Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик Сӣ
Удивительный учёный и праведник ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик Сӣ (1855—1922) был одной из ключевых фигур в деле обновления Ислама и распространения Пути [к Богу] ордена Тид͜жа̄ния в Сенегале в конце XIX и начале XX веков. Долгое время вместе со своими современниками Ах̣мадом Ба̄мба̄ и ал-Х̣а̄д͜жем ‘Абдулаем Нӣа̄ссом он играл важную роль в сохранении и передаче традиционных Исламских наук в Сенегале в период постфранцузского завоевания. Его последователи сегодня сосредоточены в основном в северной части Сенегала, равно как значимые общины занимают территории от Гамбии (The Gambia) до области Фута (Futa) на юге Мавритании.
Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик родился в деревне Гайа (Gaya), на севере Сенегала. Его смешанная родословная состоит из выходцев из народностей Фулани (Fulani или Фульбе, Fulɓe) и Воло́ф (wolof). Его отцом был ‘Ус̱ма̄н Сӣ. Но самым влиятельным из первых учителей ал-Х̣а̄д͜жа Ма̄лика, вероятно, был его дядя по материнской линии Майоро Вале (Mayoro Wale), от которого он получил вирд ат-т̣арӣк̣а ат-Тид͜жа̄ния (то есть взял на себя обязательство систематического поминания Аллаха, как это принято в ордене Тид͜жа̄ния) в возрасте восемнадцати лет. Сам Maйоро стал тиджанийским наставником, получив посвящение из рук Шейх̮а Мавлӯда Фа̄ла, а затем от ал-Х̣а̄д͜жа ‘Умара ал-Фӯтӣ Та̄ла.
После овладения знанием Корана и получения начального образования ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик начал путешествовать по Сенегалу с целью обучения у некоторых самых известных учителей своего времени.
Недолгое время ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик обучался в мавританском городе Трарзе (фр. Trarza), где обновил инициацию в тарикат Мух̣аммада ‘Алӣ, связанного с наследием Мух̣аммада ал-Х̣афӣз̣а аш-Шӣнк̣ӣтӣ и влиятельными духовно возвышенными (шурафа̄’) людьми из мавританского племени Ида̄в ‘Алӣ.
В 1889 году ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик совершил паломничество [к Ка‘абе] (х̣ад͜ж), проходя по пути в Мекку через Марсель (Франция), Александрию (Египет) и Джидду (Jeddah, Саудовская Аравия). По возвращении открыл школы в Сен-Луи (фр. Saint-Louis, город в северной части Сенегала), Дакаре (Dakar) и Марне (Marné). Это случилось перед тем, как остановиться на постоянное место жительства в Тивауане (фр. Tivaouane, город на западе Сенегала) в 1902 году, где его обитель (за̄вия) достигла большой известности в качестве одного из ведущих центров Исламской науки в Сенегамбии.
Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик воспитал ряд интеллектуалов, владеющих знаниями Исламских наук, и затем направил их в области Сенегала, чтобы обучать других.
Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик Сӣ сохранял тесную связь с важными ветвями Тиджании своего времени, в том числе с тиджанийскими наставниками марокканского города Феса и Айн Маади (Ain Maadi) в Алжире. И с теми, и с другими поддерживал отношения с помощью писем. Он также выдал свою дочь Ха̄дӣйу замуж за Са‘ӣда Нӯра Та̄ла, внука ал-Х̣а̄д͜жа ‘Умара Та̄ла, прозванного французами «Великим Марабутом Западной Африки».
Особенно близкими были его отношения с ал-Х̣а̄д͜жем ‘Абдулаем Нӣа̄ссом. Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай посетил ал-Х̣а̄д͜жа Ма̄лика в Тивауане при возвращении из одной из своих поездок из Феса. Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик именно через него получил желанное «полное разрешение» (ид͜жа̄за мут̣лак̣а) от шейха Ах̣мада Сукайрид͜жа из Марра́кеша (Marakesh, город в Марокко).
Многие стихи ал-Х̣а̄д͜жа Ма̄лика, написанные во славу Пророка ﷺ, достигли широкой известности и до сих пор не сходят с уст его последователей, особенно во время Мавлида [2]. Двадцать из его арабских работ были опубликованы, большинство из них — в Тунисе. Помимо поэзии, у него имеются трактаты по теологии, праву, суфизму и биографии пророка Мух̣аммада ﷺ.
После смерти ал-Х̣а̄д͜жа Ма̄лика суфийскую обитель (за̄вия) в Тивауане стал возглавлять ’Абӯ Бакр Сӣ (ум. 1957), затем ‘Абд ал-‘Азиз Си (1957-1997) и после Манс̣ӯр Сӣ, который и сегодня является главой семьи Сӣ. Шейх̮ Манс̣ӯр, как правило, представлен своим официальным представителем ‘Абд ал-‘Азӣзом Сӣ.
Наиболее ярким представителем семейства Сӣ в Америке является Шейх̮ Ах̣мад Сӣ, внук ал-Х̣а̄д͜жа Ма̄лика, который в настоящее время живёт в штате Мэриленд (Maryland).
Закария Райт
(Перевод с английского И.Таировой)
[1] Данная статья основана на интервью с Шейх̮ом Ах̣мадом Сӣ (декабрь 2005) и с Шейх̮ом Х̣асаном Сӣссе. А также на сведениях, содержащихся в работе Пола Марти. См. Paul Marty. Islam en Mauritanie et au Senegal. Paris: Revue du Monde Musulman, 1915-1916.
[2] Мавлид [ан-Набӣ] (араб. рождение [Пророка]) — празднование дня рождения пророка Мух̣аммада ﷺ. — Примеч. пер.
Другие тексты раздела
Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣВеликий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим БаррāдаАл-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣАл-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣАл-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ TāлСӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣШейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣Шейх Ах̣мад Сукайрид͜жАл-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик СӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣСӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави