, утверждает, что он тоже размышлял на эту тему, но затем убедил себя не думать об этом. Тем не менее Сӣдӣ ‘Абдалла̄вӣ повернулся к нему и сказал те же слова: «Я даровал Вам разрешение (ид͜жа̄за)!»

Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ также встречался и получал помощь от К̣ут̣ба Сӣдӣ Акансӯса и К̣ут̣ба Сӣдӣ ал-‘Араби б. ас-Сā’их̣а и сам оказывал им помощь. Он произвёл на них обоих сильное впечатление. Действительно, как было сказано, он был беспрецедентным шейхом в данном т̣арӣк̣ате после кончины Сӣдӣ ал-‘Араби б. ас-Сā’их̣а.

В конце своей жизни Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ переехал из ‘Айн Мāд̣ӣ в Фес (из Алжира в Марокко), чтобы вырваться из жизни под французской оккупацией и провести остаток жизни в блаженной обители (за̄вия) Шейх̮а ат-Тид͜жа̄нӣ.

При прохождении через Тунис во время одного из своих путешествий он встретил шейха шазилийского ордена (т̣арӣк̣а Шāз̱илия). После духовной беседы почтенный шейх признался ему, что «хотя я [приверженец братства] Шāз̱илия, могу чувствовать, что моя поддержка (мадад) исходит от Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ!» Жители Феса очень радовались, что этот великий мудрец (āриф би-л-лāх) теперь обитал рядом с ними, и бесчисленное количество людей испытали на себе его помощь и извлекли пользу от его присутствия. Немало новых людей вступили в орден и многие обновили своё посвящение в братство.

Самым преданным учеником Сӣдӣ Ах̣мада ал-‘Абдалла̄вӣ был Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж, который также стал халифом и практически ничего не делал без его разрешения. Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж упомянул о многочисленных великих чудесах и открытиях учителя из Алжира в своей великой книге Кашф ал-Х̣ид͜жа̄б (Раскрытие Завесы). В ней, в частности, говорится, что Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ ежедневно читал не менее 10 000 раз молитву «Открывающий» (с̣ала̄[т] ал-фа̄тих̣), и что он видел благословенного Пророка и Шейх̮а ат-Тид͜жа̄нӣ во время радения. Автор отметил, что Д͜жавхара[т] аз̱-з̱икр настолько овладел его наставником, что сердце ал-‘Абдалла̄вӣ отныне постоянно повторяло с̣ала̄[т] ал-фа̄тих̣, как во сне, так и в состоянии бодрствования. Сӣдӣ Сукайрид͜ж также упомянул, что он сам однажды видел Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ в облике Сӣдӣ Ах̣мада ал-‘Абдалла̄вӣ.

Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ был также известен тем, что знал наизусть всю книгу шейха Ибн ‘Арабӣ ал-Футӯх̣а̄т ал-Маккия (Мекканские откровения) в 8 томах. Действительно, ему не было равных в Фесе в области Божественных знаний (ма‘рифа). Однажды, когда имам Сӣдӣ Каннӯн объяснял Д͜жавахир ал-ма‘а̄ни (Сокровища смыслов) в большой обители (за̄вия), Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ вошёл в состояние глубокого транса и сказал ему: «Слова Шейх̮а имеют более глубокие значения, чем Вы объясняете, и никто за исключением ‘Алӣма не может понять его слова, а Вы не ‘Алӣм!»

Целью Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ было воспитание (тарбия) низменной души (нафс) Сӣдӣ Каннӯна, который осмелился трактовать эту поистине величественную книгу в истинно возвышенном обществе. Это вызвало большой переполох в суфийском кругу [2] в Фесе, из-за чего многие стали критиковать Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ и сторониться его.

Сӣдӣ Сукайрид͜ж в своём сочинении Д͜жина̄йа[т] ал-мунтасиб (Преступления присоединившихся) повествует о том, что все те, кто дурно говорил о Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ, после этого испытали большие страдания, так что большинство из них вернулись к нему и попросили прощения. В самом деле, один из них, ал-Фак̣ӣх Шак̣рӯн, вскоре увидел Пророка во сне, который сказал ему: «Обижая Абдалавӣ, Вы обижаете меня».

Позднее даже Сӣдӣ Ганнун попросил прощения у Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ. Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ умер в Фесе в 1328 г.х. / 1910 г. н.э., где и был погребён. Он оставил после себя сына Сӣдӣ Мух̣аммада ал-‘Абдалла̄вӣ, который также был благородным учителем (мук̣аддам) из братства Тид͜жа̄ния. Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ состоял в ранге «одинокий / отдельный» (фард), находящимся вне стоянки «полюс» (к̣ут̣б).

Сӣдӣ ’Идрӣс Ал-‘Ирāкӣ в своей книге Ал-ад͜жвиба ал-гāлиййа (Дорогие ответы) упоминает, что за Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ молились три великих К̣ут̣ба, а именно: сайӣдинā [3] Мух̣аммад ал-Х̣абӣб ат-Тид͜жа̄нӣ, ал-Х̣ад͜ж ‘Алӣ ат-Тама̄сӣнӣ и Сӣдӣ ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣.

Несмотря на то, что Мавла̄на̄ С̣āх̣иб ал-Файд̣а Шейх̮ ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс располагал возможностью принять т̣арӣк̣ат Тид͜жа̄ния через множество цепей преемственности (силсила), он всё же предпочёл линию Сӣдӣ ал-‘Абдалла̄вӣ.

Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ также считал, что ученик, будучи посвящённым в орден одним признанным представителем, не нуждается в обновлении посвящения у другого наставника при условии, что не нарушил правила ордена Тид͜жа̄ния. Однако при желании извлечь пользу он может получить благословление от любого мук̣аддама.

Фахр ад-Дин Увайси

(Перевод с английского И.Таировой)

 

[1] К̣ут̣б – наивысший святой в суфийской традиции. – Примеч. пер.

[2] Досл. «нуждающихся в Боге» (фукара’) – Примеч. пер.

[3] Досл. «наш господин» (араб.) – Примеч. пер.



Другие тексты раздела


Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ
Великий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда
Ал-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣ
Ал-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣ
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ Tāл
Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ
Шейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣
Шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)
Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик Сӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)
Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави