Шейх Тид͜жа̄ни (ر)

Контакты    В закладки

Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ и Священный закон ‘Исла̄ма (шарӣ‘ат) [1]

Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ говорил: «Знай, что суфизм означает следование велениям Аллаха и избегание Его запретов в мыслях и в деятельности, а также внимательное отношение к тому, что радует Аллаха, а не к тому, что радует тебя» [2].

Первоисточники, в которых отражены идеи и поступки Шейха Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ показывают, что он обладал глубоким уважением к законам Корана и Сунне Пророка и его сподвижников, а также (хотя и в меньшей степени) к унаследованной традиции научного истолкования этих источников. Как известно, Шейх Тид͜жа̄нӣ проходил подготовку в науках Корана и Сунны и до того, как получил звание Шейха духовного воспитания (шайх̮ ат-тарбия), он проводил бо́льшую часть времени своего путешествия, обучая науке толкования (тафсӣр) Священного Писания и хадисов. Книга Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни (Драгоценности указаний) приводит этому доказательства, частыми ссылками на Коран и на хадисы на протяжении всего произведения. Из 246 страниц каирского издания (2001) «Драгоценностей указаний» (Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни) [3] пятьдесят четыре в особенности истолковывали отдельные стихи Корана, двадцать — комментировали только хадисы, в то время как ещё десять касаются вопроса исламского права (фик̣х).

Складывается впечатление, что многие из учеников Шейха Тид͜жа̄нӣ следовали за ним благодаря его знанию наук традиционного Ислама, даже несмотря на то, что не всегда оставались достаточно долго рядом с ним, чтобы получить посвящение в орден Тид͜жа̄ния. Знаменитый шейх ордена Мух̣аммадия Мух̣аммад ас-Санӯсӣ (1787-1859) свидетельствует: «Я учился у него [Шейха Тид͜жа̄нӣ] и перенял Коран от него, и он сказал мне, что сам перенял Коран от Пророка , как во сне, так и наяву. И он [Шейх Тид͜жа̄нӣ] преуспел в следовании ему во всех поступках. Он [Шейх Тид͜жа̄нӣ] оказал мне большую честь, позволив учиться у него Корану, этой славной „опоре“ (санад), после того как сам перенял Коран от него [Пророка [4].

В работе «Тид͜жа̄нӣя и её последователи в истинном свете» (Lumières sur la Tijaniyya et les Tijan) сенегальский Шейх Ибра̄хӣм Ниасс (ум. 1975) приводит высказывания нескольких известных учёных из Марокко, Туниса и Египта, которые в большей или меньшей степени являются современниками Шейха Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ (но они не были посвящены в ранее установленный орден), подтверждающие уровень его эрудиции [5].

Как было замечено, в круг его ранних последователей входили выдающиеся богословы-законоведы, такие как Ибра̄хӣм Рийа̄х̣ӣ (который впоследствии станет муфтием Туниса и ректором университета «аз-Зайтӯна»), Мух̣аммад ал-Х̣а̄физ̣ из Мавритании и Ибн Мишрӣ из Алжира. Последующие последователи Тид͜жа̄нӣ были не менее деятельными в области исламского закона, о чем свидетельствует деятельность марокканского юриста и краеведа Мух̣аммада ал-‘Арабӣ ал-Сāӣх̣а (ум. 1892), мавританского учёного Ах̣мада аш-Шинк̣ӣт̣ӣ (ум. 1913), маракешского судьи (к̣āд̣ӣ) — Ах̣мада Сукайрид͜жа (ум. 1949), Шейха Ибра̄хӣма Нӣа̄сса, который в 1961 году за образованность в Исламе и свою проповедь получил звание «Шейх ал-’Исла̄м» в университете «ал-Азхар», египетского учёного Мух̣аммада ал-Х̣а̄физ̣а (ум. 1978) и бывшего муфтия Албании Х̣а̄физ̣а С̣абрӣ Кочи. С распространением учения Шейха Тид͜жа̄нӣ в таких местах, как Западная Африка, его предписания иногда становились более известны именно своей глубиной в исламской философии, чем другими её чертами [6].

Сам Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ предлагает модель соблюдения Священного закона (шарӣ‘ат), которую будут представлять многие из его поздних последователей. Когда его спросили, как поступать, если ложные высказывания будут приписаны ему после смерти, он призвал своих последователей использовать критерии Священного закона (шарӣ‘ат), чтобы найти истину: «Если вы услышите о чём-либо приписанном мне, взвесьте это на весах Священного закона (шарӣ‘ат). Если это одобряет Шарӣ‘ат — примите, иначе – отвергайте» [7].

‘Алӣ Х̣арāзим ал-Баррāда пишет о своём Шейхе: «Мы считаем его упорным (шадӣд) в религиозных предписаниях... и он часто говорил: „Лучшее памятование (з̱икр) — это памятование [слугой] своего Господина, Аллаха, а также Его велений и запретов”» [8]. Он требовал от своих учеников сохранять чудеса святого в тайне и подробно изложил, что «добродетельность лучше, чем тысячи чудодействий» [9]. Как известно, Тид͜жа̄нӣ с особым вниманием подходил к выполнению канонических молитв, подчеркнув, что их нужно проводить совместно и в подходящее время: «Нет подвижничества более чем молитва (с̣алāт) в надлежащее время» [10].

Согласно книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ, «Шейх не пренебрегал внешними знаниями Ислама и среди них владел знанием о единственности [Бога] (тавх̣ӣд), толкованием Корана (тафсӣр), пророческими преданиями (ах̣а̄дӣс̱), жизнеописанием (сӣра) и другими традиционными науками, такими как грамматика и поэзия. Всей полнотой своего знания Шейх делился и с улемами» [11]. Но как понятно из высказывания ас-Санӯсӣ о знании Шейхом Тид͜жа̄нӣ Корана, тот не делал большого различия между эзотерическими и внешними знаниями, считая, что «внешние науки приходят в своей целостности» к реальности эзотерических наук [12].

В частности, изучение Корана и Сунны, которые помогают привить страх перед Аллахом, служит ограждением духовного искателя от беспечности материального мира (дунйā), тем самым позволяя ему вести себя так, «как будто он видит загробную жизнь у себя на ладони» [13]. Внутреннее состояние поклоняющегося перед Господом должно быть в высшей мере искренним и чистым, чтобы «достичь чувства довольства и благоговения перед Божественными законами» [14]. Современник Тид͜жа̄нӣ, сенегалец Шейх Х̣асан Сӣсс поясняет в этой связи, какое место занимает Священный закон (шарӣ‘ат) в подлинном познании Бога (ма‘рифа):

Важность этого знания [Священного закона (шарӣ‘ат)] заключается в том, что оно применяется для служения и поддержания уже приобретённого богопознания (ма‘рифа) (реальности, красоты и величия Аллаха). Это средство обращения к Аллаху с помощью таких актов первостепенного поклонения, как молитва (с̣алāт), пост (ас̣-с̣авм), милостыня (закāт) и паломничество (х̣āд͜ж), а также посредством такого служения Аллаху, как бракосочетание и расторжение брака, коммерция и экономика, и др. [15]

Понятно, что Шейх Тид͜жа̄нӣ придерживается характерного для суфизма мнения о важном связующем звене между Законом (шарӣ‘ат) и эзотерической реальностью (х̣ак̣ӣк̣а). «Долг истинного человека, — наставляет он [Тид͜жа̄нӣ], — погружаться в эзотерическую действительность (х̣ак̣ӣк̣а) в процессе внешнего следования Священному закону (шарӣ‘ат), выполняя предписания, и это и есть прямой путь следования Посланнику » [16].

Закария Райт

(Перевод с английского)

 

 

[1] Выдержки из работы Закарии Райта печатаются с разрешения издателя: Zachary Wright. On the Path of the Prophet: Shaykh Ahmad Tijani and the Tariqa Muhammadiyya [На пути Пророка: Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ и Т̣арӣк̣а Мух̣аммадия]. Atlanta, 2005. P. 81-85.

[2] Цит. по: Шейх Ибра̄хӣм Нӣйа̄сс. Ка̄шф ал-Илба̄с [Б. м., б. д.]; Pearls from the Divine Flood: Selected Discourses of Shaykh al-Islam Ibrahim Niasse [Жемчуга божественного наводнения: Избранные беседы Шейха ал-’Исла̄ма Ибра̄хӣма Нӣйа̄сса (Ниассе)]. Atlanta, Ga. : African American Islamic Institute, 2006. P. 48.

[3] Cӣдӣ ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда. Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ ва булӯг ал-’ама̄нӣ фӣ файд̣ Шайх̮ Сӣдӣ ’Абӣ ал-‘Аба̄с ат-Тид͜жа̄нӣ (Драгоценности указаний и утоления жажды в излияниях Сӣдӣ ’Абӣ ал-’Абба̄са ат-Тид͜жа̄нӣ). Каир, 2001. 246 с.

[4] См. Ах̣мад аш-Шарӣф (внук ас-Санӯсӣ). Ал-анвāр ал-к̣удсия фӣ мук̣аддима ат̣-т̣арӣк̣а ас-Санӯсӣя; цит. по: Knut S. Vikor. Sufi and Scholar on the Desert Edge, Muhammad b. Ali al-Sanusi and his Brotherhood [Суфий и учёный на краю пустыни, Мух̣аммад б. ‘Алӣ ас-Санӯсӣ и его Братство]. London: C. Hurst & Co., 1995. P. 59-60.

[5] Шейх ал-’Исла̄м Ибра̄хӣм Нӣйа̄сс. Ал-байāн ва ат-тaбийӣн ‘ан ат-Тид͜жа̄ния ва ат-тид͜жа̄нийӣн [Тид͜жа̄нӣя и её последователи в истинном свете] (на араб. и франц. яз.). Дāкāр (Сенегал): Файд̣а, 2010.

[6] Barbara Callaway and Lucy Creevey. The Heritage of Islam, Women, Religion and Politics in West Africa [Наследие Ислама, женщины, религия и политика в Западной Африке]. Boulder: Lynne Rienner Publishers, Inc., 1994. P. 46.

[7] Ал-Ифа̄да ал-Ах̣мадиййа лимурӣд ас-са‘а̄да ал-’абдиййа [Мусульманское разъяснение ищущему вечного довольства]. С. 12. См. также: Shaykh Hassan Cisse. Translation and Commentary of the Spirit of Good Morals by Shaykh of Islam Shaykh Ibrahim Niasse [Перевод и комментарий книги «Дух высокой морали Шейха ал-’Исла̄ма Шейха Ибра̄хӣма Нӣйа̄сса»]. Michigan: A.A.I.I., 1998. P. 12-13.

[8] Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ. С. 35.

[9] Abdelaziz Benabdellah. La Tijania: Voie Spirituelle et Sociale, El Qobba ez- Zarqaâ, Marrakech, 1999. P. 75.

[10] Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ. С. 36, 59.

[11] Там же. С. 40.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Цит. по: Amadou Makhtar Samb. Introduction a la Tariqah Tidjaniyya ou Voie Spirituelle de Cheikh Ahmad Tidjani [Введение в Т̣арӣк̣ат Тид͜жа̄ния или Духовный путь Шейха Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ]. Dakar: Imprimerie Saint-Paul, 1994. P. 89.

[15] Shaykh Hassan Cisse. Translation and Commentary of the Spirit of Good Morals... P. 17.

[16] Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄нӣ. С. 51. Это заявление напоминает известное изречение Има̄ма Ма̄лика, переданное Шейхом Х̣асаном Сӣссом (Сӣссе): «Тот, кто практикует суфизм (тас̣аввӯф) без понимания и соблюдения закона (фик̣х), разрушает свою веру, а тот, кто понимает и соблюдает закон (фик̣х), но не практикует суфизм, — разрушает себя. И лишь того, кто совмещает оба аспекта, действительно следует считать праведным» (Shaykh Hassan Cisse. Translation and Commentary of the Spirit of Good Morals... P. 23).



Другие тексты раздела


Сверкающий Жених в Сокрытии и Печати
Линия Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ (ر)
Список сподвижников (ас̣х̣а̄б) Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ
Потомки Шейха Ах̣мада ат-Тид͜жа̄нӣ
Тид͜жа̄нийские повествования (избранное из книги «Китāб аш-Шамā’ил ат-Тид͜жа̄ния» шейха Сукайрид͜жа)
Шейх Ах̣мад Тид͜жа̄нӣ и Священный закон ‘Исла̄ма (шарӣ‘ат)
Письмо Шейха Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ Султ̣āну Сулаймāну (ر)
Жестокосердие
Испытания и их облегчение