Шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж
Шейх Ах̣мад ал-‘Aйа̄шӣ Сукайрид͜ж (1878—1944) родился в городе Фесе (Марокко) и получил образование по Исламским наукам в престижном университете Аль-Карауин. Он являлся автором книг и учёным Северной Африки с мировым именем.
За достижения в области Исламского права (фик̣х) Сукайрид͜ж был назначен марокканским правительством распорядителем не облагаемого налогом имущества (вак̣ф) города Феса (1914—1919), затем судьёй (к̣а̄д̣ӣ) Уджды (1919—1924), Эль-Джадиды (1924—1929) и Сеттата (1929—1944). Отмечая его широкую научную деятельность, египетский хадисовед и наставник ордена Тид͜жа̄ния Мух̣аммад ал-Х̣āфӣз̣ ал-Мис̣рӣ во введении к своей работе о шейхе ал-Ха̄д͜же ‘Умаре ал-Фӯтӣ назвал Сукайрид͜жа «самым знающим человеком своего времени».
Кроме того, Шейх Ах̣мад ал-‘Aйа̄шӣ Сукайрид͜ж являлся видным суфием, учившимся у прославленных учёных т̣арӣк̣ата Тид͜жа̄ния в девятнадцатом веке, таких как Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалавӣ и Cӣдӣ ‘Абд ал-Карӣм Баннӣс, написавший основополагающую работу по тиджанийской практике Дуррат ат-Та̄д͜ж (Жемчужина Короны). Сукайрид͜ж был известен как сторонник трезвости (с̣ах̣в) в суфийской практике. Он не одобрял чрезмерных эмоциональных проявлений во время духовного радения (з̱икр). В своей защите т̣арӣк̣ата Тид͜жа̄ния от недоброжелателей он подчёркивал смирение и ортодоксальность её ведущих учёных. В книге Ас̣-С̣ира̄т ал-мустак̣ӣм (Прямой Путь) он отмечал, что духовные ступени или стоянки на пути к Богу, на которых находился Шейх Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ и его последователи, являлись отличительным знаком от Бога, а не обязательно знаком превосходства.
Собственная святость шейха Сукайрид͜жа достигла широкой известности. Шейх Х̣асан Сиссе, который встречался с его потомками в Марракеше, где ему передали трость, фески и кольцо Сукайрид͜жа, рассказал историю о том, как шейха Сукайрид͜жа допрашивали о его деятельности на посту судьи (к̣а̄д̣ӣ). Его обвиняли в том, что он принял пост судьи для того, чтобы получать зарплату от правительства. В ответ на это Сукайрид͜ж поднял подушку, на которую облокачивался, и потряс ею. Из неё посыпались деньги. Шейх объяснил, что это Бог даёт ему на пропитание, сам же он работает только ради Ислама.
Среди тех, кто получил от него посвящение в т̣арӣк̣ат Тид͜жāния, был султан из Марокко Мулай ‘Абд ал-Х̣афӣз̣, который был выслан во Францию во время французской оккупации Марокко. Султан ранее был врагом ордена Тид͜жāния, сотрудничал с движением марокканских салафитов в полемике против суфийских орденов. После своего изгнания султан ‘Абд ал-Х̣афӣз̣ решил лучше ознакомиться с т̣арӣк̣атом, и после того, как взял на себя обязательство систематического поминания Аллаха (вирд), принятого в т̣арӣк̣ате Тид͜жа̄ния, стал одним из главных адептов ордена. Спустя некоторое время он написал книгу Ад-д͜жами‘ ал-‘ирфа̄нӣйа ал-вафӣйа би шурӯт̣ фад̣а̄’ил ахл ат-т̣арӣк̣а ат-Тид͜жāния (Полный свод духовно-мистических положений и великой добродетели последователей ордена Тиджания), которая вышла в Тунисе в 1930 году. В ней он описал историю ордена Тид͜жāния, объяснил его практику и восхвалил выдающихся учёных т̣арӣк̣ата, особенно своего наставника Сӣдӣ Ах̣мада Сукайрид͜жа.
Шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж написал более 160 работ по всем аспектам Исламского знания, среди которых:
1. Стихотворная версия (наз̣м) сочинения Ас-Суйӯт̣ӣ Х̮ас̣а̄’ис̣ ал-кубра̄
(Отличительные качества пророка Мухаммада ﷺ), состоящая из 20000 строф;
2. 500 стихов (наз̣м) на тему К̣а̄д̣ӣ Йада Аш-Шифа̄ (Исцеление);
3. Комментарий к касыде Бурда (Плащ [пророка Мухаммада]);
4. Огромная энциклопедия последователей Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жāнӣ, опубликованная в Фесе в 1907 под названием Кашф ал-Х̣ид͜жа̄б ‘амман Тала̄к̣ā ма‘а аш-Шейх̮ ат-Тид͜жāнӣ мин ал-ас̣х̣а̄б (Раскрытие Завесы: Библиографический словарь последователей духовного мастера ат-Тиджани);
5. Собрание сочинений по тиджанийской доктрине (Тунис, 1910), представляющее собой комментарий к энциклопедии Дуррат ат-Та̄д͜ж (Жемчужина короны).
Шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж получил более 600 дипломов (ид͜жа̄за) по различным Исламским наукам, которые он перечисляет в своей работе К̣адам ар-Русӯх̮ фӣма̄ ли-Му’аллифихи мин аш-Шуйӯх̮. В той же книге сиди Сукайридж пишет: «Первый, кому я передал разрешение по всем этим цепочкам передач, был Х̮алӣфа ал-Х̣ад͜ж Ибра̄гӣм Нӣйа̄сс...» Он также сказал ему: «Ты ‘Алим (Учитель) Чёрной Африки (Судана)». Со своей стороны, шейх Ибра̄гӣм Нӣа̄сс обратился к шейху Сукайрид͜жу в письме от 1352 / 1932 г., которое перепечатано в книге Д͜жава̄хир ар-Раса̄’ил (Сокровища посланий), следующим образом: «Наша самая большая любовь, уважаемый шейх, самый известный учёный, полная луна в цветущем сиянии, доказательство этого Пути (ат-т̣арӣк̣а ат-Тид͜жāния), а также помощь этой компании; он тот, кто распространил знания о нём (ат-т̣арӣк̣а ат-Тид͜жāния) путём его выполнения: символ Божественного знания, обладатель духовного врачевания, находящийся на высоком уровне и вечная тайна; адепт среди адептов... Сӣдӣ Ах̣мад б. ал-Х̣ад͜ж ал-‘Aйа̄шӣ Сукайрид͜ж».
Хотя шейх Ибра̄гӣм Нӣа̄сс обладал многочисленными дозволениями на наставничество в т̣арӣк̣ате Тид͜жāния, тем не менее он всегда использовал лишь то разрешение (ид͜жа̄за), что было дано ему шейхом Сукайрид͜жем во время их встречи в Марокко в 1937 году при инициации (посвящении) в т̣арӣк̣ат. Действительно, cилсила, или «золотая цепь духовной преемственности», проходящая через Сукайрид͜жа, была самой короткой цепью посвящения, ведущей к шейху Ах̣маду ат-Тид͜жāнӣ, в отличие от духовной цепи любого другого учителя ХХ века.
Незадолго до своей кончины шейху Сукайрид͜жу приснился сон, в котором он увидел себя рядом с К̣а̄д̣ӣ ‘Ийāд̣ом ибн Мӯсой. Случилось так, что он умер в Марракеше в 1944 году и в самом деле был похоронен в Мавзолее К̣а̄д̣ӣ ‘Ийāд̣а. [1]
Шейх Фахр ад-Дин Овайси и Закария Райт
(Перевод с английского И.Таировой)
[1] Настоящая статья основана на интервью с шейхом Х̣асаном Сӣссе и кратких биографических сведениях, содержащихся в работе ’Абӯ ан-Нас̣ра под названием Тид͜жāния. Многие из работ шейха, написанные на арабском языке, а также более подробная биография доступны на сайте www.cheik-skiredj.com
Другие тексты раздела
Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣВеликий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим БаррāдаАл-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣАл-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣАл-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ TāлСӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣШейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣Шейх Ах̣мад Сукайрид͜жАл-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик СӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣСӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави