Т̣арӣк̣ат

Контакты    В закладки

С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣

О Аллах, пошли благословения на нашего господина Мухаммада, который раскрыл сокрытое, запечатал ранее прошедшее, помощника Истины Истиной, проводника к Твоему прямому пути, и на его род! Пусть эти благословения будут соразмерны его выдающемуся положению и величию!

Эта особая молитва была дана Пророком () Ах̣маду ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) в пробужденном состоянии, днём, для чтения и передачи другим.

Полюс (к̣ут̣б) по имени Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Бакрӣ (ر) был тоже знаком с этой молитвой. Он провёл несколько лет в уединении в Мекке в надежде получить от Аллаха (س) формулу молитвы за Пророка (), способной объединить все остальные молитвы и их секреты.

Так была открыта ему эта молитва: ниспускающийся ангел нёс озаренную светом табличку с начертанным на ней словами «Молитвы Открывателя» [1]С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣. В то время эта молитва была предназначена для Скрытого полюса (ал-к̣ут̣б ал-мактӯм) Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) и его учеников, и потому стала личным благословением для Сӣдӣ Мух̣аммада ал-Бакрӣ (ر).

Получение особых благословений от этой молитвы возможно при соблюдении двух условий: во-первых, [необходимо] получить разрешение (из̱н) [на ее декламацию] от того, кто сам его получил [и полномочен передать его]; во-вторых, тот, кто читает эту молитву, должен твердо верить, что она происходит из Невидимого мира (мин ал-хайб) и ни в коей мере не является составленной человеком.

В «Книге собрания» (Китāб ад-Д͜жāми‘), написанной Сӣдӣ Мух̣аммадом ибн ал-Мишрӣ (ر), повествуется, что Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал:

«Благодать Редкостного рубина — ал-Йāк̣ӯтат ал-Фарӣда (другое название С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣) — может быть получена только при удовлетворении двум условиям: во-первых, надо получить разрешение на передачу (из̱н); во-вторых, при наличии твёрдой веры того, кто произносит молитву, что в ней суть слова Аллаха, как и в богооткровенном хадисе (х̣адӣс̱ к̣удсӣ), и что она не составлена человеком».

Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) добавил: «Никто в этом мире не может разрешить практиковать С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, кроме нас или наших спутников в братстве (т̣арӣк̣а)».

Достоинства и благословения

[1] Ахмад ат-Тиджани (ر) сказал:

«Пророк () поведал мне: „Никто не молился Всевышнему обо мне лучше, чем при помощи молитвы С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣“».

[2] Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал:

«Возвращаясь из своего паломничества в Тлемсен (то есть до момента великого духовного открытия — фатх̣ — в Буссемгуне) я сосредоточился на отправлении С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, ввиду её достоинств. Поистине, одна эта молитва равноценна шестистам тысячам других молитв, как о том упомянуто в книге Варда ад-Д͜жуйӯб».

Автор [этого сочинения] сообщает, что Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Бакрӣ (ر), достигший степени Полюса (ал-к̣ут̣б), утверждал: „Пусть тот, кто хоть раз прочтёт её и не попадёт в Рай, поймает меня и приведёт к Аллаху в день последнего Суда (йаӯм ал-к̣ийāма)“.

Я произносил её безустанно до момента своего ухода из Тлемсе́на в Буссемгун. Но когда я узнал о молитве, равноценной семидесяти тысячам произнесений молитвы „Доказательство добрых деяний“ — Дала̄‘ил ал-Х̮айра̄т, я оставил С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ и взамен сосредоточился на той молитве ввиду её пользы.

И тогда Пророк () приказал мне вернуться к чтению молитвы с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣. Я спросил у него, каковы же её достоинства. И он сказал, что она равноценна всем прославлениям (таса̄бӣх̣, ед ч. тасбӣх̣) со стороны творения, а также поминаниям (аз̱ка̄р, ед. ч. з̱икр ) и мольбам (ед. ч. дуā’), большим и коротким».

[3] Пророк () сообщил Ах̣маду ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) следующее:

«С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ не была составлена ал-Бакрӣ: он очень долго концентрировался на Аллахе с целью получения молитвы (за Пророка ) путём откровения, награда за которую содержала бы столько достоинств, сколько за все остальные молитвы вместе взятые, а также сокровенную тайну всех остальных молитв. После мольбы, которая продолжалась долгое время, такая молитва была ему дарована: ангел пришёл к нему с этой молитвой, начертанной на листе из света (нӯр)».

Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал: «Когда я сосредоточился на этой молитве, я осознал, что награда за неё перевешивает все формы поклонения джиннов, людей и ангелов».

Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал, что когда он спросил Пророка (), превосходит ли С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ награду Высочайшего имени Бога (’исм ’Алла̄х ал-а‘з̣ам), Пророк () ответил: «Нет, награда Высочайшего имени (’исм ’Алла̄х ал-а‘з̣ам) значительнее, но никакая другая форма поклонения не сравнится (по благословениям) с молитвой С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣».

Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал: «Шесть тысяч [повторений] с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ равноценны одному произнесению высшего Имени. Одна С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ равноценна всем взываниям, всем формулам восхваления, всем просьбам о милости, всем мольбам, большим и малым, совершенным во всей вселенной, помноженным на шесть тысяч раз».

[4] Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал:

«Из всех просьб одна – ас-Сайфӣ – равноценна награде, дарованной в Ночь предопределения (лайлат ал-к̣адр). Высочайшее Имя (ал-’исм ал-а‘з̣ам) равноценно 36 000 000 ночей предопределения, потому что одно Высочайшее Имя (ал-’исм ал-а‘з̣ам) равноценно шести тысячам молитв С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, а одна молитва С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ равноценна шести тысячам просьб, таких как Дуā’ ас-Сайфӣ. Следовательно, если помножить шесть тысяч на шесть тысяч, получится тридцать шесть миллионов, что равно одному произнесению молитвы С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ и учитывает одну мольбу — Дуā’ ас-Сайфӣ».

[5] У Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) спросили о том, почему в С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ не содержится формулы мира (сала̄м). Он (ر) сказал:

«Касаемо вашего вопроса о С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, знайте, что она происходит из Невидимого мира (мин ал-хайб) в данной (конкретной) форме. Совершенство всего, происходящего из Невидимого мира (мин ал-хайб), безоговорочно, и не подчиняется известным правилам, потому что не является результатом письменного составления. Некоторые молитвы, происходящие от Пророка (), не содержат формулы мира (сала̄м), – таковы пророческие формулы, используемые для поклонения».

[6] Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал: «С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ – это божественное действие (или божественное благословение), в котором нет места человеческому разумению. Предположим, было сто тысяч общин, и в каждой сто тысяч племён, а в каждом племени сто тысяч человек, и каждый из них прожил сто тысяч лет, произнося по сто тысяч молитв за Пророка () – отличных от С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ – каждый день. Теперь, предположим, мы объединим все награды во всех общинах за всё время. Они не будут равноценны награде, получаемой за произнесение одной единственной молитве С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣.

Оставь отрицание, оставь критику, потому что Аллах является Вместилищем Милости и дарует ее тому, кому пожелает. Его Милость не вмещается в обычные круги. Достаточно сказать: „Он творит также то, о чем вы не ведаете“» [2].

[7] Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) спросили о том, знал ли Пророк () в своё время о молитве С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, являющейся милостью до конца времён.

Он (ر) ответил: «Да, пророк () знал о ней».

Кто-то спросил его: «Отчего же он не рассказал о ней своим сотоварищам, ведь она хранит бесчисленные благословения?»

Он (ر) ответил: «Две вещи помешали ему. Во-первых, он () знал, что она будет явлена в конце времён и не предназначена для современников.

Во-вторых, если бы он рассказал им о столь огромной милости, получаемой после столь малого количества дел, они (ر) настояли бы на ее получении из-за своего упорного стремления к добру. Но в то время ещё не должно было ей появиться, поэтому он и не рассказал им о ней.

Кроме того, зная о слабости людей той эпохи, о беспорядке и разложении, в которых они пребывали, Аллах смилостивился над ними и даровал им великие благословения за скромные дела. Он приберегает своё милосердие для кого хочет и дарует его, когда хочет.

Мы не должны говорить, что сказанное Пророком () во время его жизни отличается от того, что он нам передал после своей смерти. По правде сказать, эти вещи одинаковы, за исключением того, что есть то, что предназначается для обычных людей, а есть то, что предназначается для избранных.

Но обязательные дела, разумеется, оставались неизменными для всех, как например, в хадисе, в котором Пророк () на вопрос „какое дело самое лучшее?“ отвечает „молитва в надлежащее время“».

[8] Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал:

«Да будет вам известно, что однократное произнесение молитвы С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ равноценно шестистам тысячам молитв за Пророка (), совершенных джиннами, людьми и всеми ангелами во вселенной.

Ну, а если вы произнесёте её во второй раз, то получите награду в 600 000 раз большую, чем та, что получена вами после первого прочтения. Затем, если вы произнесёте её в третий раз, вы получите награду в 1 200 000 раз превышающую награду от первого прочтения и так далее...

В дополнение, если молитва С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ совершена в ночное время, кроме обладания вышеперечисленными достоинствами, она также равна пятистам молитв С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ в дневное время».

[9] Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) также сказал: «Если собрать вместе семь небес со всеми их обитателями и содержимым, а также семь земель со всеми их обитателями и содержимым, то и тогда им не удастся описать ценность С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣».

[10] Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) также сказал: «Всё, что вы слышали о явных достоинствах С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ по отношению к сокрытым сровни капле по отношению к океану».

Вот что указано в «Книге собрания» (Китāб ад-Д͜жāми‘) Сӣдӣ Мух̣аммада ибн Мишрӣ (ر): «Говоря о достоинствах С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал, что она имеет семь или восемь ступеней, и что все достоинства, которые были открыты его спутникам, – лишь часть первой ступени, а все остальное остаётся скрытым».

Пророк () также сказал, что достоинство этой молитвы заключено в таинственных сокровищах, не раскрытых Аллахом (س) ни пророкам, ни ангелам, оставляя их исключительно Пророку () и ниспосылая их представителю Пророка ’Абӣ ал-‘Аббāсу Тид͜жа̄нӣ (ر).

Да напоит Аллах нашу жажду из своего Океана самыми вместительными чашами, а также жажду тех, кто любит его!

Необходимые разъяснения

Вопрос: Правда ли то, что сторонники Тид͜жа̄нии объявляют чтение молитвы под названием С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ более высоким занятием, чем чтение благородного Корана?

Ответ: Это предположение совершенно неверно. В книге «Драгоценности указаний» (Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни) Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) написал:

«Превосходство Корана над всеми остальными словами, будь то формулы з̱икра или молитвы за Пророка (), в том числе и молитва С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, является более ярким, чем солнце. Эта яркость заключена в самих принципах шариата (Корана и первоначальных хадисах Пророка, ).

У этого превосходства две причины:

1) Во-первых, потому что Коран – это слово Верховного Существа, и, следовательно, оно превосходит все остальные слова.

2) Во-вторых, потому что коранические заповеди уникальны и стоят выше всяких других заповедей».

Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) выделяет четыре категории пользы от чтения благородного Корана, в зависимости от состояния чтеца:

К первой из них относятся святые, пребывающие в океане Божественной Истины, – те, что чтением всецело черпают добродетель из Корана. Для этой категории чтение Корана —выше всякого з̱икра.

Ко второй категории относятся те, кто полностью понимает смысл Корана и при его чтении переходит в такое состояние, что начинает слышать произнесение текста Самим Высшим Существом, и чья жизнь является таким образом воплощением Священных Текстов. Польза, получаемая таким человеком от чтения, почти равна пользе, получаемой первой категорией.

Третья категория состоит из тех, кто внимательно читает благородный Коран, но не понимает его, но чьё чтение способствует переходу к состоянию, в которой они начинают верить, что слышат Бога, и они старательно следуют наставлениям, изложенным в Святой Книге. Впоследствии такие люди получают большую пользу от чтения, хотя и не такую большую, как две предыдущие категории.

В четвёртую категорию отнесены те, кто читает благородный Коран бездумно и невнимательно, иногда не понимая сути, и кто совершает плохие поступки и не блюдёт наставления Корана – это приводит людей к поражению и совершению греха каждый раз, когда они читают, ибо в следующих отрывках Корана сказано следующее:

«Кто может быть несправедливее того, кому напомнили о знамениях его Господа, а он отвернулся от них и забыл то, что совершили его руки? Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не постигли его (Коран), а их уши поражены глухотой. Если даже ты призовёшь их на прямой путь, они никогда не последуют прямым путём» [3]

«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. И скажет он: „Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?“. Аллах скажет: „Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению“»[4].

Только для четвёртой категории людей молитва о Пророке () несёт больше пользы, чем чтение Корана, потому что такое их чтение только гневит Бога.

А вот стоит им произнести молитву о Пророке (), как Бог, ангелы и всё творение молится о них десять раз. Поэтому при молении о Пророке () они всё получат, а при чтении благородного Корана – всё потеряют».

Известный последователь (тāби‘) [5] Пророка (), набожный салаф [6] Х̣асан ал-Бас̣рӣ (ر) сказал: «Одними из самых худших людей являются те, кто читают Коран и не воплощают его основ на практике и не следуют его путем; такие люди прокляты Аллахом и прокляты проклинающими».

Сам Х̣асан ал-Бас̣рӣ (ر) следующим образом классифицировал чтецов Корана:

«Читающие Коран делятся на три категории:

– Те, кто относятся к нему как к товару, с помощью которого они хотят приобрести вещи других людей.

– Те, кто преуспел в чтении, но пренебрегает наставлениями, кто использует его для вымогательства денег у властей и для утешения своей гордыни пред лицом других – многие из таких знают Коран наизусть – пусть Аллахом (س) будет ограничено их число.

– И, наконец, те, кто читает Коран и размышляет над его строками, кто излечивает себя его лекарствами, кто ищет его лекарств для излечения, и кто применяет их для исправления хворей своих сердец. Посредством их мы просим дождя, и благодаря им получаем благословения, и их молитвами прогоняются беды. Они представляют племя Аллаха, и племя Аллаха победит».

Слова Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) должны пониматься в свете следующих разъяснений: «Одно произнесение молитвы С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ равноценно пользе от шести тысяч прочтений Корана». Это означает, что за одно прочтение «Молитвы Открывателя» — С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ — Аллах одаривает раба шестью тысячами наград, предусмотренных за чтение всего Корана.

Так же говорил и Пророк ():

«Рабу, прочитавшему суру Йа̄’ Сӣн [7], Аллах даёт вдесятеро больше награды за прочтение всего Корана».

Это означает, что за одно прочтение суры Йа̄’ Сӣн Аллах (س) одаривает раба наградой за чтение всего Корана десять раз.

Далее, ввиду того, что прочтение одной буквы Корана равноценно по меньшей мере десяти хорошим делам, как утверждается в хадисе, приведённом ат-Тӣрмиз̱ӣ, в котором Пророк () сказал: «Тот, кто читает одну букву из Книги Аллаха, зарабатывает одно хорошее дело. Одно хорошее дело равно десяти делам подобного рода. Я не говорю, что ’Алиф-Ла̄мӣм —это один х̣арф (буква). ’Алиф — один х̣арф, Ла̄м — один х̣арф и Мӣм – один х̣арф».

Следовательно, чтобы узнать примерную награду за чтение всего Корана, необходимо умножить количество букв (х̣урӯф) Корана по меньшей мере на десять.

Эта награда затем умножается на десять для того, кто произносит суру Йа̄’ Сӣн, и причитается такому человеку в соответствии с хадисом Пророка (). Тот же метод применим и к молитве «Открывающий» — С̣ала̄т ал-Фа̄тих, с тем лишь исключением, что награда за чтение всего Корана должна быть помножена на шесть тысяч.

По этому поводу в книге «Драгоценности указаний» — Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни написано, что Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) говорил:

«Вполне возможно, что Аллах показывает награду за С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ некоторым ограниченным людям, которые не разумеют безграничности божественной милости и щедрости, и самой награды за С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣».

Его (ر) спросили: «Если это так, учитывая важность С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, стоит ли нам сосредоточить свои усилия на ней, оставив все иные формы з̱икра и даже чтение самого Корана?»

Он (ر) отвечал: «Нет! Чтение Корана гораздо важнее, и откровение требует читать его. Коран — это вместилище благодати, опора для шариата и основание для связи с божеством, и человеку нельзя забывать о строгом запрете пренебрегать чтением этой книги. Поэтому строго-настрого запрещено бросать чтение Корана. Что же касается благословений молитвы С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣, о которых мы упомянули, пренебрежение ими не имеет последствий — просто считается похвальным деянием».

В другом месте книги Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал:

«Благородный Коран является лучшим з̱икром, при условии того, что при чтении верующий искренне считает, что на самом деле с ним говорит Сам Аллах. Если верующий пребывает в этом состоянии и в конце-концов осознает это, он обретет доступ к полному духовному уничтожению. Затем он достигнет дверей Божественной Близости».

Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) также сказал:

«Для того, чьи поступки и состояния очистились с мыслью о божестве, Коран, безусловно, является лучшим способом достижения Аллаха».

Он (ر) также утверждал:

«Если вы отвечаете: „Награда за чтение Корана присуждается независимо от чтеца, и эта награда обещана даже грешному“, то вот мой ответ: „Возможно, что Аллах дарует ему награду за чтение Корана, но с другой стороны, эта награда будет отменена, потому что он не поступал в соответствии с кораническими предписаниями“.

Чтение Корана вслух без применения его положений на практике подобно ситуации, описанной в притче, которую Аллах дал в своей книге по поводу людей Торы: „Те, кому было поручено придерживаться Таурата [Торы] и которые не придерживались его, подобны ослу, который везёт на себе много книг“ [8].

Очевидно, что ослу нет пользы от книг, нагруженных на его спину. Вы должны понять, что когда Он говорит: „и которые не придерживались его“, то это означает, что они не действовали в соответствии с указаниями Торы (таура̄т).

Аллах также сказал: „Те, кому Мы даровали Писание, и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него“ [9].

Веровать — подразумевает действовать согласно его указаниям. Тот, кто этого не делает, на самом деле Коран не прочитал».

Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) также в книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни говорил:

«Если хотите узнать, сколько у вас любви к Аллаху и Его посланнику, посмотрите на любовь к Корану в своём сердце [и оцените], превышает ли радость от внимания Корана радость от слушанья дурачеств, песен и мелодий».

Что даёт вам право бесстыдно утверждать, что посредством С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) хотел отвернуть мусульман от чтения и изучения Корана? Разве это не наглая ложь?

Абсолютно неверно и достойно порицания то, что некоторые пытались заставить других поверить, что Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) якобы заявил, что достоинство С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ выше достоинства Корана и что он подбивал своих учеников оставить чтение Божественных слов. Вышеприведенные слова Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) доказывают обратное, ведь сам он проявлял старательность и настойчивость в чтении Корана, который заучил на память ещё в семь лет.

В книге «Ахмадово разъяснение» (Ал-Ифа̄да[т] ал-Ах̣мадийя) сообщается, что Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) как-то остановился во время чтения и затем начал āйат заново. Его спросили, зачем он так делает, на что он ответил: «Аллах позволил мне узнать значение каждой буквы, и я не могу пропустить ни одной из них».

В книге Ал-Ифа̄да[т] ал-Ах̣мадийя также повествуется, что Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) говорил: «Х̣āфиз̣ К̣ура̄н (то есть знающий Коран наизусть) должен читать хотя бы два раздела (х̣избайн) каждый день», что соответствует словам двух шейхов, как сообщил ‘Абдаллāх ибн ‘Амрӯ (ر): «Прочитай весь Коран за один месяц».

Ни один последователь тиджанийского пути — т̣арӣк̣а Тид͜жа̄ния — и его учения не пренебрегает чтением и изучением Корана. Как раз наоборот, тиджанийские обители (за̄ва̄йа̄, ед. ч. за̄вӣйа) по всему миру являются центрами изучения и размышления над высокими словами Аллаха.

Добродетель от всех поступков принадлежит Аллаху (س). Аллах может одарить какую-либо вещь большим числом достоинств, и это не будет означать, что такой-то поступок важнее другого или может совсем заменить его. Поэтому, как мы покажем, некоторые из них приобрели особенности в некоторых аспектах, но это не означает, что они стали главнее тех, которым эти особенности не были даны.

В дополнение вопроса достоинств от поступков, некоторые хадисы выдвигают на первое место молитву, некоторые — военные походы (газава̄т), другие же — обращение к богу и т. д. Все зависит от контекста и ситуации.

Эта мысль иллюстрируется следующими словами Пророка ():

«Тот, кто совершает рассветную молитву с другими верующими и затем садится для обращения к Аллаху до восхода солнца, а потом совершает два рака‘ата молитвы, получает награду, равную награде за прекрасный, прекрасный, прекрасный х̣āд͜ж и прекрасную, прекрасную, прекрасную ‘умру» (ат-Тӣрмиз̱ӣ [в изложении Анаса (ر)]. С̣ах̣ӣх̣).

«‘Умра, совершённая во время месяца Рамад̣āн равноценна хаджу» (Ал-Бух̮āрӣ. С̣ах̣ӣх̣)

Это достоинство не означает, что ‘умра — это то же самое, что и х̣āд͜ж, или что она освобождает нас от обязанности его совершать. Равным образом это не означает, что если мы совершаем поступки, упомянутые Пророком () в первом хадисе, то нам не нужно совершать х̣āд͜ж, или что Пророк () подталкивает нас к мысли отказаться от паломничества, награждая нас за прекрасный х̣āд͜ж и ‘умру. Только невежда может так подумать.

Некоторые люди утверждали, что молиться о Пророке () разрешено только с помощью молитвы Ибра̄хӣмийя, потому что он научил ей своих сподвижников (ر).

Когда сподвижники спросили Пророка (): «Как молиться о тебе», он () показал им способ молитвы о себе (используя с̣алāт Ибра̄хӣмийя), но это не значит, что молиться о Пророке () как-то иначе запрещено.

Тот, кто придерживается таких невежественных взглядов, противоречит указанию Аллаха (س): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром». Аллах не говорит: «...и молись о нём только определённым образом...» Кроме того, Пророк () никогда не запрещал молиться о себе иным образом, он просто научил своих сподвижников, которые его об этом попросили, одному из способов.

Наставление по поводу молитвы о Пророке () главным образом содержится в следующей реминисценции Корана: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» [10] и это единственный āйат, где сказано об этом.

Подобным же образом, в хадисах, указания по поводу молитвы о Пророке () представлены в общей и универсальной манере. Учёные, специализирующие на знании основ (ус̣ӯл) [мусульманского права], говорили, что (основное) правило таково: всё, что представлено в Книге (Коране) и в Сунне в общем виде, должно таковым и остаться до тех пор, пока не будут доказаны отдельные его аспекты.

Другими словами, покуда не доказано, что для отправления этого указания нужно применять конкретную формулу, можно молиться о Пророке () с использованием любых формул.

За̄вӣя Тид͜жа̄ния ал-Кубрā в г. Лион, Франция

(Перевод с французского)

 

[1] То есть молитва благословения пророка Мух̣амммада, . — Примеч. ред.

[2] Коран, 16:8. Здесь и далее перевод смыслов Корана приводится по следующему изданию: Коран: Перевод смыслов / Пер. с араб. Э. Р. Кулиева. — 2-е изд, испр. — Москва : Эксмо : Умма, 2016. — 479 с.

[3] Коран, 18:57.

[4] Коран, 20:124-126.

[5] Поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников (ас̣х̣āб) пророка Мухаммада (). — Примеч. ред.

[6] То есть из «праведных предков» (ас-салаф ас̣-с̣āлих̣ӣн) — первых трёх поколений мусульман. — Примеч. ред.

[7] Коран, сура 36.

[8] Коран, 62:5.

[9] Коран, 2:121.

[10] Коран, 33:56.



Другие тексты раздела


Почему наш орден называется Т̣арӣк̣а Ах̣мадия Мух̣аммадия Ибра̄хӣмия Тид͜жа̄ния
Правила и практики
Орден Тид͜жāния: его характеристики и заслуги
Принцип Благодарности (шукр) и Божественной милости в век морального разложения
Основы тид͜жа̄нийского з̱икра
Из таинств (’асрāр) пути братства Тид͜жа̄ния
Достоинства (кара̄ма̄т) и благословения (барака̄т) братства Тид͜жа̄ния
Руководство для благочестивого визита (зийāрaт) к Сӣдӣ Ах̣маду Тид͜жāнӣ в Фес (Марокко)
С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣