Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)
Шейх Ибра̄хӣм Нӣа̄сс [Ниассе] (1900-1975) самый известный Исламский учёный Западной Африки в ХХ веке. Его миллионные последователи составляют самое крупное единое мусульманское движение в Западной Африке [1].
Он также хорошо известен среди улемов (улама̄’) [2] и лидеров мусульманского мира и членом таких организаций, как Мировая лига мусульман (Ра̄бит̣а ал-‘алам ал-’исла̄мия), базирующаяся в Саудовской Аравии, в которой он был вице-президентом, Всемирный мусульманский конгресс (Му’тамар ал-‘алам ал-’исла̄мия) в городе Карачи (Пакистан), Исламская научно-исследовательская ассамблея (Мад͜жма‘ ал-бух̣ӯс̱ ал-’исла̄мия) и Высший совет по делам Ислама (Мад͜жлис ал-А‘ла̄ ли-л-Шу’ӯн ал-’исла̄мия) в Египте. После поездки в Каир (Египет) в 1961 году, в особенности после того, как провёл пятничную молитву в престижной мечети ал-Азхар, он стал широко известен как Шейх̮ ал-’Исла̄м [3] .
Шейх Ибра̄хӣм поддерживал тесные отношения с видными лидерами движений за независимость в 1960-х гг., такими как Кваме Нкрума (Ква̄ма̄ Нкрӯма), Ахмад Секу Туре (Ах̣мад Сикӯтӯрӣ) и Гамаль Абдель Насер (Д͜жамал ‘Абд ан-На̄с̣р Х̣усайн) [4]. Он неустанно призывал правительства уважать права мусульман и угнетённых во всём мире, говорил о разных проблемах международного характера, например, таких как израильская агрессия по отношению к палестинцам. Также он был заинтересован в решении межконфессиональных проблем и в этой связи поддерживал хорошие отношения с представителями Ватикана. Шейх Ибра̄хӣм также принимал участие в решении социальных проблем, выступал за расовое равенство и права женщин (которых призвал «конкурировать с мужчинами в знаниях»).
Шейх Ибра̄хӣм ‘Абдалла̄х Нӣа̄сс родился в сельской местности Сенегала. Сын Ал-Х̣а̄д͜жа ‘Абдалла̄ха Мух̣аммада Нӣа̄сса, Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдалла̄х (ум. 1922) стал наивысшей точкой в длинной линии Исламских учёных в регионе Сенегамбия. Он много путешествовал и был непревзойдённым шейхом, привлекшим адептов со всего региона, даже такого далёкого, как Мавритания. Начальное образование шейх Ибра̄хӣм получил от своего отца, будучи допущенным к его обширной библиотеке. Благодаря своему отцу он освоил полный спектр Исламских наук: Коран и его интерпретацию, хадисы и их толкование, юриспруденцию и суфизм.
Относительно своего образования и достижений шейх Ибра̄хӣм сказал: «Я выучил Коран и хадисы сначала с помощью шейха, моего отца, а он получил знания от своего отца. Я получил разрешение на передачу знаний (ид͜жа̄за) [5] по Корану и хадисам сначала от отца, затем от ‘Абд ар-Рах̣ма̄на б. Ал-Х̣а̄д͜жа ал-‘Алави (Мавритания), а другое разрешение (ид͜жа̄за) — от шейха Ах̣мада Сукайрид͜жа (Марокко), который сам получил шестьсот разрешений (ид͜жа̄за̄т) от шестиста различных шейхов, чьи имена упоминаются в книге, в которой он пишет, “первый, кому я дал разрешение (ид͜жа̄за) во всех этих цепочках передач был Х̮алӣфа Ал-Х̣а̄д͜ж Ибра̄хӣм Нӣа̄сс”». Относительно своих научных полномочий однажды шейх Ибра̄хӣм сказал: «То, что я приобрёл на Пути получения разрешения на передачу знания (ид͜жа̄за) и статуса наставника (мук̣аддам) [6], может составить целую книгу».
Что касается содержания учения Ибра̄хӣма Нӣа̄сса, это было ни больше ни меньше как Коран и Сунна Пророка Мух̣аммада ﷺ и деятельность самого шейха. На протяжении всей жизни шейха пример Пророка ﷺ был его методом обучения и концом. Шейх Ибра̄хӣм обычно говорил:
«Если лучший из людей, Пророк ﷺ, движется, то и я буду следовать ему шаг за шагом; и в день, когда он остановится, [с того момента] и я никуда не двинусь». В другом месте (в стихотворении) шейх Ибра̄хӣм написал: «Если меня спросят, какой Ваш маз̱хаб (школа юриспруденции) и кто Ваш возлюбленный, я могу ответить, что это Пророк ﷺ и никто другой»
Шейх Ибра̄хӣм был лучшим примером суфия, соответствующим максиме: «Суфий — сын своего мгновения (ас̣-с̣ӯфӣ ибн вак̣тих)», он будет отвечать потребностям времени, и в каждое мгновение он имеет дело с требованиями этого мгновения. Тот мусульманин является наибольшим в понимании этого, кто подчиняется правилу своего часа, то есть тот, кто в каждый момент отдаёт всего себя, и он таков в действии и в речи. Это человек, который двигается по кругу вместе со временем. Он не пытается остановить время, чтобы не привести его к стагнации или к регрессу в нём. Его усилия направлены на постоянное движение вперёд. Во время рамад̣а̄на (месяца поста) он читает Коран и хадисы и разъясняет их толкования. В сезон х̣ад͜жа (месяц паломничества) он излагает достоинства мусульманского паломничества. Во время Мавлида [7] он читает жизнеописание Пророка ﷺ или его биографию.
Все эти особенности поведения характеризовали суфизм Шейха Ибра̄хӣма, который был основан на его действии и практике, путешествии по всему мусульманскому миру, выступлениях с речами, написании брошюр. В каждом усилии его целью было направить мусульман на верный путь (ас̣-с̣ира̄т ал-мустак̣ӣм). Он настолько был увлечён своей деятельностью по распространению религии, что никакая болезнь не брала его. Действительно, его суфизм (тас̣аввӯф) не характеризовался беспечностью и пренебрежением (гафла). Он был основан на реальном Исламе, познании своей души (нафс) и управлении ею при помощи Корана и Сунны. Его суфизм практичен, применим в любых сферах жизни.
В своей речи в 1960-е годы Шейх Ибра̄хӣм обратился к группе мусульманской молодёжи и сказал: «Молодёжь, я благодарю всех вас за ваши выступления. Я здесь, чтобы сказать вам, чтобы вы шли вперёд и были в авангарде вещей. Конечно, будущее каждой нации основано на её молодёжи. Но это не значит, что оно основано на всех её представителях, нет, не на каждом человеке, а только на интеллектуальных, образованных людях, обладающих добрым нравом, хорошими манерами и усердием. Что касается молодежи, ей не хватает образования и хорошего характера, она как неоплодотворённое семя. Так что все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы сделать всё возможное, чтобы обрести знания, и не только по Исламу, математике и другим дисциплинам, а чтобы стать частью тех и быть вместе с теми, кто проявляет усердие в открытии неизвестных и невидимых вещей этого мира».
Характер Шейха Ибра̄хӣма на протяжении всей его жизни был основан на Коране и Сунне Пророка ﷺ, и этот факт подтверждается видными мусульманскими лидерами, которые хорошо его знали. В качестве примера можно привести слова из письма Шейха Мух̣аммада ал-Х̣āфиз̣а ат-Тид͜жа̄нӣ — египетского шейха, который известен как передовой знаток хадисов в своём времени: «Хвала Аллаху! Затем: Аллах благословил нас, связывая нас в любви! Этот покорный слуга и х̮ӯд͜жа Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ ат-Тид͜жа̄нӣ — краеугольный камень религии, море доверия, верующий в Аллаха, мой брат и брат моего духа, мой мастер ’Абӯ Исх̣āк̣ шейх Ибра̄хӣм...»
Важно отметить, что в своём приветствии шейх ал-Х̣āфиз̣ использует слово х̮ӯд͜жа, или «Доказательство Божественного присутствия» как формы обращения к адресату. Дело в том, что учёные-хадисоведы разделили всех учёных в зависимости от их области знания и рода деятельности на соответствующие ранги. Каждый ранг имеет своё название. Например, хадисоведом (мух̣аддис̱) считается тот, кто собирает хадисы, читает предания, основанные на пересказе и сообщении. Х̣āфиз̣ом считается тот, кто запомнил сто тысяч хадисов вместе с их объяснением. А х̮ӯд͜жа — это тот, кто знает наизусть триста тысяч хадисов вместе с их объяснениями и цепями передач от Пророка ﷺ.
Кроме того, письмо 1961 года от Генерального секретаря Всемирной мусульманской лиги в Мекке, покойного шейха Мух̣аммада Сурӯра ас̣-С̣аббāна, адресованное шейху Ибра̄хӣму, было следующим: «Владелец добродетели, участник Исламской конференции, уважаемый брат шейх Ибра̄хӣм Нӣа̄сс, мир Вам! Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение! Первооткрыватели оставили Хид͜жа̄з, наряду с распространителями религии. Они также оставили Исламское правоведение (фикх) Хид͜жа̄за, и теперь оно остаётся с Вами, шейх Ибра̄хӣм. Старый стиль чтения Корана (к̣ираа̄’т) также покинул Хид͜жа̄з, но вы остались чтецом слова Аллаха в этом стиле, стиле На̄фи‘ Maвла̄ Абӣ Ну‘айма. В самом деле, Вы настоящий житель Медины, владеющий знаниями Исламского права (фикх) и Корана. Таковы доказательства вашей стойкости, и это не гордость, исходящая изнутри меня, но Его гордость за Вас. Вы уверовали и стойко защищали и распространяли религию и стали победителем». [8]
Х̣асан Сӣсс (Сиссе)
(Перевод с английского И.Таировой)
[1] Об этом подробно рассказывается в работе британского востоковеда Мервина Хискетта. См. Mervyn Hiskett. Development of Islam in West Africa. London and NewYork: Longman, 1984.
[2] То есть как видный богослов в Исламе, духовный наставник. — Примеч. пер.
[3] То есть Исламских учёных. — Примеч. пер.
[4] Кваме Нкрума — философ, социолог и политолог; первый премьер-министр (с 1957 по 1960 гг.) и первый президент (с 1960 по 1966 гг.) независимой Ганы. Ахмад Секу Туре — политический, государственный и общественный деятель, писатель, борец с колониализмом, первый президент Гвинеи (с 1958 по 1984 гг.). Гамаль Абдель Насер — второй президент Египта (с 1956 по 1970 гг.). — Примеч. пер.
[5] В данном случае диплом от Мад͜жа̄лис ал-‘илм. — Примеч. пер.
[6] Мукаддам — глава одной из ветвей суфийского ордена. — Примеч. пер.
[7] Мавлид [ан-Набӣ] (араб. рождение [Пророка]) — празднование дня рождения пророка Мух̣аммада ﷺ. — Примеч. пер.
[8] Настоящая биография основана на докладе «Шейх Ибра̄хӣм Нӣа̄сс: возрождённые из Сунны», представленном шейхом Х̣асаном Сӣссом на Исламской научной конференции, прошедшей в Северо-Западном университете в Африке (1984).
Другие тексты раздела
Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣВеликий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим БаррāдаАл-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣАл-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣАл-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ TāлСӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣШейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣Шейх Ах̣мад Сукайрид͜жАл-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик СӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣСӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави