Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ
Сӣдӣ ’Абӯ ‘Абба̄с Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ родился на юго-западе Алжира в городе-оазисе ‘Айн Мāд̣ӣ 12 числа месяца с̣афар 1150 г.х. / 10 июня 1737 г. н.э. Он был потомком пророка Мух̣аммада ﷺ по линии первого сына Фāт̣имы б. Мух̣аммад (Фāт̣има аз-Захрā’) Х̣асана, а затем Мӯлāйа ’Идрӣса, знаменитого основателя Марокко. Его отцом был Сӣдӣ Мух̣аммад б. ал-Мух̮та̄р б. Ах̣мад б. Мух̣аммад б. Сāлам, видный учёный, чья семья была родом из марокканского племени Абда (Abda). Его дед, спасаясь от португальского вторжения, иммигрировал в ‘Айн Мāд̣ӣ меньше чем за столетие до рождения Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ. Этот же предок был, пожалуй, одним из наиболее известных представителей тиджанийской ветви, ведущей к Шейх̮у Ах̣маду Тид͜жа̄нӣ. Известно, что он столько занимался духовным уединением (х̮алва), что в мечеть для совершения обязательных пятикратных молитв ему приходилось идти с покрытым лицом, в противном случае прохожие влюблялись бы в него так беспечно, что в дальнейшем никогда не смогли бы жить без него. Мать Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ, ‘А̄’иша, была дочерью Мух̣аммада б. Санӯсӣ (не имеющего отношения к Мух̣аммаду ас-Санӯсӣ, основателю ордена Санӯсия), отличалась благочестием и щедростью.
Молодой Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ продолжил научную традицию своей семьи и города. В семилетнем возрасте он заучивал наизусть Коран. А затем приступил к изучению Исламского права (фик̣х) и юриспруденции (ус̣ӯл ал-фик̣х), традиций Пророка (ал-ах̣а̄дӣс̱), комментарий Корана (тафсӣр), рецитации Корана (тад͜жвӣд), грамматики (нах̣в) и литературы (адаб) наряду с другими отраслями традиционных Исламских наук. Согласно книге Д͜жава̄хир (Сокровища), Шейх̮ освоил все эти дисциплины в очень молодом возрасте, благодаря своей силе воли и из-за качеств своих учителей. Среди его первых учителей были знатоки своих дисциплин, такие как Сӣдӣ Мабрӯк Ибн Бa‘а̄фия Мида̄вӣ ат-Тид͜жа̄нӣ (не упоминается в сочинении Д͜жава̄хир как имеющий отношение к Ах̣маду Тид͜жа̄нӣ), с которым он изучал сборник хадисов Мух̮тас̣ар Сӣдӣ Х̮алӣла, книгу Риса̄ла (Послание) и Мук̣аддама (Наставничество) Ибн Рушда (Аверроэса), а также Кита̄б ал-‘Иба̄да (Книга поклонения) ал-Aх̮д̣арӣ.
Удивительная способность Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ к обучению в столь раннем возрасте в книге Д͜жава̄хир (Сокровища) объясняется собственным высказыванием Шейх̮а: «Если я начинаю что-то, то всегда довожу до конца» [1]. В другом пассаже Д͜жава̄хир (Сокровища), в котором описывается любовь Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ к верующим, говорится, что в юности он обладал таким мощным интеллектом, что ничего не ускользало от его внимания. Таким образом, что даже после того как он освоил науки, доступные в ‘Айн Мāд̣ӣ, и достиг возраста двадцати лет, как утверждается в Д͜жава̄хир (Сокровища), он стал великим учёным, правоведом и литератором, так что люди приходили приобщиться к знаниям этого новейшего муфтия (учёного, которому позволено выносить фетвы — решения по какому-либо вопросу). Однако жажда больших знаний толкнула его покинуть родной город в 1171 / 1758 г.
Подходящее место для любого ищущего Исламского знания в пределах Магриба был Фес, издревле являющийся политической, интеллектуальной, культурной и религиозной столицей области. Согласно Д͜жава̄хир (Сокровища), всё своё время в Фесе молодой Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ проводил за изучением хадисов и в поиске людей благочестия и религии. Среди его учителей в Фесе было много тех, кто славился знанием и святостью. Их имена приведены здесь, чтобы показать связь Шейх̮а Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ с некоторыми из наиболее значительных корифеев марокканского суфизма XVIII в. Это Ат̣-Т̣айӣб б. Мух̣аммад аш-Шарӣф из Ваззана (ум. 1180 / 1767), который в то время был главой суфийского ордена Вазза̄ния и учеником знаменитого шейх̮а ал-Вазза̄нӣ ат-Туха̄мӣ, последователя Д͜жазӯлӣ [2], шейха Ах̣мада ас-Сарсарӣ, давшего Тид͜жа̄нӣ разрешение на духовные наставления. Однако молодой учёный отказался, решив сначала поработать над собой, а затем уже стать духовным наставником. Сӣдӣ ‘Абдуллах б. ‘Арабӣ ал-Maдa’у (al-Mada’u, ум. 1188) был также восхищён своим учеником, сказав ему, что Бог вёл его за руку. Перед тем как Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ оставил его, старый учитель омыл лицо ученика своими руками.
Другим наставником, предсказавшим Тид͜жа̄нӣ возвышенное духовное состояние, был Сӣдӣ Ах̣мад ат̣-Т̣aва̄ш (ум. 1204). От Сӣдӣ Ах̣мада ал-Йемена Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ получил посвящение в суфийский орден К̣а̄дириййа, а от ‘Абӯ ‘Абдуллаха Сӣдӣ Мух̣аммада ат-Tиза̄нӣ — в орден На̄с̣ирия. Он также получил посвящение в орден от ‘Абӯ ‘Абба̄са Ах̣мада ал-Х̣абӣба ас-Сид͜жилма̄сӣ (ум. 1165), который явился к нему во сне, приложил свои уста к его и сообщил ему скрытое имя Бога. Хотя Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ действительно получил инициацию в эти братства, связь с ними не следует считать существенным элементом в его духовном развитии. Но отпечаток его ранней принадлежности к этим орденам не был полностью утерян с более поздним развитием Тид͜жа̄ниййи. Их акцент на «ортодоксальности» суфизма, твёрдо основанный согласно Корану и Сунне, является важной основой нового тариката Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ.
Даже в период первого посещения Феса Шейх̮ом Тид͜жа̄нӣ в поисках сакрального молодой наставник достиг стоянки «духовного открытия» (фатх̣). Ещё один из его учителей, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Ва̄нд͜жилӣ (ум. 1185), человек, известный своей святостью, предсказал ему «стоянку духовного превосходства» (мак̣а̄м к̣ут̣бания), ту же самую, которую достиг ‘Абӯ Х̣асан аш-Шāз̱илӣ. Предупреждение ал-Ва̄нд͜жилӣ о том, что это произойдёт в уединённом месте, ускорило отъезд Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ из Феса.
Как сообщается в Д͜жава̄хир (Сокровища), ат-Тид͜жа̄нӣ провёл некоторое время в суфийской обители знаменитого К̣ут̣ба Сӣдӣ ‘Абд ал-К̣адира б. Мух̣аммада ал-’Абйад̣а (известного как Сӣдӣ аш-Шейх̮) перед тем, как вернуться в ‘Айн Мāд̣ӣ, а затем в ближайшее время покинуть свой дом, чтобы снова вернуться к ал-’Абйад̣у до отправления в Тлемсен (Тламсāн) [3]. Его деятельность в течение этого времени состояла из преподавания толкования Корана (тафсӣр) и хадисов, в каком бы городе он не останавливался, продолжая, по-видимому, соблюдать строгую аскетическую практику, включая частые посты и поклонения (молитвы). Во время пребывания в Тлемсене в процессе божественного вдохновения он получил более достоверное подтверждение его предстоящего великого просветления.
С юго-запада Алжира в 1186 / 1773 г. Шейх̮ Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ отправился в путь, чтобы совершить паломничество (х̣ад͜ж). Первая остановка на пути к Мекке была в Алжире, где он встретился с Сӣдӣ Мух̣аммадом б. ‘Абд Ар-Рах̣ма̄ном Ал-Азхарӣ (ум. 1793), видным духовным наставником (мук̣аддам) суфийского братства Х̮алватия, получившим посвящение от Шейх̮а ал-Азхара Мух̣аммада ал-Х̣ифнӣ. Орден Х̮алватия, возникший в XIV в. в Анатолии, а в XVIII в. находившийся под опекой Мус̣т̣афы ал-Бакрӣ, — один из самых известных суфийских братств в Египте, центр Исламского и суфийского возрождения.
Принадлежность Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ к данному ордену, пожалуй, самым значительным образом повлияло на его мысли, предшествующие будущим встречам с Пророком ﷺ в состоянии бодрствования. Таким образом, Шейх̮ покинул Алжир после того, как принял посвящение из рук Ал-Азхарӣ. Без сомнения, данная встреча обеспечила дополнительный стимул для знакомства с другими великими учителями, которое состоится позже. При прохождении через Египет и Х̣ид͜жа̄з ат-Тид͜жа̄нӣ встретится с некоторыми из самых известных наставников ордена Х̮алватӣййа того времени, таких как Мах̣мӯд ал-Курдӣ и Мух̣аммад ас-Самма̄н.
Путешествие Шейх̮а Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ по Востоку привело его также в Тунис, где находится знаменитая мечеть и университет «Зайтӯна», предшествующие возникновению учебного заведения «ал-Азхар» в Каире [4] и университета «Карауин» в Фесе [5]. Показательна лёгкость, с которой иностранные учителя могут интегрироваться в различные Исламские общины. Таковым было и появление Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ в Тунисе, где он сразу же встретился с людьми, известными своей святостью, такими как Сӣдӣ ‘Абд ас̣-С̣амад ар-Рух̣вӣ, и стал преподавать в учебном центре Зайтӯна. На этот раз его программа обучения включала и Кита̄б ал-Х̣ика̄м (Книга мудростей) Ибн ‘Атā’ ’Аллāха. Там он, по-видимому, произвёл достаточное впечатление на учителей, в том числе на эмира Бей-‘Алӣ (правил в 1757-1782 гг.), который сделал ему выгодное предложение — постоянную должность преподавателя в университете «Зайтӯна». Но предложение эмира возымело противоположный эффект на Тид͜жа̄нӣ, и, как сообщается, не желая быть зависимым от государственной власти, Шейх̮ продолжил свой путь на Восток.
Прибыв в Мекку сразу после рамад̣а̄на [6] в том же 1187 / 1774 г., Шейх̮ Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ оставался там достаточно долго, чтобы выполнить обряды хаджа. Во время своего пребывания в Мекке он, по своему обыкновению, разыскал людей «благости, благочестия, праведности и счастья». Поиски таких людей привели его к таинственному святому из Индии, Ах̣маду б. ‘Абда̄лле ал-Хиндӣ, который дал обет не разговаривать ни с кем, кроме своего слуги. Узнав о присутствии Тид͜жа̄нӣ в своём доме, ал-Хиндӣ послал ему записку: «Ты наследник моих знаний, секретов, подарков и огней...», а также сообщил о том, что умрёт в течение нескольких дней, что случилось как раз в тот день, который с точностью предсказал для себя. Кроме этого, ал-Хиндӣ написал паломнику, чтобы тот непременно посетил К̣ут̣ба Мух̣аммада ас-Самма̄на, когда будет в Медине.
После посещения могилы Пророка, где «Бог завершил своё стремление и желание», чтобы приветствовать Пророка ﷺ, Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ направился с визитом к известному Шейх̮у Мух̣аммаду ‘Абд ал-Карӣму ас-Самма̄ну (ум. 1189 / 1775). Подобно ал-Курдӣ [7], ас- Самма̄н был членом ордена Х̮алватӣййа, являясь одним из двух адептов, получивших полное разрешение (ид͜жа̄за) распространять знания, полученные от учителя (то есть от Мус̣т̣афы ал-Бакрӣ). Вторым адептом был Мух̣аммад ал-Х̣ифнӣ [8].
Помимо своей собственной интеллектуальной и духовной доблести, ас-Самма̄н прославился благодаря своему другому ученику, Ах̣маду ат̣-Т̣айӣбу (ум. 1824), который распространил его идеи в Судане посредством ордена Самма̄нӣййа. Перед отъездом Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ ас-Самма̄н сообщил ему некоторые тайные «имена Бога» и сказал, что он (Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ) станет «Всебъемлющим Полюсом» (ал-К̣ут̣б ад-Д͜жа̄ми‘) [9].
По возвращении из Х̣ид͜жа̄за Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ остановился в Каире и навестил Мах̣мӯда ал-Курдӣ, представителя тариката Х̮алватӣййа в Египте, которого впервые посетил ещё по пути в Х̣ид͜жа̄з. В книге Д͜жава̄хир (Сокровища) говорится, что в этот раз многие из учёных города пришли увидеться с путешествующим Шейх̮ом. Выказывая глубокое уважение к своим учителям, Тид͜жа̄нӣ вместе с ал-Курдӣ собираются стать распространителями и наставниками (мук̣аддам) учения ордена Х̮алватӣййа в Северной Африке. Хотя позже инициирование Тид͜жа̄нӣ от рук Пророка ﷺ избавит его от этой необходимости. В книге Д͜жава̄хир (Сокровища) приводится цепь передачи (силсила) ордена Х̮алватӣййа, начиная от Пророка ﷺ через ‘Али ибн ‘Абӯ Т̣āлиба, Х̣асана ал-Бас̣рӣ, Д͜жунайда, ‘Умара ал-Х̮алватӣ (от которого орден получил своё название), Бакрӣ и Курдӣ (не упоминая всех имён) до Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ. Источником отличия ордена Тид͜жа̄ния может быть явление Пророка Мух̣аммада ﷺ Шейх̮у Ах̣маду Тид͜жа̄нӣ в состоянии бодрствования. Это произошло в 1784 году в пустыне в оазисе ’Абӣ Симгӯн. Пророк ﷺ сообщил ему, что был его инициатором на Пути и велел Тид͜жа̄нӣ оставить шейхов, которым он ранее следовал.
Шейх̮ Тид͜жа̄нӣ затем получил основу для новой формулы молитв, основанных на Коране и Сунне (вирд), ему также было дано разрешение давать «духовную подготовку по творению в общем и неограниченном (ит̣лāк̣) виде». Пророк ﷺ сообщил ему: «Вы не в долгу ни перед кем из Шейх̮ов Пути, ибо я — ваши средства (васӣт̣а) и ваша поддержка в духовной реализации, так что оставьте всё, что взяли у всех тарикатов».
В начале 1213 / 1798 г. Шейх̮ Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ вместе с группой его последователей поселился в Фесе. Ко времени прибытия в Фес слава Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ как учителя, обладающего религиозной харизмой и благословением (барака), распространилась по всему Магрибу, так что его вступление в город было предметом особого значения для политических и религиозных учреждений. Шейх̮ был встречен делегацией учёных, избранных султаном. Отношения, которые сложились между Шейх̮ом Тид͜жа̄нӣ и Султ̣āном Мӯла̄ем Сулаймāном имеют важное значение в понимании религиозности обоих. После серии тестов для выяснения достоверности претензий Тид͜жа̄нӣ на святость, таких как предложение взять деньги, которые святой не сможет принять, будучи верующим человеком, Мавла̄й Сулаймāн стал тесно связан с новым учёным, определив его в совет религиозных учёных и предоставив ему большой дом — «Дом Зеркал» (Да̄р ал-Мара̄йа̄).
Инициирование султана в орден Тид͜жа̄ния часто отрицается представителями других орденов, но Тид͜жа̄нӣ сохранили свидетельства его ученичества у их Шейх̮а в виде ряда писем, подтверждающих их взаимоотношения как учителя и ученика. В одном из писем Шейх̮ призывает султана бояться Бога и соблюдать Его веления, а затем сообщает ему о некоторых из преимуществ тиджанийского Вирда [10], переданного от Пророка, и рассказывает о соответствующих действиях для переживания видения Пророка ﷺ.
В ответном письме Султан писал Шейх̮у: «Выкуп наших родителей, наш мастер, наш Шейх̮ и наш пример следования пути Мух̣аммада ﷺ, ‘Абӯ ‘Абба̄с Сӣдӣ Ах̣мад! Мы восхваляем Бога ради Вас и ради Него и посылаем благословения и мир Его благородному Пророку ﷺ. Ваши самые благословенные слова дошли до нас, и мы благодарим Всевышнего Бога за то, что Он сделал специально для нас посредством соизволения мастера и Посланника Аллаха ﷺ... и этот вопрос мы не можем позволить себе оставить без выполнения, но мы не ощущаем себя в безопасности от потери или пренебрежения его выполнения... и мы молимся, чтобы Вы удалили нас от всего, что мешает сосредоточиться на благородном лице Пророка ﷺ, чтобы Вы смогли окружить нас теми, кто имеет положение, близкое к славе Посланника Бога ﷺ. И это необходимо от Вас, так как Вы знаете, что наша праведность есть праведность, данная Богом, по опекунству над ними, людьми, и, что наша испорченность является их испорченностью, так что молитва за нас — это молитва за всех людей».
Помимо всех эзотерических связей, существовавших между султаном и основателем Тид͜жа̄нӣи, другое объяснение тёплого приёма Шейх̮а Ах̣мада Султ̣āном Мӯла̄ем Сулаймāном кроется в том, что правитель был «найден Шейх̮ом Тид͜жа̄нӣ как символ, олицетворяющий своим поведением и его учение, неизгладимые предписания шариата». Конечно, суфизм Шейх̮а, действующий твёрдо в пределах Исламского священного закона, сохраняя господство «пути Пророка» (т̣арӣк̣а Мух̣аммадия), над суфийскими и правовыми (фик̣х) историческими традициями, мог бы быть привлекательным для окружения Султ̣āна.
В Фесе Шейх̮ занимался в основном укреплением суфийского ордена, обучением и направлением мук̣аддамов (наставников). До конца своей жизни он успел привлечь к суфийскому учению тысячи последователей и отослал мук̣аддамов (‘Алӣ Х̣арāзим ал-Баррāда, Мух̣аммад Га̄лӣ и Мух̣аммад ал-Х̣āфӣз̣) в такие далёкие области, как Х̣ид͜жа̄з и Мавритания.
Перед завершением строительства обители (за̄вия) ордена Тид͜жа̄ния его последователи собрались в собственном доме Шейх̮а, Доме Зеркал (Да̄р ал-Мара̄йа̄). Этот дом можно посетить и сегодня, и хотя он находится в плохом состоянии, его оригинальное величие не потеряно. Дом имеет обширный двор, украшенный полностью голубой и жёлтой плиткой «Зелидж» с большим фонтаном в центре, в окружении ряда номеров, включая библиотеку Шейх̮а, комнату для духовных уединений (х̮алва), салон, спальню, кухню, а также помещения для семьи и гостей Шейх̮а на втором этаже. Теперь легко себе представить, дом, выступающий в качестве центра молитвы и для преподавания и распространения идей Шейх̮а.
Основанная в Фесе община Шейх̮а продолжала расти, что побудило его в 1215 / 1800 году, по приказу Пророка ﷺ, начать строительство тиджанийской обители (за̄вия), до сих пор служащей местом собрания адептов ордена. Строительство этого сказочного образца марокканского мастерства финансировалось последователями Шейх̮а Тид͜жа̄нӣ, а также его собственными средствами.
Шейх̮ Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ покинул этот мир в 1230 / 1815 году в возрасте восьмидесяти лет. Он оставил после себя твёрдо установленный порядок, путь Мухаммада (т̣арӣк̣а Мух̣аммадия), акцент на котором вдохновил многих из его более поздних последователей возобновить Исламскую традицию и распространить Ислам в различных общинах далеко за пределами родной обители (за̄вия) в Фесе. Похоронен в своей обители в Фесе, которая и сегодня остаётся центром собрания последователей тиджанийского ордена со всего мира.
Из книги Закарии Райта
«На пути Пророка: Шейх̮ Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ и т̣арӣк̣а Мух̣аммадия»
(Атланта, 2005. С. 24-77. Добавлено с разрешения издателя. Перевод с английского И.Таировой)
[1] Досл. «никогда не отворачиваюсь от этого». — Примеч. пер.
[2] ‘Абӯ ‘Абда̄ллах Мух̣аммад ибн Сулаймāн ад-Д͜жазӯлӣ (ум. 869 /1465 или 875 / 1470) — автор знаменитого труда Дала̄‘ил ал-х̮айра̄т (Доказательства добрых деяний), последователь ордена Шāз̱илия в Тите (Южное Марокко), творил чудеса, за что был признан святым (валӣ). — Примеч. пер.
[3] Город на северо-западе Алжира. — Примеч. пер.
[4] Мечеть «ал-’Азхар» («Блистательнейшая») была возведена в 970–972 гг., научным центром (университетом) стала в 988 г. — Примеч. пер.
[5] Основан в 859 г. (г. Фес, Марокко). — Примеч. пер.
[6] Имеется в виду пост в месяц Рамадан. — Примеч. пер.
[7] Ал-К̣ут̣б Мах̣мӯд ал-Курдӣ (ум. 1186/1771) . — Примеч. пер.
[8] Мух̣аммад б. Са̄лим ал-Х̣ифнавӣ ал-Мис̣рӣ, известный как ал-Х̣ифнӣ (ум. в 1181/1768 г. ). — Примеч. пер.
[9] То есть главой суфийского братства, обладателем высшей степенью святости, владеющим сокровенными знаниями. — Примеч. пер.
[10] Вирд – молитвенные формулы, основанные на Коране и Сунне, читаемые в определённое время. — Примеч. пер.
Другие тексты раздела
Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣВеликий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим БаррāдаАл-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣАл-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣАл-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ TāлСӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣШейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣Шейх Ах̣мад Сукайрид͜жАл-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик СӣШейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣСӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави