Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай (1845-1922) — один из величайших учителей Сенегамбии в начале ХХ века. Одно время, проявляя усердие на пути Аллаха и будучи фермером, он первым получил безграничное разрешение (ид͜жа̄за мут̣лак̣а) на распространение знаний о Тиджании в Сенегамбии. Он известен тем, что обучал обширному спектру Исламских наук. Французский комендант города Ниоро (Nioro Du Rip, Сенегал) в 1898 году отметил: «‘Абдулай является лидером всех марабутов (марбӯт̣) [1] из Рипа (Rip) и Салума (Saloum), и превосходит всех из них. Следовательно, он пользуется большим авторитетом среди масс».
Ма̄мадӯ Нӣа̄сс, отец ал-Х̣а̄д͜жа ‘Абдулая, также был марабутом (или Исламским учёным), который в 1865 году иммигрировал из Джолоф (Djolof) в область Салум (Saloum) и основал там собственную деревню Ниассен (Niassene). Это произошло во время религиозных войн ал-Х̣а̄д͜жа ‘Умара ал-Фӯтӣ, проводимых в регионе Салум (Saloum) другим тиджанийцем — Mа̄ Ба̄ Дӣа̄кӯ. ‘Абдулай позже участвовал в войне как советник Са̄эра Ма̄тӣ (Saer Mati), сына Mа̄ Ба̄, который принял на себя руководство движением после того, как его отец был убит в результате французской интриги. Однако вскоре он перестал участвовать в военных действиях и посвятил себя исключительно преподаванию и ведению сельского хозяйства. Как и отец, он основал собственную деревню — Tайбa Ниассен (Taiba Niassene).
Но памяти об участии шейха в войне и растущего влияния на местном уровне было слишком много для нового французского правительства в регионе. В 1900 году из-за назначенных губернатором французов ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай вместе с двумястами учениками вынужден бежать в Гамбию. Три деревни, принадлежащие его последователям, в том числе Тайба Ниассен с центральной мечетью и обширными библиотеками, сожжены дотла. Обосновавшись в Каолаке, в 1910 году ‘Абдулай вернулся в Салум (Saloum), что удалось, вероятно, благодаря вмешательству друга, ал-Х̣а̄д͜жа Ма̄лика Сӣ, договорившегося с французскими властями.
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай совершил несколько выездов за границу, включая паломничество в Мекку в начале 1890-х годов. Другие путешествия привели его в Фес, Каир и, по словам Пола Марти, даже в Марсель (Франция). Он рассказывал, что разрешение (ид͜жа̄за) получил в университете ал-Азхар во время пребывания в Египте. В Фесе ему дали оригинальную рукопись трактата Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни (Сокровища смыслов), переписанного рукой Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзима. Эта копия более десяти лет хранилась во владении Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ.
В состоянии бодрствования он встретился с Шейх̮ом Ах̣мадом ат-Тид͜жа̄нӣ и получил несколько чёток шейха из рук главы (мук̣аддам) суфийской обители (за̄вия) в Фесе, Cӣдӣ ал-‘Арабӣ б. Мух̣ибба. Помимо получения полного разрешения (ид͜жа̄за мут̣лак̣а), он приезжал в Фес помолиться Аллаху о том, чтобы кто-кто из его детей стал «преобразователем эпохи». Перед тем как покинуть обитель в Фесе, ему было видение маленького сына, Ибра̄хӣма, сидевшего во дворе. Так ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай узнал, что молитвы услышаны.
Первую инициацию в орден Тид͜жа̄ния посредством цепи передачи благодати (силсила) через ал-Х̣а̄д͜жа ‘Умара ал-Фӯтӣ от рук шейха Ма̄мадӯ Диалло (Mamadou Diallo) он получил в 1875 году. Таким образом, ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай стал связан с некоторыми из самых великих тиджанийских учителей своего времени. В Марокко это шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж, давший ал-Х̣а̄д͜жу ‘Абдулаю полное разрешение (ид͜жа̄за мут̣лак̣а). Позже ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай упомянет о нём в стихотворении. Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай также остался в прекрасных отношениях с Шарӣфом Ах̣мадом б. Са̄’их̣ из ‘Айн Мāд̣ӣ (Алжир), посетившем его в Гамбии и Сенегале в 1909 и 1913 годах, и Мух̣аммадом Ӯлдом, шейхом влиятельного мавританского племени Ида̄в ‘Алӣ.
‘Абдулай оставался в близких отношениях с ал-Х̣а̄д͜жем Ма̄ликом Сӣ. Когда ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай впервые встретил шейха Сукайрид͜жа, чтобы испросить у него полное разрешение (ид͜жа̄за мут̣лак̣а), марокканский судья (к̣а̄д̣ӣ) сообщил ему о письме ал-Х̣а̄д͜жа Ма̄лика с подобной просьбой. Шейх Сукайрид͜ж сказал ал-Х̣а̄д͜жу ‘Абдулаю передать другу и земляку, чтобы тот лично приехал в Фес, так же, как это сделал он. Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай ответил, что всё, чего он сам заслуживает, того же удостоен и его сверстник ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик. В результате этого вмешательства и долговременной дружбы ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик попросил ал-Х̣а̄д͜жа ‘Абдулая по возвращении из Феса остаться с ним в Тивауане. Как сообщает Марти (Marti), тот задержался в Тивауане (фр. Tivaouane) на некоторое количество лет. Согласно шейху Х̣ассану Сӣссе, на протяжении того времени, в которое ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай жил в Тивауане, запросы на посвящение в орден Тид͜жа̄ния ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик перенаправлял ему.
У ал-Х̣а̄д͜жа ‘Абдулая было много детей, которые продолжили научную миссию отца. Помимо одного из младших сыновей, Шейх̮а ал-’Исла̄ма Ибра̄хӣма Нӣа̄сса — величайшего свидетельства научного наследия ал-Х̣а̄д͜жа ‘Абдулая, первый сын шейха, Мух̣аммад Х̮алӣф Нӣа̄сс, тоже стал видным автором и учёным, который много путешествовал. Кроме того, Мух̣аммад написал знаменательную книгу об ордене Тид͜жа̄ния, которая переведена на французский язык ‘Ус̱мāном Кейном (Париж, 2000) [2].
Закария Райт
(Перевод с английского И.Таировой)
[1] Марабутами (араб. мура̄бит̣ или марбӯт̣) называли представителей одной из мавританских каст, занимавшихся духовными делами. Это были самые грамотные люди в Мавритании. — Примеч. пер.
[2] La Tijâniyya : une confrérie musulmane à la conquête de l'Afrique / Jean-Louis Triaud et David Robinson, éds. Paris : Karthala, 2000.
Другие тексты раздела
Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣВеликий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим БаррāдаАл-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣАл-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣАл-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ TāлСӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣШейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣Шейх Ах̣мад Сукайрид͜жАл-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик СӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣСӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави