Правила и практики
Считать себя приверженцем ордена Тид͜жа̄ния — значит быть частью исключительно тиджанийского братства (т̣арӣк̣а[т] Тид͜жа̄ния) всю свою жизнь, не смешивая этот путь с практиками других тарикатов.
Адептам ордена Тид͜жа̄ния строго запрещены следующие действия, которые ведут к моментальной потере инициации (бай‘ат):
1. Посещение приближённых к Аллаху (авлийа̄’), как живых так и мёртвых, за исключением тех, на кого прямо указал Шейх̮ Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ, а именно: Пророка Мух̣аммада ﷺ и его сподвижников, всех пророков, всех авлийā’ ордена Тид͜жа̄ния.
2. Сознательное прекращение обязательных практик тиджанийского Пути (т̣арӣк̣а[т] Тид͜жа̄ния).
3. Взятие любого другого духовного задания (вирд) [1], кроме молитв ордена Тид͜жа̄ния.
4. Противопоставление себя Шейх̮у Ах̣маду Тид͜жа̄нӣ. Необходимо испытывать любовь к нему на протяжении всей жизни.
5. Критика Шейх̮а как вслух, так и про себя. Если какое-либо сообщение не понятно, не следует отказываться воспринимать его, говоря: «Это не может быть правдой!», «Ничего в жизни так не происходит» и так далее. Следующему по суфийскому пути надо понимать, что может быть он ещё не достиг того уровня, который позволяет понять эту информацию. Необходимо верить в совершенство Шейха, зная, что сам Пророк ﷺ воспитал его таким, что Ах̣мад ат-Тид͜жа̄нӣ занимает наивысшее положение среди приближённых к Аллаху (авлийа̄’), и знания, исходящие от него, являются истинными.
Правила, при нарушении, которых байат сразу не теряется, но их многократное нарушение приводит к потере инициации (бай‘ат):
1. Последователю братства Тид͜жа̄ния необходимо соблюдать нормы [поведения], предписанные [мусульманам] Книгой Творца (то есть Кораном) или, другими словами, соблюдать шариат.
2. Не подобает чувствовать абсолютную защиту от наказания Творца. Недопустимо думать, что за совершённые осознанные греховные поступки не наступит наказания по причине взаимной любви верующего и Бога. Не существует равновесия по принципу «Я люблю Аллаха, а Он любит меня и поэтому прощает мне ошибки и не наказывает. Поэтому, что бы я ни делал, Он меня не накажет, и я всегда под Его защитой».
3. Адепт ордена Тид͜жа̄ния обязан уважать своих родителей, но подчиняться им только в том случае, если они мусульмане.
4. Никто не имеет права обязывать другого совершать систематическое поминание Аллаха (вирд), не имея на это специального диплома или инициатического разрешения (ид͜жа̄за).
5. Не нужно откладывать совершение систематического поминания Аллаха (вирд), не имея на это особых причин.
6. Необходимо проявлять уважение ко всем тем, кто находится на этом Пути, и особое уважение — к тем, чьё положение выше.
7. Надлежит сторониться тех, кто критикует шейха.
8. Не следует прерывать свои отношения с мусульманами, если на то нет веской причины (согласно нормам шариата).
9. Нужно посещать пятничный з̱икр (хайлала ал-д͜жум‘а) и коллективную практику концентрации [на Боге] (ваз̣ӣфа).
Если мурӣд [2] нарушит эти правила, то должен раскаяться и сделать всё от него зависящее для возвращения на путь. В противном случае его бай‘ат будет утерян, а он об этом даже не узнает. Как следствие, его многолетние усилия по совершению з̱икра и ваз̣ӣфы не будут иметь результата.
Условия и лучшее время для совершения
как обязательных, так и дополнительных практик:
1. Совершать Вирд (ла̄зим — утром и вечером, ваз̣ӣфу — ежедневно и совместный з̱икр — по пятницам) следует на протяжении всей жизни. Если по каким-либо причинам практики не были выполнены во время, их надо восполнить (к̣а̄д̣а̄’). Женщины не восполняют пропуски, которые произошли во время менструаций, хотя им и не запрещено совершать з̱икр как необязательную практику, за исключением молитвы «Жемчужина совершенства» (Д͜жава̄хир ал-Кама̄л).
2. До совершения духовной практики обязательно создавать намерение (нийат).
3. Для совершения ваз̣ӣфы необходимо сделать ритуальное омовение (вуд̣ӯ’), в противном случае «Жемчужина совершенства» (Д͜жава̄хир ал-Кама̄л) заменяется на 20 повторений слов молитвы с̣алā[т] ал-Фāтих̣.
4. Для совершения необходимого [вирда] (ла̄зим) обязательно наличие ритуальной чистоты (т̣а̄хир).
5. Для всех практик в обязательном порядке необходим ‘аврат [3] (такой же, как и для ритуальной молитвы), а также чистая одежда.
6. Необходимо обязательно отслеживать чистоту (т̣а̄хир), а также размер места совершения ваз̣ӣфы. Помещение должно вмещать ещё 6 человек, помимо совершающих молитву, в противном случае молитва «Жемчужина совершенства» (Д͜жава̄хир ал-Кама̄л) заменяется на 20-кратное повторение молитвы с̣алā[т] ал-Фāтих̣.
7. Не разрешается разговаривать во время Вирда, за исключением нескольких слов в случае крайней необходимости. Нельзя пить или есть в течении Вирда. Если у вас осталась еда во рту, её запрещается проглатывать до окончания Вирда.
Правила совершения необходимого [вирда] (ла̄зим):
1. Сидеть по-турецки, обратив лицо в сторону исламской киблы [4], Заповедной мечети.
2. Ла̄зим произносится тихим голосом, настолько тихим, что даже сидящий рядом человек не должен ничего услышать.
3. Важно понимать то, что произносите, сердцем.
4. Желательно визуализировать образ Шейх̮а Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ или Пророка Мух̣аммада ﷺ (его образ можно вывести из хадисов). Если не получается, то надо визуализировать Свет (нӯр) Мух̣аммада ﷺ и выполнять Вирд, представляя, что находитесь перед Ним ﷺ.
Обязательства в Т̣арӣк̣ате:
1. Утренний и вечерний ла̄зим (100 раз произнести фразу астахфир ’Алла̄х — «ниспрашиваю прощения у Аллаха», 100 раз прочитать с̣алава̄т — молитву «Благословение» [Пророка ﷺ], желательно произносить с̣алā[т] ал-Фāтих̣ — «Открывающий» и 100 раз повторять ла̄ ’ила̄ха ’илла̄-л-ла̄х — «нет Бога, кроме Аллаха»).
Лучшее время совершения утреннего ла̄зима — после утренней молитвы до полуденной (с̣алā[т] аз̣-з̣ухр), в случае необходимости утренний ла̄зим можно совершить до вечерней молитвы (с̣алā[т] ал-магриб). Время вечернего ла̄зима наступает после предвечерней молитвы (с̣алā[т] ал-‘ас̣р), лучшее время — до окончания первой части ночной молитвы (с̣алā[т] ал-‘иша̄’), в случае необходимости вечерний ла̄зим можно совершать до наступления рассвета (фад͜жр). Если во время совершения вечернего ла̄зима наступило время утренней молитвы (с̣алā[т] ал-фад͜жр), то ла̄зим нужно возместить как пропущенный.
2. Ваз̣ӣфу необходимо совершать как минимум 1 раз в течение дня.
Лучшее время — между вечерней молитвой (с̣алā[т] ал-магриб) и ночной (с̣алā[т] ал-‘иша̄’), затем между предвечерней молитвой (с̣алā[т] ал-‘ас̣р) и вечерней (с̣алā[т] ал-магриб).
3. Хайлала (пятничный совместный з̱икр).
Лучшее время — за час до наступления заката (магриб). Если совершать з̱икр в течение часа, то количество повторений не имеет значения. Если считать, то получится от 1000 до 1600 повторений декларации веры [в исламе] (калима): ла̄ ’ила̄ха ’илла̄-л-лах (Нет бога, кроме Аллаха).
Если человек по каким-либо причинам не может посетить пятничный совместный з̱икр (хайлала) и не может совершать его самостоятельно в силу занятости, то позволяется произносить молитвенные формулы про себя за час до наступления заката (магриб).
Если по каким-либо причинам требуется отвлечься на разговор, то на это время з̱икр прерывается, и продолжается только после окончания беседы.
[1] Вирд — задание в виде специальных молитв, которые суфийский шейх даёт своим последователям.
[2] Мурӣд — ученик, последователь.
[3] ‘Аврат — те части тела, которые мусульмане обязаны покрывать перед другими людьми.
[4] К̣ибла — направление в сторону священной Каабы в г. Мекке в Саудовской Аравии.
Другие тексты раздела
Почему наш орден называется Т̣арӣк̣а Ах̣мадия Мух̣аммадия Ибра̄хӣмия Тид͜жа̄нияПравила и практикиОрден Тид͜жāния: его характеристики и заслугиПринцип Благодарности (шукр) и Божественной милости в век морального разложенияОсновы тид͜жа̄нийского з̱икраИз таинств (’асрāр) пути братства Тид͜жа̄нияДостоинства (кара̄ма̄т) и благословения (барака̄т) братства Тид͜жа̄нияРуководство для благочестивого визита (зийāрaт) к Сӣдӣ Ах̣маду Тид͜жāнӣ в Фес (Марокко)С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣