Учёные Т̣арӣк̣ата

Контакты    В закладки

Великий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда

Одарённый гностик и непревзойдённый в святости Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим известен как величайший наместник (х̮алӣфа) Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ. Он был рекомендован Шейху самим пророком Мух̣аммадом . Шейх в состоянии бодрствования услышал от Пророка : «Он для Вас, как ’Абӯ Бакр для меня». В другом видении Пророк сказал: «О Ах̣мад, проконсультируйтесь с Вашим величайшим слугой и любимым Х̣арāзимом, ибо он для Вас, как Аарон для Моисея».

Сӣдӣ ‘Алӣ впервые встретил Шейха Тид͜жа̄нӣ в Вайде (Wajda), одной из восточных областей Марокко, когда тот возвращался после хаджа из Мекки в Фес. Оба владели информацией [от Бога], что они связаны между собой. Но Cӣдӣ ‘Алӣ узнал Шейха Тид͜жа̄нӣ только после того, как тот сказал: «Вы сказали, что Вашим Шейхом на духовном пути будет определённо Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ». Премного удивлённый способности незнакомца угадывать содержание его предыдущих снов, Сӣдӣ ‘Алӣ ответил: «Да, это так». Затем Шейх Тид͜жа̄нӣ ему сказал: «Это я». На тот момент Шейх Тид͜жа̄нӣ ещё не получил инициацию на путь Мух̣аммадия от Пророка , и поэтому направил Сӣдӣ ‘Алӣ в орден Х̮алватӣ (т̣арӣк̣а Х̮алватия).

Cӣдӣ ‘Алӣ сопровождал Шейха, когда тот поселился в Фесе (1798), и был ответственен за составление книги Д͜жавахир ал-ма‘а̄ни (Сокровища смыслов) — основного источника жизни и учения Шейха Тид͜жа̄нӣ. Согласно Д͜жавахир ал-ма‘а̄ни, Пророк сказал Шейху Тид͜жа̄нӣ: «Эта книга принадлежит мне»; и относительно слов Cӣдӣ ‘Алӣ в большинстве случаев Шейх Тид͜жа̄нӣ обычно говорил: «Что говорит мой заместитель (х̮алӣфа), то и я говорю». По поводу Cӣдӣ ‘Алӣ он также сообщил: «Всё, что есть у меня,  можно получить лишь через Cӣдӣ ‘Али Х̣арāзима». Хотя Сӣдӣ ‘Алӣ умер раньше Шейха Тид͜жа̄нӣ, он до сих пор считается величайшим духовным наследником среди сподвижников Шейха Тид͜жа̄нӣ (несмотря на то, что величайшим преемником после кончины Шейха Тид͜жа̄нӣ назначен Cӣдӣ ‘Алӣ Тама̄сӣнӣ).

После получения Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзимом величайшего озарения (фатх̣ ал-’акбар), Шейх отправил его в паломничество в Мекку и наказал посетить могилу пророка Мух̣аммада в Медине. В том путешествии произошло много чудес (кара̄ма̄т), о которых мы не склонны здесь упоминать. Известно, что его духовная энергия (химма) коснулось многих, кто столкнулся с ним во время паломничества и на пути в Мекку и Медину. В частности, среди таких путников оказался Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм ар-Рийа̄х̣ӣ из университета «аз-Зайтун» (г. Тунис), некогда принимавший Cӣдӣ ‘Алӣ в течение нескольких месяцев в Тунисе. При встрече с Cӣдӣ ‘Алӣ у Шейха ар-Рийа̄х̣ӣ не осталось никаких сомнений по поводу того, что ему следует посетить самого Шейха Тид͜жа̄нӣ во время следующей поездки в Фес.

После исполнения обрядов хад͜жа, Cӣдӣ ‘Алӣ отправился на могилу Пророка , а когда прибыл в Бадру по пути в Медину, то был настолько преисполнен любви к Пророку , что впал в такое глубокое духовное состояние (х̣а̄л) и оказался похороненным среди мучеников. В момент его захоронения, Шейх Тид͜жа̄нӣ сказал своим спутникам в Фесе: «Если бы они не похоронили его, то услышали бы о таких науках, гнозисе и секретах, о которых никогда не слышали раньше, и никогда не найдут ни в какой книге».

Его могилу при Бадре сегодня не найти, как и многие другие гробницы, уничтоженные в течение последних двух столетий. Но Шейх Х̣асан Сӣссе, посещая долину Бадр несколько лет назад, указал на её точное место при помощи мистической встречи с Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзимом. [1]

Закария Райт

(Перевод с английского И.Таировой)

 

[1] Настоящая статья основана на интервью с Шейхом Х̣асаном Сӣссе и материалах из книги Ах̣мада Сукайрид͜жа «Кашф ал-Х̣ид͜жа̄б ‘амман Тала̄к̣ā ма‘а аш-Шейх ат-Тид͜жāнӣ мин ал-ас̣х̣а̄б» (Раскрытие Завесы: Библиографический словарь последователей духовного мастера ат-Тид͜жа̄нӣ. Фес, 1907).



Другие тексты раздела


Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ
Великий х̮алӣфа Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда
Ал-К̣ут̣б Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Алӣ Ибн ‘Ӣсā Тама̄сӣнӣ
Ал-Мук̣аддам аш-Шарӣф, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ат-Тид͜жа̄нӣ ал-Х̣асанӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм aр-Рийа̄х̣ӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Х̣āфиз̣ аш-Шинк̣ӣт̣ӣ
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ал-Фӯтӣ Tāл
Сӣдӣ Ах̣мад ал-‘Абдалла̄вӣ
Шейх Сӣдӣ Мух̣аммад ал-‘Арабӣ б. ас-Сā’их̣
Шейх Ах̣мад Сукайрид͜ж
Ал-Х̣а̄д͜ж ‘Абдулай б. Ма̄мадӯ Нӣа̄сс (Ниассе)
Ал-Х̣а̄д͜ж Ма̄лик Сӣ
Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣа̄сс (Ниассе)
Шейх Мух̣аммад ал-Х̣афӣз̣ ал-Мис̣рӣ
Сӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамрави