Т̣арӣк̣ат

Контакты    В закладки

Из таинств (’асрāр) пути братства Тид͜жа̄ния

Шейх Сӣдӣ Ах̣мад Заррӯк̣ (ر) сказал: «Наука раскрытия секретов состоит из букв, имён и другой подобной информации. Последователи суфизма получили и развили божественные знания со следующей целью: 1) помочь людям открыть для себя имеющиеся знания и 2) помочь человеку познать окружающую его реальность (х̮ак̣ӣк̣а). Прежде чем стать хранителем Секретов, ученику нужно выбрать, какую цель он собирается преследовать.

Книга Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни ва булӯг ал-’ама̄нӣ фӣ файд̣ Шейх Сӣдӣ ’Абӣ ал-‘Аба̄с ат-Тид͜жа̄нӣ (Сокровища смыслов и обретение устремлений в духовном излиянии Сӣдӣ ’Абӣ ал-’Абба̄са ат-Тид͜жа̄нӣ) Великого наместника (х̮алӣфа) Сӣдӣ ’Абӯ ал-Х̣асана ‘Алӣ Х̣арāзима Баррāды ал-Фāсӣ (ум. 1212 / 1797) представляет собой доступное объяснение литаний, молитв и поминаний (аз̱ка̄р), используемых братством Тид͜жа̄ния, а также содержит прекрасные комментарии к таким молитвам, как с̣алāт ал-Фа̄тих̣, молитва «о важности восхваления Владыки всего мира» (д͜жавхарат ал-камāл фӣ мадх̣и саййид ар-рид͜жāл), «Сокровенная молитва в Ахмадовой Истине» (ас̣-с̣алāт ал-гайбия фӣ ал-х̮ак̣ӣк̣а ал-ах̣мадия), молитва «о бытии и царстве Владыки всего мира» (Йак̣ӯтат ал-Х̮ак̣ā’ик̣ фӣ ат-та‘арӣф би-Х̮ак̣ӣк̣ат Саййид ал-Х̮алā’ик̣), которые могут приводить к мистическим просветлениям. В книге также упоминается «Литания Меченосца» (х̣изб ас̣-сайфӣ), «Литания Моря» (х̣изб ал-бах̣р), «Десять семёрок» (ал-мусабба‘āт ал-‘ашр), имена Идрисовы (ал-асма̄’ ал-’Идрӣссия), обращение [к Богу] (ду‘ā’) словами: «О тот, кто показывает красоту всего...» (йа̄ ман аз̣хара ад-д͜жамӣл), писание о проповеднике Х̮ид̣ре, собрание молитв Корана, посвящённых проповеднику Х̮ид̣ру автора Сӣдӣ Х̮ид̣ра ал-Маккӣ (ум. 386 / 996), прославление Всевышнего: «Всевышний, как велика Твоя милость по отпущению моих грехов!», а также ежедневные службы.

Кроме того, в книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни (Сокровища смыслов) прекрасно описано божественное присутствие, которого можно достигнуть только путём обязательного чтения следующих литаний (ал-аврāд): обязательной молитвы суфийского братства — ла̄зим, коллективной молитвенной практики ваз̣ӣфа и пятничного совместного поминания [Бога] (хайлала ал-д͜жум‘а) после послеполуденной молитвы (с̣алāт ал-‘ас̣р). Краеугольным камнем практики братства Тид͜жа̄ния является чтение утром и в полдень вирдов [1] пророка Мух̣аммада , назначенных им самим Шейху Тид͜жа̄нӣ (ر) для инициации новых последователей, готовых соблюдать следующие условия: «(1) [декламировать слова] „Прошу прощения у Аллаха“ (астахфир ’Алла̄х) — 100 раз; (2) молиться о Пророке, желательно совместно с [чтением молитвы] с̣алāт ал-Фа̄тих̣ — 100 раз и [повторять] (3) „Нет бога, кроме Аллаха“ (ла̄ ’ила̄ха ’илла̄-л-лах) — 100 раз. К вышеперечисленному необходимо добавить ежедневную молитвенную практику ваз̣ӣфа и пятничный з̱икр (хайлала ад-д͜жум‘а) по окончании послеполуденной молитвы (с̣алāт ал-‘ас̣р

Таинства пути

По словам благословенного ‘Аллāмы, Шарӣфа, Сӣдӣ Мух̣аммада ар-Ра̄дӣ Ганнӯна (ر), Тид͜жа̄ния имеет два принципа: 1) т̣арӣк̣а (путь, братство) и 2) ’асрāр (секреты, таинства пути). Орден (т̣арӣк̣а[т]) держится на трёх основных элементах: 1) вирд 2) ваз̣ӣфа 3) хайлала ад-д͜жум‘а. Исполнение пяти ежедневных обязательных ритуалов, постоянная визуализация Праведного Пророка , усердие в чтении молитвы с̣алāт ал-Фа̄тих̣ и книги Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни (Сокровища смыслов), знание биографии и работ Шейха Тид͜жа̄нӣ (ر) и его сподвижников, любовь и почитание семейства Пророка (’ахл ал-байт), пожизненное посвящение себя служению принципам братства, посещение суфийской обители (за̄вийа) в Марокко, повиновение представителям (х̮улафа̄’) и наставникам (мук̣аддамӯн), уважение и почитание других принципов и учений суфизма, защита порядка словом и делом, понимание правовой основы принципов братства, верование в то, что Шейх (ر) был в Сокрытии (к̣ут̣банийа) и Печати (х̮а̄тимийа), принятие благословения и достоинств его сподвижников являются тремя основными элементами, на которых держится орден изначально. Принцип таинств пути (’асрāр) основывается на молитвах и литаниях. После того, как ученику открываются азы чтения молитв и литаний, он начинает читать их с одобрения и под наблюдением наставника (мук̣аддам).

В этот период происходит детальное знакомство с именами Всевышнего, молитвами с̣алāт ал-Фа̄тих̣, именами Идрисовыми (ал-асма̄’ ал-’Идрӣссия), «Литанией Носителя Меча» (х̣изб ас̣-сайфӣ), «Литанией Моря» (х̣изб ал-бах̣р), «доказательствами добрых деяний» (дала̄‘ил ал-х̮айра̄т), «Сокровенной молитвой в Ахмадовой Истине» (ас̣-с̣алāт ал-гайбия фӣ ал-х̮ак̣ӣк̣а ал-ах̣мадия), молитвой «о бытии и царстве Владыки всего мира» (Йак̣ӯтат ал-Х̮ак̣ā’ик̣ фӣ ат-та‘арӣф би-Х̮ак̣ӣк̣ат Саййид ал-Х̮алā’ик̣). Магический квадрат (ал-авфа̄к̣), талисманы (т̣ила̄сим), гадание на песке (рамл) и таинства букв (’асрāр ал-х̣урӯф) не имеют ничего общего с братством Тид͜жа̄ния. Однако эти направления тоже относятся к суфизму. Неправильно посвящать 90% своего времени на изучение таинств пути (’асрāр), а 10% — на изучение самого пути (т̣арӣк̣а). Также в книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни Праведный Пророк предупреждает всех, кто сосредотачивается на изучении скрытого имени Всевышнего посредством священного Корана и молитв, обращённых к Пророку .

Таинства: путь искренности

«О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо» (Коран, 18: 104). Следование принципу таинств (’асрāр) является неотъемлемой частью «Мухаммадова пути» (ат̣-т̣арӣк̣а ал-мух̣аммадийа), и к этому вопросу необходимо подходить с полным искренним желанием. Шейх ’Абӣ ал-‘Аббāс Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал: «Аллаху молятся не по необходимости, а по причине того, что Он заслуживает этого как Величайший, Возвышенный, Достойный похвалы, Он имеет божественную природу и прекрасные имена — именно на этом зиждется наша беспрекословная любовь к Всевышнему». Соответственно, не следует идти за Шейхом по причине каких-либо земных благ, а по причине близкого с ним союза. Только таким образом ученик может войти в союз с Аллахом. Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб ал-Фа̄сӣ (ر), сообщает, что Шейх (ر) один раз во время встречи сказал: «Если кто-либо любит меня во имя Аллаха и Его посланника, то пусть так и будет. Если кто-либо любит меня по причине личных интересов, то клянусь Аллахом, нет Бога кроме Него, что я обычный человек и не обладаю ничем».

’Абӯ Хурайра (ر) передал нам слова Посланника Аллаха о том, что «Величайший и Всемогущий Аллах сказал следующее: „Я объявляю войну любому, кто проявляет враждебность по отношению к тому, кто безгранично Мне предан (валӣ). Нет ничего более любимого мною, чем Мой слуга, приближающийся ко Мне, исполнив все религиозные обязанности, которые Я возложил на него, и продолжающий приходить ко Мне со всеми новыми, сверх положенными добродеяниями, чтобы Я возлюбил его. А когда Я возлюблю его, стану ушами, которыми он слышит, и глазами, которыми он видит, рукой, которой он наносит удар, и ногами, которыми он ходит. И что бы он ни попросил Меня, Я непременно дам ему это, и если он попросит Меня об убежище, Я непременно дам ему его“» (засвидетельствовано ал-Бух̮āрӣ).

Дабы раскрыть значение данного хадиса в рамках пути ордена Тид͜жа̄ния, ‘Аллāма Сӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-Мишрӣ ал-Х̣ассанӣ ас-Сибā‘ӣ (ум. 1224 / 1809) привёл слова из второй части книги «Абсолютное, отделяющее от познания Сокрытого полюса» (Ад-д͜жāми‘ лимā ифтарак̣а мин ал-‘улӯм ал-К̣ут̣б ал-Мактӯм). Он ответил с глубоким пониманием и уверенностью: «Толкование хадиса, который ты так сильно хочешь узнать, является следующим:

Раб приближается к Аллаху своими праведными поступками и сверх обязательными делами (навāфил), то есть любыми делами, которые соответствуют обязательным религиозным обязанностям (фарā’ид). Для того чтобы приблизиться к Аллаху посредством праведного поступка, необходимо: (1) почитать Всевышнего (з̱икр), (2) соблюдать ритуалы (с̣алава̄т) и (3) поститься по установленным правилам».

Также определение сверх обязательных дел (навāфил) можно описать следующими словами: «И не перестанет раб Мой приближаться ко Мне, совершая праведные поступки и сохраняя Мой дух во время исполнения всех предписаний (к̣ийāм рӯх̣ихā би-сулӯк)». Иными словами, исполнение поступков во имя Аллаха должно быть искренним и лишённым любых притязаний, похоти или жадности. Раб, проходящий этот путь, подобен тому, кто пытается очистить своё запятнанное тело (над͜жāса) перед встречей с Аллахом. Раб пытается таким образом только избавиться от грязи, а не совершать праведные поступки. Таким образом, низменная душа (нафс) человека отдаляется от Всевышнего, и для того, чтобы освободиться от этого состояния, единственным способом является избавление от всех привязанностей и тягостей. В суфизме данное состояние низменной души (нафс) человека описывается в образе ворона, так как она такая же чёрная, как тело ворона, без единого светлого пятнышка, что символизирует отдалённость от Всевышнего.

Все люди имеют сердца, поэтому важно понимать цель праведных дел, которые необходимо выполнять с чистыми намерениями без желания получить вознаграждения и которые в дальнейшем помогут вернуться и приблизиться к Всевышнему. Для того чтобы очистить душу и естество (нафс) человека, необходимо старание (муд͜жāхада), приложение усилия для достижения цели (мукāбада), устранение похоти и страсти, а также умение отказаться от некоторых принципов и желаний.

Поминание Всевышнего (з̱икр) — основа устремления

Известно, что поминание Всевышнего (з̱икр) помогает всё превозмочь. Почему? Потому что соблюдение чистоты является единственным способом исправить сложное положение раба и обрести Божественное присутствие и исходящий от него свет (файд̣ ал-анвāр).

Уровень непогрешимости (х̣ад̣ра ал-к̣удс) наступает тогда, когда человек искренне почитает Всевышнего. Каким образом? Свет «присутствия святости» (х̣ад̣ра ал-к̣удс) озаряет душу и сердце человека, когда он поминает Всевышнего, и, наоборот, покидает душу и сердце, когда перестаёт поминать Всевышнего. Таким образом, поминание Всевышнего наделяет человека некой чистотой. Как уже говорилось, свет «присутствия святости» (х̣ад̣ра ал-к̣удс) озаряет душу и сердце человека, когда он поминает Всевышнего, и наоборот, покидает душу и сердце, когда перестаёт поминать Всевышнего, и снова, и снова этот процесс повторяется до тех пор, пока человек не обретёт Всевышнего в своём сердце.

Этот процесс даёт следующие результаты человеку:

1) силу духа во время почитания Всевышнего,

2) желание предстать перед дверью Аллаха,

3) cердечную боль при смешении с людьми от видения их заблуждения,

4) почитание Всевышнего утром и вечером,

5) довольство тем, что предустановил Всевышний (к̣ад̣ā’ ’Алла̄х),

6) стойкое и терпеливое перенесение несчастий,

7) упование на милость Аллаха (таваккул) в финансовых вопросах,

8) недопущение словесного хвастовства и стремления обрести материальные вещи,

9) обретение спокойствия (т̣ума’нӣна).

Спокойствие сердца при почитании Всевышнего

Сердцу спокойно, когда человек почитает Всевышнего, ведь Его почтение является основой человеческой жизни.

Если это так, то человек:

1) ощутит вкус познания первооснов мудрости просветлённых людей (ахл тах̣к̣ӣк̣),

2) будет пребывать в состоянии просветления (лавāми‘), которое доступно лишь особым избранникам [Бога] (ал-х̮а̄с̣с̣а ал-авлийā’),

3) станет свидетелем близости (к̣урб),

4) впустит божественные блага в сердце.

И, соответственно, раб в свою очередь: 1) отречётся от всего помимо Всемилостивого Аллаха, 2) отречётся от земных богатств 3) станет на путь к Аллаху и откроет дверь наблюдения (мура̄к̣аба). И тогда с искренним желанием для него откроется в глубине души: 1) вера во Всемогущего и милостивого Аллаха, 2) чистота сердца и мыслей о Всевышнем Аллахе, 3) беспрекословная искренность, 4) твёрдость ума, 5) способность принимать правильные решения, 6) уверенность в себе.

Вышеуказанные принципы можно подтвердить словами из послания Великодушного Пророка , которые он продиктовал Сӣдӣ Мух̣аммаду ибн ал-‘Арабӣ ад-Дамра̄вӣ, сподвижнику Шейха (ر), в состоянии бодрствования, а не сна.

Согласно книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни (Сокровища смыслов), он должен был передать Шейху (ر) слова, сказанные Пророком :

Скажи ему [Шейху Тид͜жа̄нӣ]: «Почитание делится на четыре части: Первое — это отречение от мира и искреннее посвящение Аллаху себя и всех своих праведных поступков. Отречение должно быть спонтанным и иметь цель превознести Аллаха, возвеличить и прославить Его за условия, которые Он предоставляет нам. Не должно иметь намерение обрести что-либо, нельзя ожидать чего-либо взамен, так как эти мысли доходят к Аллаху и трансформируются в то, что мы упоминали ранее. Коран необходимо изучать без перерывов: „Воистину, те, кто уверовал и совершал праведные деяния, являются наилучшими из созданий“ [2]. Люди, совершающие праведные деяния, как раз и не планируют получать никакую выгоду за это. Повторяем, что никаких прошений не должно быть в молитвах, почитающих и боготворящих Всевышнего, помимо просьбы помочь в своих деяниях и хорошей жизни после Судного дня.

Скажи ему [Шейху Тид͜жа̄нӣ]: «Это будет наилучшим прошением с твоей стороны! Просить прощения и здоровья разрешается. Однако если во время почитания Всевышнего в своих намерениях ты склонен думать о своём определённом состоянии или о раскрытии какого-либо знания и таинства, то такие молитвы окажутся перед закрытой дверью Аллаха. Подобные просьбы могут долго ожидать ответа Аллаха, пока не вернутся к отправителю, который опомнится и произнесёт: „Моё почтение Всемогущему Аллаху. Я не нуждаюсь в какой-либо корысти“. Только в этом случае слова молитвы вернутся к Аллаху и Его дверь будет открыта. В ином случае, если отправитель не одумается, его молитвы останутся не расслышанными Всевышним, подобно рассеянному дуновению ветра. Такая молитва будет скитаться по свету, пока не вернётся к своему хозяину отчаянием. Тогда Пророк как Посланник Аллаха скажет: „Передай моему дорогому другу Тид͜жа̄нӣ, что все эти основы прописаны в Священном Коране, и что эта Священная книга — руководство того, что Я велел всем делать. Я повелевал не иметь выгоду и не стремиться заполучить что-либо. Нужно посвящать своё время молитвам и усмирять свои желания, так как желание получения наживы только отсрочит открытие веры и озарение (фатх̣)“. Необходимо ещё и ещё раз сказать ему, что желание получения наживы только отсрочит открытие веры и озарение (фатх̣), только отсрочит!»

Путь нашего братства — ат̣-т̣арӣк̣а ал-мух̣аммадийа — это путь божественной красоты

Исследователь путей к Аллаху ал-‘Ала̄ма Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж в своей книге «Драгоценные камни, разбросанные в ответ на одиннадцать вопросов» (Ад-Д͜жава̄хир ал-мунташара фӣ ад-д͜жавāб ‘aн ал-’ас’ила ал-’их̣дā ‘ашара) пишет:

«Знайте, что путь нашего братства — ат̣-т̣арӣк̣а ал-мух̣аммадийа — является путём совершенной красоты (т̣арӣк̣а д͜жама̄л). Таковым же является наше почитание (аз̱ка̄р) Всевышнего, и регулярное ежедневное поминовение молитвы «Литания Меченосца» (х̣изб ас̣-сайфӣ и/или «Литания Моря» (х̣изб ал-бах̣р) даёт произносящему её такое величие, которое испытывающий бескорыстные побуждения ученик нашего братства даже не сможет воспринять. Наше братство не основано на получении конкретной выгоды или на слепом следовании догмам определённых теоретиков других суфийских духовных практик (тарбия), однако, как известно, наш орден основывается на принципе шукр, то есть Пути благодарения [Всевышнего] (т̣арӣк̣а шукр). Наше братство является путём божественного озарения, неземного состояния и гностического восприятия посредством благословения (барака) Пророком Мух̣аммадом его сподвижников и, в частности, Шейха Сӣдӣ Ах̣мада Тид͜жа̄нӣ (ر). Воистину Шейха ’Абӣ ал-‘Абба̄са Тид͜жа̄нӣ (ر) хотели определить как святого (валӣ), так как он признавался даже не только своими религиозными братьями, но и не последователями Пути (т̣арӣк̣а).

Прославляя некоторых братьев из нашего братства словами нашего Учителя, Скрытого полюса (ал-к̣ут̣б ал-мактӯм) и его сподвижников, говоря о мире материальных вещей (дунйа̄), ‘Аллāма Сӣдӣ Мух̣аммад ибн ал-Мишрӣ (ر) в своей книге Равд̣ ал-мух̣ибб ал-фа̄нӣ фӣма̄ талак̣к̣айна̄ху мин ’Абӣ ал-‘Аба̄с ат-Тид͜жа̄нӣ поведал следующее: «Шейх (ر) сказал мне в последний четверг месяца с̣афар 1252 г.: „Не просите у меня одолжить вам деньги или другие вещи материального мира (дунйа̄). Ведь поистине просить взаймы у своего шейха является одной из основных причин, почему ученик может отдалиться от своего учителя“.

<...> За два года до этих слов Шейха (ر) я слышал [другое]: „Кто бы из моих сподвижников не попросил меня о чем-либо материальном, я скажу, что рядом со мной они получат все богатства материального мира!“

Я бы хотел интерпретировать данное заявление следующим образом: в таком случае никогда в жизни ученик не сможет получить пользу от таинств (’асрāр) Шейха, святости (вила̄йа), особенности [братства] (х̮а̄с̣с̣ия) или сокровенной тайны [бытия] (сирр). Аллах Всемогущий и Всезнающий, Он обладает всеобъемлющим и безграничным знанием всего!

<...> Затем Шейх (ر) сказал: „Материальный мир для моих сподвижников является ядом. Пусть кто угодно возьмёт от меня то, что ему не является необходимым, и тогда он будет страдать от яда, который распространится по всему его телу“.

Я лично решил рассказать эту информацию сподвижникам Шейха (ر). Некоторые из них отвечали, что слышали об этом и подчиняются данному посланию Шейха (ر). Сподвижники Шейха (ر) променяли весь материальный мир ради своего Учителя. Однако некоторые сподвижники ответили обратное: „Мы слышали об этом и не можем поклониться данному посланию Шейха“. Несмотря на завет Шейха (ر) насчёт отречения от всего материального, некоторые сподвижники продолжали не подчиняться словам Шейха (ر) и действовали против его воли. Я молю Аллаха не судить строго отступников за их непослушание Учителю. Аминь. В данном разделе я упомянул об этом примере, потому что он является одним из важнейших принципов ученичества и наставничества. Таким образом, те, кто совершил ошибку непослушания, должны осознать свою ошибку, а другие должны извлечь из этого урок. Я молю Аллаха наставить нас на праведный путь. Аминь».

В книге Ал-’Ибрӣз (Чистое золото) сказано, что шейх К̣ут̣б Сӣдӣ ‘Абд ал-‘Азӣз Дабба̄г (ум. 1132 / 1717) говорил следующее: «Целью друзей Всевышнего является показать путь Всевышнего и наставить людей на правильный путь и отречься от всего, кроме Всевышнего. Если ты найдёшь хорошего друга, он обязательно наставит тебя на правильный путь. Однако если твой новый друг спрашивает только о своих желаниях и других благах и совсем не спрашивает, как обрести Всевышнего в своём сердце, значит, этот человек способствует только моральному разложению и ненависти. Однако можно оказаться в безопасности, если суметь избежать надвигающейся на себя беды и плохого влияния. Беда и плохое влияние основываются на том, что такой Божий человек неискренне делает поступки во имя Всевышнего. Его любовь непрочна и может исчезнуть, а правда никогда не обнаружится. Такой Божий человек не привязан к Всевышнему и является отречённым от Него или хочет отречься от Него. Божий человек в таком случае упускает финик (тамра) из своей руки, и в его руке оказывается горячий уголёк (д͜жамр). Финик является символом веры и преклонения пред Всевышним, горячий уголёк — символом отречения от Господа, уклонением от всех благ мира, подаренных Им, и предпочтения мирской суеты.

Иногда бывает так, что друг содействует в исполнении желаний, а также ознакомляет с предписаниями принципов божественного закона, и раб искренне верит, что следует [мистическому] знанию (ма‘рифа) своими действиями и не выходит за его рамки. Такие поступки ошибочны, и друг может разгневаться».

Говоря об основных целях (агрāд̣; о потребности, желании, выгоде и др.), наш Мастер, Мавлāнā, Шейх ’Абӣ ал-‘Абба̄с ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) в своём письме-обращении к великому последователю, автору книги Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни Сӣдӣ ал-Х̣ад͜жу ‘Алӣ Х̣арāзиму Барра̄да ал-Фа̄сӣ (ر), написал:

«Я обеспокоен тем, что ты, возможно, уйдёшь из нашего братства, так как стал заинтересован целями (агрāд̣). Это происходит против моей воли. Однако такие желания проявляются в связи с твоим сильным стремлением заполучить их. Я должен предупредить тебя, что если долго продолжать этот путь и ждать осуществления твоих целей, то услышишь нашёптывание Сатаны (Иблиса, или низшего эго): „Ты не достигнешь ничего из того, что желаешь, и не получишь никакой выгоды от этого!“ Тогда тебе захочется найти чью-то поддержку для исполнения своих желаний, так как в нашем братстве ты уже не найдёшь удовлетворения. И твои действия растопчут всю нашу любовь к тебе».

Шейх ‘Аллāма ’Абӣ ал-‘Абба̄с Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж (ر) говорил следующее: «Если кто-либо хочет, чтобы его собратья присоединились к нему для выполнения необязательных литаний, в частности, «Литании Меченосца» (х̣изб сайфӣ), то каждый раз делать это надо безо всяких помыслов о целях (агрāд̣). Если это мольба (ду‘ā’), то она должна быть построена на почитании Всемогущего Аллаха, на прямом и искреннем (их̮лāс̣) обращении к Нему и ради Него, безо всяких целей получить выгоду или удовлетворить низменные потребности. Ждать обещанных наград не следует, необходимо верить всем своим духовным естеством (гайб), а не думать о низменных потребностях. Также не следует произносить почитание Всевышнего ради просьбы о своей защите (тах̣сӣн) из-за своих низменных целей».

Этот же вопрос рассматривался в другой его книге Найл ал-Амāнӣ («Удовлетворение жажды стремящихся): «Не следует обращать свои молитвы к Всемогущему Аллаху не из благих намерений, а для достижения низменных потребностей (агрāд̣), которые ты хочешь получить от Всевышнего только ради помощи самому себе. Все твои стремления, которые ты мечтаешь удовлетворить во время почитания Всевышнего, лишают искреннего и чистого замысла почитания Аллаха, поэтому никакого результата от такой молитвы не будет.

Однако если ты наполняешь свои молитвы Всемогущему Аллаху почитанием Его и просишь Аллаха о помощи в Его же восхвалении, тогда Всемилостивый Аллах ответит на твои молитвы! Твои чистые помыслы услышит Всемогущий и Всемилостивый Аллах, и ты получишь по заслугам за то, что искренне почитаешь Его».

Строгое предупреждение

‘Аллāма Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж (ر) сказал в своей книге «Удовлетворение жажды стремящихся к постижению Тид͜жа̄нӣйской литании»: «Горе тому ученику, кто устремится в поиски «Высочайшего имени» (ал-’исм ал-а‘з̣ам) или в поиски особых имён Всевышнего (х̮авāс̣ ’асмā’ ’Алла̄х), ибо, нарушая праведность ученичества, не получишь ты ничего, кроме огромного несчастья. Горе тому ученику, который делает почитания привычкой и цитирует таинства (’асрāр) пути братства Тид͜жа̄ния. Поистине, такие поступки рассредоточивают задуманное (ал-фикра) и дают нечёткое определение (ал-химма). Наилучшим вариантом для ученика будет преклониться и как можно больше читать с̣алāт ал-Фа̄тих̣, з̱икр Хайлала и мольбу о прощении [грехов] (ал-истригфāр)».

В одном из своих писем собрату из Судана ‘Аллāма Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж (ر) писал: «Брат, я рекомендую тебе настойчиво продолжать практиковать литании и многократно, насколько позволяет время в пути или дома, читать с̣алāт ал-Фа̄тих̣. Также не следует забывать о чтении Священного Корана в размеренном ритмичном тоне для того, чтобы обеспечить себе милость в любом из миров. Также необходимо помнить о почитании всех таинств (’асрāр) пути нашего братства или других мощных обращений (х̮авāс̣), которые, клянусь Аллахом, превышают величие молитв с упоминанием скрытого имени Всевышнего, поскольку лишены желания достижения какой-либо выгоды для себя».

Прямой путь

Великий х̮алӣфа Сӣдӣ ’Абӯ ал-Х̣ассан ‘Алӣ Х̣арāзим Барра̄да ал-Фа̄сӣ (ум. 1212 / 1797) представляет следующую информацию в книге Риса̄ла[т] ал-фад̣л ва ал-имтина̄н (Послание изобилия и признательности): «Необходимо быть осторожными в чрезмерных поминаниях (аз̱ка̄р) и также в чрезмерных размышлениях (фикр) о предписаниях суфизма. Поистине никто никогда не преуспел на этом пути. Вместо этого лучше практиковать определённый з̱икр и следовать одной цели (вид͜жха) и твёрдо верить в предписания суфизма. Каждый ученик должен чтить и выполнять вышеуказанные предписания прежде, чем встретиться с Шейхом (ر). Если на то будет воля Всемогущего и Всемилостивого Аллаха, то ученик увидится с главным Шейхом (ر) и будет почитать требования Шейха (ر); и будет готов отдаться в руки того, как мёртвое тело, лишённое каких-либо желаний; без какого-либо выбора (их̮тийāр) и воли (ирāда) Шейха (ر), не ожидая взамен какой-нибудь благодати или выгоды (ифāда). Пусть воля ученика будет сопряжена с волей Шейха (ر) для того, чтобы получить наставление на верный путь, на путь чистоты (с̣афā’), который приведёт его к состоянию Божественного присутствия (ал-х̣ад̣рā ал-’илахия); не посвящая себя ничему иному, кроме этого, и оставляя любые другие желания и устремления. И когда Шейх (ر) прикажет ученику сделать что-либо, ученику следует проявить внимание и оставить любые вопросы (как? почему? что? зачем?) с той целью, чтобы не вызвать плохого расположения (мак̣т) Шейха (ر) или даже изгнания ученика из братства (т̣ард).

Надо принять, что Шейх (ر) лучше знает то, что необходимо ученику и необходимые действия в любой ситуации, даже если они отличаются от мыслей ученика по этому поводу, потому что Шейх (ر) проведёт своего последователя к Аллаху и спасёт его от тьмы и низменных желаний (нафс). Мир Вам».

Специальное разрешение

Таинства (’асрāр) приносят дары, осознание и просветление. Секреты пути нашего братства являются конфиденциальными и разрешение на их цитирование может давать только мук̣аддам. Влияние духовного наставника является очень сильным для правильного отражения принципов и священной природы ритуалов нашего братства. Шейх (ر) ’Абӣ ал-‘Абба̄с Тид͜жа̄нӣ (ر) также ожидает повиновения от своих последователей, наместников и наставников. «Вы должны повиноваться своим мук̣аддамам, то есть тем, кто открыл вам таинство обязательства систематического упоминания Аллаха (вирд[3].

Великие секреты «Высочайшего имени» (ал-’исм ал-а‘з̣ам) могут раскрываться только лично Верховным полюсом, то есть Шейхом Тид͜жа̄нӣ (ر), который сказал: «Прелесть и превосходство „Высочайшего имени“ (ал-’исм ал-а‘з̣ам) Всевышнего почитается наравне с именами Пророка , однако никто кроме Полюса (ал-к̣ут̣б) не имеет права достигнуть высот познания этих имён. Если говорить о других возможных именах Всевышнего, то они являются половиной всех наград этой превосходной формы. <...> Для любого узнать „Высочайшее имя“ (ал-’исм ал-а‘з̣ам) Всевышнего является огромной благодатью, так как оно является неотъемлимой частью цепи сплетения с Всевышним. В случае если кто-либо наткнётся на скрытое имя Всевышнего без разрешения, то каждая буква будет равняться десяти добрым делам, не больше» [4].

Утаивание (китма̄н)

Шейх ‘Аллāма Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж в своей книге Ал-имāн ас̣-с̣ах̣ӣх̣ фӣ ар-рад ‘алā му’аллиф ад-д͜жавāб ас̣-с̣арӣх̣ (Правильные ответы на прямолинейные вопросы) говорит, что тот, кто разбалтывает секреты нашего пути чужакам, поистине является слабым духом. Никто не может назвать таинство «таинством», если оно нарушает Священные предписания избранного Посланника .

Автор книги Ал-Ибрӣз мин калāм Сӣдӣ ‘Абд ал-‘Азӣз ад-Дабба̄г (Чистое золото от слов Сӣдӣ ‘Абд ал-‘Азӣза ад-Дабба̄га) Сӣдӣ Ах̣мад ибн ал-Мубāрак (ر) сказал: «Я слышал от шейха, Верховного Полюса Сӣдӣ ‘Абд ал-‘Азӣза Дабба̄га ал-Фāсӣ (ر), что он сказал: „В день, когда я вошёл в состав Дивана, Сӣдӣ Ах̣мад ‘Абдалла̄х и другие члены ведомства вели разговор только об одном. Они предупредили меня о запрете распространять секреты и о необходимости сохранять эти тайны. Ал-Гавт Сӣдӣ Ах̣мад ‘Абдалла̄х ал-Мис̣рӣ предложил рассказать истории, связанные с этим. В тот день было рассказано около 200 историй“. Восемь из них я услышал от нашего великого Шейха (ر)».

Распознать заговорщиков

Не следует посвящать занятых таинствами пути нашего братства (‘асрāр). Следует остерегаться так называемых «представителей» (мук̣аддамӯн) наставника, которые рассказывают собратьям, что таинства (‘асрāр) берут своё начало из ордена Тид͜жа̄ния. Остерегайтесь всяческих искушений. Знайте, что наш путь держится на трёх основных принципах: 1) Вирд 2) Ваз̣ӣфа 3) Пятничная Хайлала. У неверующих складывается мнение, что знание «Высочайшего имени» (ал-’исм ал-а‘з̣ам) Всевышнего должно рассматриваться как чудотворный дар (кара̄ма̄т) пути братства Тид͜жа̄ния. Пусть убережёт нас Всевышний от глупцов, которые применяют таинства для каких-либо материальных благ и эгоистичных целей, и от тех, кто использует ‘асрāр для оскорбления братства, и от тех, кто думает применять секреты нашего братства в целях колдовских ритуалов и магии. Знает Аллах, что люди, совершающие такие поступки, не являются не только суфиями, братьями пути Тид͜жа̄ния, но и мусульманами вовсе. Вся сила — у Аллаха. „Нет никого сильнее и могущественнее Возвышенного и Великого Аллаха“ (лā х̣авла ва-лā к̣уввата иллā би-ллāх ал-‘алийй ал-‘аз̣ӣм). Тот, кто не следует этим правилам, легко поддаётся манипуляциям. Люди, поддающиеся манипуляциям, должны винить за это только себя. Тот, кто участвовал в магических и колдовских ритуалах, обязан раскаяться и возобновить свой путь в братстве и возобновить свой вирд под наблюдением предводителя (мук̣аддам)».

Шейх ‘Аллāма Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж (ر) в своей книге Нӯр ас-Сирāд͜ж фӣ шарх̣ ид̣ā’ат ад-дāд͜ж писал: «Если когда-либо вы увидите человека, который открыто говорит о странных явлениях в виде чудотворных даров (кара̄ма̄т), дополнительных поминаниях (аз̱ка̄р) и подозрительных таинствах (ал-’асрāр ал-а‘ад͜жамия) на основании скептических концепций (тах̮āййулāт), постоянном восхвалении удивительных вещей (гарā’иб) вместо того, чтобы выполнять обязательные литании (ал-вирд ал-ла̄зим) и поминания (ал-аз̱ка̄р ал-ла̄зима) и также всуе упоминает об этих литаниях при других братьях, то знайте, что такого человека необходимо считать заблудшим (д̣āлл). Будучи искусителем (фаттāн), он может сбить с верного пути других собратьев».

Остерегайтесь низких и подлых людей, а также тех, кто прибегает к буквам и именам

Следующая информация открыта в посланиях К̣ут̣ба Сӣдӣ Мух̣аммада ибн Ах̣мада Акансӯса (ум. 1294/1856) (ر): Получающий знания от Бога (‘āриф би-л-лāх), обладающий серьёзным статусом (ах̣вāл ал-х̮ат̣ӣра), Верховный мук̣аддам, наш Учитель, ал-Х̣āд͜ж Са‘ӣд ад-Дарāрикӣ ал-Масаккинӣ ас-Сӯсӣ (ر), являющийся одним из потомков Ал-‘Аббāса ибн ‘Абд ал-Мут̣т̣алиба (ر), сказал: «Если есть необходимость покончить с использованием имён и молитв, тогда наилучшим способом будет Ал-мух̮аммас ал-х̮āлӣ ал-васат̣ (Пустой центр пятиугольника ал-Газа̄лӣ). Если секрет уже открыли человеку, то вряд ли кто-либо из земных существ сможет противостоять ему. Это является величайшей святостью (ал-вила̄йа) и связью с внешним миром (ал-фатх̣ аз̣-з̣āхир). Знающий (‘āриф) не может удовлетвориться одним своим уровнем познания, поэтому ему надо стремиться к обретению божественного присутствия Великого Аллаха.

Познавший Бога (ал-ка̄мил) единожды не прославляет Его с какой-либо целью. Прежде всего, Познавший прославляет Великого Всевышнего, следует Его предписаниям и служит цели своего создания. За эти поступки любит его Аллах. Таким образом, Всевышний преподнесёт целую Вселенную к ногам человека, который будет повиноваться всем Его предписаниям. Только Аллах скажет: „Будь!“ (кун), и человек будет жить (фа-йакӯн), доказательством чего являются слова богооткровенного предания (х̣адӣс̱ к̣удсӣ): „А когда Я возлюблю его, стану ушами, которыми он слышит...“

Однако слово „будь“ (кун) он не говорит, потому что Аллах милостивый и благородный. Раб Всевышнего не может повысить свой уровень тем, что отдаёт приказы. Ведь раб только получает приказы, разве что Всевышний позволит ему говорить языком Бога, а не своим естественным языком (нафсихи). Также другая его цель заключается в прославлении Всевышнего ради того, чтобы достигнуть вечного блаженства, увидев священный лик Аллаха (дāр ан-на‘ӣм ал-мук̣ӣм).

Однако те, кто не преследуют исполнения вышеназванных двух целей, обращаясь к Всевышнему, не получат никакой выгоды, за исключением особого поминовения (х̮āс̣с̣ият аз̱-з̱икр), так как каждое имя и наименование имеет своё назначение, свою уникальность и произносится с конкретным намерением, как например, названия животных и растений. Любой человек имеет уникальность, будь то набожный человек (баāрр) или неблагочестивый (фāд͜жир).

Верующему не следует обольщаться, когда почувствует божий промысел (ат-тас̣арруф), например, славу, благосостояние, чудеса, большое количество жаждущих учеников, власть, связанный с буквами (ал-х̣урӯф) или именами (ал-асма̄’), оказавшимися в руках кого-либо. Подобные ситуации не имеют никакого отношения к Всевышнему.

В этом и заключается традиционная разница между людьми, которые живут предписаниями, и людьми духовного развития (ал-х̣āл). Первые могут быть абсолютно далеки от Всевышнего и Его божественного присутствия на расстоянии очень долгого путешествия (мурāх̣ил). А вторые живут с мыслями о божественном присутствии и могуществе Аллаха, единственном, который управляет всем.

Кажется, данное объяснение доступно к пониманию. Однако для пущей достоверности того, что указанный выше путь является опасным, приведёт следующие айаты из Священного Корана: „О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, и они думали, что поступают хорошо?“ [5] Пусть защитит нас и всех вас Аллах, сделав своими рабами! Аминь».

К̣ут̣б Сӣдӣ ‘Абд ал-‘Азӣз Мас‘ӯд Дабба̄г ал-Фāсӣ (ر), говоря о разности пути по принципу благодарения (шукр) и пути усиленных духовных практик (муд͜жāхада), сказал следующее: «Первым для верующего (му’мин), познавшего (‘āриф), любимого (х̣абӣб) и приближенного (к̣арӣб) является путь Шāз̱илӣ, так называемый „открывающий“ (фа̄тх̣) путь, затем идёт путь Газа̄лӣ, в результате которого старцам и учителям удаётся достичь новых уровней и степеней посредством физического проявления своих духовных исканий. Для определения физического проявления духовных исканий в абсолютном его понимании, несмотря на праведность или искривлённость пути, мы намерено не ссылаемся на книгу ‘Абӯ Х̣амӣда ал-Газа̄лӣ (ر) Рийāд̣а ан-нафс (Объездка души), так как он всё равно является безусловным лидером и поистине святым [6].

Заключение

‘Аллāма Сӣдӣ Ах̣мад Сукайрид͜ж (ر) в своей книге Булӯг ал-’ама̄нӣ (Обретение устремлений) говорит следующее: «Брат, официально вступивший в наше братство Ат̣-т̣арӣк̣а ал-мух̣аммадийа, осознаёт, что регулярное выполнение литаний обеспечит милость в любом из миров. В этом нет сомнения, ведь сам С̣āдик̣ Мас̣дӯк̣ (Правдивый, тот, кому была раскрыта истина) говорит об этом с благой вестью нашему Шейху (ر), в состоянии бодрствования, а не сна. Данное благословение связано с верованием (ал-и‘тик̣āд). И путь этот связан с нами: братство Тид͜жа̄ния имеет обязательства в совершении литаний, которое каждый из братьев принял торжественно и обязался выполнять при любых условиях с разрешения на то своего мук̣аддама, невзирая на милости и другие факторы. К тому же в книгах о пути написана абсолютная добродетель (фад̣л) или же, наоборот, злодеяния (фад̣ӯл), так как добродетель передана верующими людьми (ахл ал-и‘тик̣āд), а злодеяния ведут всех людей к критицизму (интик̣āд). Каждая из указанных групп людей выполняют свои обязанности и цели. Мудрый же тот, кто отдаёт себя в руки Всевышнего, идёт с Ним по пути мира.

Последний совет

«Моим советом брату во время прохождения пути нашего братства будет чтение литаний в размеренном ритмичном тоне и осознание значений этих литаний как можно глубже. Если же ты ошибся или неправильно выполнил что-либо из вышеперечисленного, необходимо тотчас же раскаяться и возобновить путь с разрешения того, кто имеет право передавать свой внутренний свет. Не выполнив этого, в дальнейшем возникнут препятствия во время прохождения пути. Всевышний обеспечит нам милость и божий промысел, и просим мы от Аллаха Всемогущего дать нам успех во всех наших речах и действиях. Пусть мир и благословение пребудет с Сӣдӣ Мух̣амадом, членами его семьи и сподвижниками. Хвала Аллаху, Господу обитателей всех миров» [7].

Секреты пути братства Тид͜жа̄ния и значение суры ал-Фāтих̣а

По словам великого халифа Сӣдӣ ’Абӯ ал-Х̣ассана ‘Алӣ Х̣арāзима Баррāда ал-Фāсӣ (ر), в книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни (Сокровища смыслов) и «Послании благости и милости собратьям и сподвижникам» одним из величайших даров (кара̄ма̄т) Шейха ‘Абӣ ал-‘Аббāса ат-Тид͜жа̄нӣ (ر) называется то, что Всемогущий Аллах наделил его знанием секрета суры ал-Фāтих̣а с целью поминания Величайшего имени Аллаха, что прежде было уготовано только Пророку Мух̣аммаду (ал-исм ал-а‘з̣ам ал-кабӣр ал-х̮āс̣с̣ би-расӯлиллāх) . Это Имя зашифровано сложным кодом, и никто не может разгадать его секреты, даже Полюсы (ак̣та̄б), потому что оно является частью «Ахмадова Мухаммадова круга» (ал-х̣ад̣ра ал-ах̣мадия ал-мух̣аммадия). Никто не может касаться этой окружности, так как она трансцендентна. Сӣдӣ ’Абӯ Йазӣд ал-Бист̣а̄мӣ (ر) сказал: «Я прошёл весь путь от глубины гностицизма в поисках самой сущности реальности Мух̣аммадиййи и дошёл до того состояния, в котором сейчас нахожусь, обретя тысячи лучей света. Но если бы я дотронулся до первого луча, то мог бы обжечься подобно тому, как моментально сгорает волос в огне, поэтому я уклонился».

Благословение процесса чтения суры ал-Фāтих̣а

Благословение процесса чтения суры ал-Фāтих̣а Сӣдӣ ’Абӯ ал-Х̣ассан Х̣арāзим в первой главе книги Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни (Сокровища смыслов) доказывает, что одно прочтение этой суры равнозначно следующему: одному полному прочтению (х̮атма) Священного Корана; 1 000 147 525 дворцов и гурий в Раю, а у каждой гурии будет по 70000 слуг, если читать суру каждый день; 4 787 415 900 дворцов и гурий в Раю, если читать во время выполнения пяти обязательных ритуалов; 12000 дворцов и гурий в каждый день из 30 дней Рамад̣āна соответствует 360000 при исполнении всех предписаний (к̣ийāм) в Ночь предопределения (лайат ал-к̣адр) в честь открытия Рамад̣āна; 360000 дворцов и гурий при благословенном прочтении 97 суры ал-К̣адр; Последнее также равнозначно одному полному прочтению «Литании Меченосца» (х̣изб сайфӣ), если 97 глава прочтена 40 раз с правильной интонацией.

Благословенное прочтение 112-й суры ал-Их̮лāс̣ равнозначно трём полным прочтениям (х̮атамāт) Священного Корана; предусмотрена также награда за каждое прочтение Священного Корана и каждого многократного повторения слов или фраз поминания Аллаха (тасбӣх̣), молитву к Аллаху.

В год прочтения Священного Корана отпускаются все грехи. Шейх (ر) ’Абӣ ал-‘Аббāс Тид͜жа̄нӣ (ر) также утверждает, что одно прочтение суры ал-Фāтих̣а избавляет от греха на весь год.

Благословение процесса чтения суры ал-Фāтих̣а с обращением к Всевышнему

Шейх ‘Абӣ ал-‘Аббāс Тид͜жа̄нӣ (ر), согласно книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни, сказал: «Невозможно описать силу благословения процесса прочтения суры ал-Фāтих̣а с обращением к Великому Всевышнему». Согласно книге Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни искреннее прочтение суры ал-Фāтих̣а равнозначно прочтению 600 раз с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣. Шейх (ر) также утверждает, что от своего деда (ر) слышал: «Он будет жить рядом со мной в наивысшей точке Рая (‘иллийӣн)».

Важность фразы бисмиллāх в суре ал-Фāтих̣а

Шейх ал-’Исла̄м ал-Муд͜жа̄хид Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ибн Са‘ӣд ал-Фӯтӣ (ум. 1279/1864) в книге Римāх̣ х̣изб ар-рах̣ӣм ‘ала нух̣ӯр х̣изб ар-рад͜жӣм на вопрос важности фразы бисмиллāх, например, во фразе «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного» (бисмиллāх ар-рах̣ма̄н ар-рах̣ӣм) в суре ал-Фāтих̣а, сказал следующее: «Группа учёных исследовали значение фразы бисмиллāх и выяснили, что фраза „во имя Аллаха Милостивого и Милосердного“ (бисмиллāх ар-рах̣ма̄н ар-рах̣ӣм) встречается не только в суре ал-Фāтих̣а, но и в любых других сурах, за исключением сорок седьмой суры „Мух̣аммад“. Такого же мнения придерживаются Ибн ‘Аббāс, Ибн ‘Умар, ’Абӯ Хурайра, Са‘ӣд ибн Д͜жубайр, Ибн ал-Мубāрак, Ах̣мад и Исх̣āк̣. Ал-Байхак̣ӣ сказал, что такого же мнения придерживается ‘Али ибн ’Абӯ Т̣āлиб, аз-Зухрӣ и Мух̣аммад ибн Ка‘аб. Ал-Авзā‘ӣ, Имāм Ма̄лик и ’Абӯ Х̣анӣфа считают, что фраза бисмиллāх не является айатом суры ал-Фāтих̣а. ’Абӯ Дāӯд добавил: «Фраза бисмиллāх не является стихом, однако является частью стиха двадцать седьмой суры ан-Намл (Муравей). В иных случаях данная фраза применяется только в начале айатов, во-первых, для их разделения, а, во-вторых, чтобы благословить Всемогущего Аллаха». Имāм Ма̄лик сказал: «Не следует произносить фразу бисмиллāх в начале каждой ритуальной молитвы, которую вам назначили». Саййида ‘А’иша (ر) сказала следующее: «Великий Пророк начинал ритуальные молитвы с возвеличиванием [Бога] (такбӣр) фразой алх̣амду лиллāхи рабби ал-‘āламӣн (Хвала Аллаху, Господу миров!)»

Некоторые из учёных приводят такую информацию: Первым откровением, которое преподнёс нам Д͜жибрӣл, было следующее: «Читай во имя Всевышнего, Который сотворил всё сущее» (Коран, 96: 1), и «Который не указал обязательным прочтение фразы бисмиллāх в начале данной суры. Это означает, что фраза бисмиллāх не является частью суры». К тому же многие собратья анонимно согласились с этим утверждением, так как нашли подобное сходство в следующих сурах: ал-Мулк (67), ал-Кавс̱ар (108), ал-Их̮лāс̣ (112) «Искренность». В таком случае, если фраза бисмиллāх является частью каждой из сур, тогда изменится и число айатов и слов в каждой суре.

Сӣдӣ ал-Х̣āд͜ж Умар добавил следующее:

«В качестве доказательства важности традиции использования фразы бисмиллāх многими верующими, хочется привести в пример слова Саййиды ’Умм Саламы (ر), которая сказала, что Великий Пророк произносил бисмиллāх в начале каждого произнесения суры ал-Фāтих̣а, так как считал эту фразу частью стиха». Относительно фразы, которая возвеличивает Всемогущего Аллаха: «Мы даровали тебе семь часто повторяемых сур или айатов и великий Коран» [8], Ибн ‘Аббāс высказал следующее мнение: «Фраза „Во имя Аллаха Милостивого и Всемогущего“ (бисмиллāх ар-рах̣ма̄н ар-рах̣ӣм) открывает каждую суру Священного Корана». Затем его спросили: «Так что же это за семь часто повторяющихся сур?» Ответом была фраза бисмиллāх ар-рах̣ма̄н ар-рах̣ӣм. Согласно словам ад-Дāрак̣ут̣нӣ, через ’Абӯ Хурайру Великий Пророк сказал следующее: «Следует обязательно произносить фразу , когда произносите алх̣амду лиллāхи рабби ал-‘āламӣн, ибо эта фраза является матерью Священного Корана и всех исламских книг, а также самой повторяющейся фразой».

Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ ’Абӯ Т̣āлиб (ум. 1244/1829), когда мы находились в Медине, сказал мне (шейху бисмиллāх ар-рах̣ма̄н ар-рах̣ӣм Сӣдӣ ал-Х̣āд͜жу ‘Умару ибн Са‘ӣду ал-Фӯтӣ), что необходимо произносить фразу бисмиллāх при ритуальном или другом чтении суры ал-Фāтих̣а. Также он настойчиво посоветовал лично мне следовать этому указанию и передавать эту мысль дальше». Все его действия и слова, направленные на прославление Всевышнего, подчинялись словами нашего Учителя Скрытого Полюса (к̣ут̣б ал-мактӯм) и Печати Мухаммадовой святости (х̮а̄тим ал-вила̄йа ал-мух̣аммадийа) Шейха (ر) Ах̣мада ибн Мух̣аммада ал-Х̣асанӣ Тид͜жа̄нӣ, так как Учитель приказал ему действовать в соответствии с наставлениями нашего Великого Пророка Мух̣аммада . Также когда мы были в городе Мекка, Сӣдӣ Мух̣аммад ал-Га̄лӣ сказал, что следует произносить фразу бисмиллāх на одном дыхании при ритуальном или другом чтении суры ал-Фāтих̣а. Этот совет он получил от Учителя — Шейха Тид͜жа̄нӣ.

Также он поведал мне о неких секретах и на листе бумаги записал наставления и передал их мне. Текст наставлений был следующий:

Шейх ал-К̣āд̣ӣ Мад͜жд ад-Дӣн ал-Файрӯз А̄бāдӣ сказал: Во имя Аллаха Милостивого и Всемогущего, шейх Сайф ад-Дӣн ал-Ба‘лабаккӣ с разрешения шейха ал-К̣āрӯнӣ сообщил мне, что шейх Мух̣аммад ибн ‘Арабӣ ал-Х̣āтамӣ сказал:

Декламируя суру ал-Фāтих̣а, необходимо произносить бисмиллāх ар-рах̣ма̄н ар-рах̣ӣм на одном дыхании, ибо так, клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ’Абӯ Бакра ал-Фуд̣āйла ибн Мух̣аммада ал-Кāтиба,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ’Абӯ Мух̣аммада ‘Алӣ Са̄лӣсӣ,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ‘Абдалла̄ха, более известного как ’Абӯ Нас̣р ас̣-С̣арх̮а̄вӣ,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ’Абӯ ‘Абдалла̄ха ал-Варра̄к̣а,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от Мух̣аммада ибн Йӯнӯса ат̣-Т̣аввӣла,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от Мух̣аммада ибн ал-Х̣усайна ал-‘Алавӣ За̄хида,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ’Абӯ Бакра Ра̄джиӣ,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ‘Умара ибн Мӯсы ал-Бармакӣ,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ’Анаса ибн Ма̄лика,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ‘Алӣ ибн Аби Т̣āлиба,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ’Абӯ Бакра ас̣-С̣иддӣк̣а,

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от Избранного (ал-Мус̣т̣афā),

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от Д͜жибрӣла (Гавриила),

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от Мӣх̮ā’ӣля (Михаила),

Клянусь Всемогущим Аллахом, я слышал от ‘Исрāфӣла,

и Аллах сказал: «О ‘Исрāфӣл, моим Могуществом, моим Величием, Милостью и Великодушием заявляю, что если кто-либо будет произносить фразу бисмиллāх ар-рах̣ма̄н ар-рах̣ӣм при чтении суры ал-Фāтих̣а, то я прощу ему все неправедные поступки и приму все его добрые деяния, не сожгу его язык в огне и спасу его от смертных мук, адского огня, страданий Дня воскресения (йаӯм ал-к̣ийāма) и величайшего ужаса».

Секреты пути братства Тид͜жа̄ния и значение поминания «Литании Меченосца» (х̣изб сайфӣ)

«Напиши письмо нашему сыну Сулаймāну ибн Мух̣аммаду, принцу всех верующих, сказав, что ничего на свете нет величественнее, благословеннее и ценнее, нежели мой вирд, который я продиктовал тебе. Пусть он повторяет этот вирд, и тогда поистине Аллах очистит его жизнь до и после смерти. Ещё раз передайте ему, что не существует ничего благословеннее и ценнее, нежели поминание «Литании Меченосца» (х̣изб сайфӣ), которое я надиктовал ‘Алӣ ибн Т̣āлибу. Если он будет читать этот вирд, Аллах удалит от него все очевидные и сокрытые бедствия и принесёт добро в его жизнь до и после смерти» [9].

Сӣдӣ ал-Х̣а̄д͜ж ‘Умар ибн Са‘ӣд ал-Фӯтӣ в книге Римāх̣ х̣изб ар-рах̣ӣм ‘ала нух̣ӯр х̣изб ар-рад͜жӣм пишет: «Д͜жибрӣл сказал Пророку , что „Литания Меченосца“ (х̣изб сайфӣ) имеет двенадцать тысяч особенных качеств, шесть тысяч из них в жизни до смерти и шесть тысяч в жизни после смерти. Оттого тот, кто будет постоянно рецитировать х̣изб сайфӣ, обретёт эти особенные качества в жизни до и после смерти...»

Саййид Мух̣аммад Гавус̱алла̄х в своей книге Д͜жава̄хир ал-х̮амс (Драгоценности пяти [княжеств]) писал следующее: «Следует знать, что поминание „Литания Меченосца“ является одним из признаков святости Аллаха, так как его чудеса неисчисляемые и их существование невозможно отрицать. Большинство верующих в Аллаха открывают для себя Его благословение, которое нисходит на них при их молитвах».

Има̄м Д͜жа‘фар ас̣-С̣āдик̣ сказал, что это поминание «имеет множество названий: Меч Бога (Сайф ’Алла̄х), Десница Бога (Йамӣн ’Алла̄х), Мощь Бога (К̣удрат ’Алла̄х), Рука Бога (Йад ’Алла̄х), Власть Бога (Бурха̄н ’Алла̄х), Скимитар Бога (С̣имс̣а̄м ’Алла̄х), Йеменский Амулет (ал-Х̣изб ал-Йама̄нӣ), Партия Бога (Х̣изб ’Алла̄х), Стрела Бога (Сахм ’Алла̄х), Защита Праведного (Х̣ирз ал-Барара), Литания Величайшего (Х̣изб ал-A‘аз̣а̄м), Литания Меченосца (ал-Х̣изб ас-Сайфӣ)». Шейх ’Абӯ ‘Абдалла̄х ал-’Андалусӣ сказал: «Знайте, что если кому-либо повезло в этом мире или другом, то он получит благословенную молитву (ад-ду‘а̄’ ал-муба̄рак) в свой адрес...»

Шейх Тид͜жа̄нӣ (ر) сказал: «Х̣изб сайфӣ и с̣ала̄т ал-Фа̄тих̣ являются наиболее ценными молитвами. Ничто не приближает нас к Аллаху ближе, нежели эти две молитвы. Х̣изб сайфӣ принадлежит Великому Пророку и поможет обрести шестьдесят тысяч даров (кара̄ма̄т)...»

Несколько слов о чудотворных дарах в ином мире

Моей целью является упомянуть о множественных чудотворных дарах, которые праведные мусульмане обретут в ином мире при чтении молитвы х̣изб сайфӣ:

1. При регулярном чтении молитвы утром и вечером, Аллах услышит их и возлюбит тебя.

2. При регулярном чтении молитвы утром и вечером, на тебе не будет ни одного греха.

3. При регулярном чтении молитвы утром и вечером, Аллах подарит тебе прощение за все твои грехи.

4. Регулярно читая молитвы в течение года, твои грехи будут отпущены.

5. При прочтении хотя бы единожды ты получишь благословение Всевышнего на целый год. При прочтении дважды, ты получишь благословение на два года. При прочтении трижды, ты получишь благословение на три года и так далее.

6. Читая молитву, ты получишь от Аллаха награду в период месяца Рамад̣āн.

7. Читая молитву, ты получишь от Аллаха награду в Ночь предопределения.

8. Если прочтешь молитву сорок раз, то Аллах подарит тебе множество талантов и качеств, которые присущи избранникам [Бога] (авлийā’), а также сделает его маяком для святых с воли на то Аллаха.

9. Читая молитву трижды по утрам в течение сорока дней, ты получишь множество талантов и качеств, которые присущи святым, и станешь почитаемым и уважаемым человеком в обществе, которому никто не сможет противостоять или противоречить.

10. Читая молитву сорок один раз по утрам в течение сорока дней, Аллах возвеличит тебя до уровня избранников [Бога] (авлийā’).

11. Если ты желаешь увидеть одного из пророков (анбийā’) или избранников [Бога] (авлийā’), или одного из членов семьи и родственников Пророка , следует сорок раз прочесть молитву, и тогда увидишь интересующее тебя лицо, если на то будет воля Аллаха.

12. Если ты будешь читать молитву сорок раз во имя себя и своих родителей, то все горести в жизни до и после смерти уйдут.

13. Прочитав хотя бы единожды молитву, Аллах Всемогущий и Всемилостивый убережет тебя от внезапной смерти при чрезвычайных происшествиях, как например авария, пожар.

14. Прочитай сорок один раз молитву, если ты хочешь, чтобы Х̮ид̣р (ر) пришёл к тебе.

15. Если же ты старательно и усердно будешь читать молитвы, то обязательно за все твои деяния тебе воздаться, грехи забудутся, и ты покинешь этот мир с чистой совестью. Даже если твои грехи необъятны, как пена в океане, Аллах простит тебе благодаря Своей милости и искренней доброте.

16. Если же ты старательно и усердно будешь читать молитву, то Аллах обязательно создаст тебе прекрасное и красивое существо, ангела-хранителя, который будет находиться рядом с тобой перед твоей смертью, умиляя тебя своей красотой и душевностью и благословляя Всевышнего. Твоя душа улетит легко, беспечно и безболезненно, и ты не будешь осознавать своей смерти. Когда же два ангела прилетят спросить о твоём состоянии, Аллах прикажет этому твоему ангелу-хранителю ответить от твоего имени, и ответ ангелам будет самым угодным тебе. И когда ты воскреснешь в День воскресения (йаум ал-к̣ийа̄ма), твоё лицо будет сиять, как лунный свет. И когда ты воскреснешь в День воскресения, первым же делом ты встретишь Великого пророка Мух̣аммада . И когда придёт время взвешиваться на весах, Аллах прикажет ангелам не вызывать тебя, потому что Он подтвердит, что ты всю жизнь старательно и усердно читал молитвы. И когда придёт момент пройти к вратам Рая по узкому мосту С̣ира̄т̣, твой ангел-хранитель поможет тебе проскочить этот путь. Он скажет: «Пошли за мной, я проведу тебя по мосту С̣ира̄т̣ в мгновение ока!» Когда же ангел-хранитель проведете тебя, и ты окажешься в безопасности, ты спросишь: «Кто ты?» Ангел-хранитель ответит тебе так: «Я являюсь всеми твоими молитвами, которые ты читал при жизни».

17. Когда гости придут во дворец к Пророку , он прикажет вознаградить того, кто продекларирует эту молитву.

18. Если же ты старательно и усердно будешь читать молитву, то Аллах обязательно подарит тебе вечную жизнь в саду Рая с Его воли на то. Не существует более величественной награды или степени, нежели этот Божий дар. За каждое написанное письмо с этой молитвой Аллах наградит тебе особой степенью в саду Рая с Его воли на то.

19. А если ты напишешь письмо с этой молитвой, затем сотрёшь чернила и дашь выпить их ребёнку, то, таким образом, откроешь ему путь чистоты и целомудрия.

20. Свято веря в благословение этой молитвы, когда читаешь её, вокруг тебя будут находиться семьдесят тысяч ангелов. И ты произнесёшь «О Аллах, Ты — Царь, Истинный, Очевидный <...> Нет другого бога, кроме Тебя! (Йа̄ ’Алла̄х Анта ал-Ма̄лик ал-Х̣ак̣к̣ ал-Мубӣн.... ла̄ ’ила̄ха ’илла̄ Анта)...» И в этот миг все семьдесят тысяч ангелов падут на колени во славу Аллаха и в подтверждение верования всему вышесказанному.

Чтение суры «Могущество» (ал-к̣адр) с намерением поминания «Литании Меченосца» (х̣изб сайфӣ)

«Литания Меченосца» (х̣изб сайфӣ) является конфиденциальным, таинственным поминанием, и разрешение на его рецитирование может давать только мук̣аддам. Однако существует верование, что возможно заменить чтение молитвы х̣изб сайфӣ 40-кратным прочтением суры «Могущество» (ал-к̣адр) [10]. Разрешение на подобную замену может давать только мук̣аддам.

Шарӣф ал-Х̣ассан Дӣббāрх

(Перевод с английского)

 

 

[1] Вирд — задание в виде специальных молитв, которые суфийский шейх даёт своим последователям.

[2] Коран, 98: 7.

[3] См. ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда. Д͜жава̄хир ал-ма‘а̄ни ва булӯг ал-’ама̄нӣ фӣ файд̣ Шейх Сӣдӣ ’Абӣ ал-‘Аба̄с ат-Тид͜жа̄нӣ (Сокровища смыслов и обретение устремлений в духовном излиянии Сӣдӣ ’Абӣ ал-’Абба̄са ат-Тид͜жа̄нӣ).

[4] Там же.

[5] Коран, 18: 104.

[6] См. Ах̣мад ибн ал-Мубāрак. Ал-Ибрӣз мин калāм Сӣдӣ ‘Абд ал-‘Азӣз ад-Дабба̄г [Чистое золото от слов Сӣдӣ ‘Абд ал-‘Азӣза ад-Дабба̄га].

[7] ‘Алӣ Х̣арāзим Баррāда. Булӯг ал-’ама̄нӣ [Обретение устремлений].

[8] Коран, 15: 87.

[9] Избранный отрывок из послания Шейха (ر) Султ̣āну Мавлāйу Сулаймāну.

[10] Коран, 97.



Другие тексты раздела


Почему наш орден называется Т̣арӣк̣а Ах̣мадия Мух̣аммадия Ибра̄хӣмия Тид͜жа̄ния
Правила и практики
Орден Тид͜жāния: его характеристики и заслуги
Принцип Благодарности (шукр) и Божественной милости в век морального разложения
Основы тид͜жа̄нийского з̱икра
Из таинств (’асрāр) пути братства Тид͜жа̄ния
Достоинства (кара̄ма̄т) и благословения (барака̄т) братства Тид͜жа̄ния
Руководство для благочестивого визита (зийāрaт) к Сӣдӣ Ах̣маду Тид͜жāнӣ в Фес (Марокко)
С̣ала̄т ал-Фа̄тих̣